Замечательные люди: творческая династия Качёвых

Выполнила Милиева Полина Шакировна., ученица 9 класса МКОУ «ООШ№36», под руководством Милиевой Елены Сергеевны.

Альбом с докладом можете скачать по этой ссылке, а здесь архив самого доклада

«Благодаря восприятию
в природе и искусстве,
человек открывает прекрасное
в самом себе»
Василий Александрович Сухомлинский

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных  мастеров – берестяные туеса, тканые половики, вышитые изделия,  посуда с росписью и резьбой, плетёные из лыка и прутьев сувениры. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья.

Казалось бы, зачем нам в век научно – технического прогресса эти   предметы? Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте. Нам хочется видеть вокруг себя не только стандартные массовые изделия, но и рукотворные предметы декоративного искусства, в которых живёт естественность и поэтичность – лоскутные покрывала и дорожки, блузы и платья с народной вышивкой, резные стулья и столы, дома, украшенные различной резьбой.

        В изделиях декоративно – прикладного искусства  сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни.

      Василий Александрович Сухомлинский писал: «Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе». Ручной творческий труд, составляющий основу деятельности народных художественных промыслов, — это дожившая     до нас форма труда, естественно сочетающая в себе все стороны человеческой личности, проявляющая в неразрывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать и учить других.

 Моя маленькая родина – село Сыростан.

Оно имеет богатую историю. Если кто хоть однажды побывал в этом селе, убедился в том, что многие дома украшены неповторимыми деревянными кружевами. Глядя на некоторые дома в нашем селе, радуешься, что здесь развивалось деревянное    зодчество.   Благодаря этому творчеству  село выглядит уютным и сказочным.

Здесь сохранились ещё старинные дома, придающие им особый колорит.

Большинство предметов старого русского быта делалось из дерева. Создавали эти предметы по определённым канонам, которые передавались от отца к сыну, от мамы к дочери. Сохраняя традиционные художественные приёмы, народные умельцы мастерили вещи оригинальные, не похожие одна на другую. Простые бытовые предметы, украшенные
резьбой или росписью, дошли до нас не только как источники материальной культуры народа, они стали образцами высокого мастерства наших предков. Сейчас мы смотрим на народное
творчество с восхищением и недоумением. Почему наши предки тратили столько труда и времени на украшение своего жилища? Почему они делали его таким нарядным? Как в обычной избе крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, создавалось и жило «чудо чудное, диво дивное».
Сыростан славится мастерами.

Я часто задумываюсь о том, что только в нашей семье есть целая плеяда умельцев, которые передают своё мастерство от старшего поколения к младшему, то есть нам.
Мой дедушка, Иван Алексеевич Глинин, вспоминает: «До революции наша деревня была богатущая, себя кормила, одевала – обувала и город снабжала. Наши предки были трудолюбивые. Всё в округе засевали пшеницей, овсом, капустой и другими культурами, многие держали не только домашнюю скотину, но и специально выращивали лошадей, занимаясь зимой извозом на гужевом транспорте. Помимо этого селяне жгли древесный уголь, обжигали известь, мрамор резали. Но даже после тяжёлого труда находили время заниматься любимым делом». Есть в селе умельцы, о которых говорят «мастер золотые руки».

Это моя прабабушка Мария Никифоровна Ежова, она родилась в 1929 году, в селе Сыростан. На рукоделия Марии Никифоровны даже заезжавшие по случаю из Челябинска американцы приходили поглядеть и с большим желанием приобретали её изделия. И, право, есть на что полюбоваться! Под искусными руками рукодельницы разноцветные лоскутки, остатки старых шуб и вышедших из моды платьев преображаются в нарядные пледы и одеяла. Одинаково мастерски управляется она с иглой, крючком и спицами. И с прялкой, доставшейся ей от бабушки, тоже легко управляется. «В нашем роду все женщины мастерицами были. Да и любая может дом украсить. Было бы желание», — говорит Мария Никифоровна. Особенно красочно выглядит вышивка. Её работы, выставленные на областной конкурс народного творчества, отмечены грамотой. Многие предметы домашнего обихода украшены вышивкой. Это и простыни, концы которых свешиваются с кровати, полотенца, скатерти, занавеси, рубахи, головные уборы, декоративные панно. Мария Никифоровна в совершенстве владеет многими старинными приёмами вышивки, но особенно увлекается она созданием композиций с цветами, лесом, животными – это излюбленный её мотив. Работает мастерица не спеша, вдумчиво, словно пристально всматривается в узор на панно, который мысленно уже вышила. Её игла, словно волшебная палочка, плавно скользит по поверхности изделия, и рождаются на нём красивые маки и розы, девушки с букетами, Алёнушка у воды, диковинные птицы. Своим мастерством она делится с любителями этого искусства. Обсуждая, они ведут неторопливый разговор о том, как лучше заполнить пространство на будущем изделии, которое под умелыми руками обретёт живой и зримый образ. Работы моей прабабушки меня заинтересовали, я обратилась к литературе и узнала, что искусство вышивания возникло очень давно – во времена, когда главным средством для добывания пищи у людей была охота. Учёные относят зарождение этого искусства к эпохе первобытной культуры и связывают его появление с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шёлка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блёстки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты. Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой, и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

Плетение – ещё одно увлечение нашей семьи, этим занимался мой дедушка, Качёв Сергей Никифорович. Это искусство таит в себе большие возможности. Для плетения берут различные материалы – сосновый и еловый корень, пруты лозы разных сортов, лыко, бересту, ржаную солому и рогоз, известный как камыш. Чего только из них не делают: всевозможные корзины и короба, заплечники и набирушки для ягод, детские погремушки и игрушки. А мой дедушка любил работать с берёзой, от которой брал бересту. Изделия из неё получались удобные и красивые. Трудно найти такой же универсальный материал для изготовления предметов домашнего обихода. Любил он работать и с липой. Во влажном лесу он находил ровную липу. С неё сдирал кору и замачивал её на три недели, прижимая тяжёлыми камнями, чтобы не поднималась кора кверху. Через три недели он её доставал, за это время кора  расслаивалась на две части: мочало и лыко. Детство у дедушки было тяжёлое. Обуви не было. Вот и приходилось обувь мастерить своими руками. Сергей Никифорович брал лыко и плёл лапти для всей семьи, этому ремеслу его научил мой прадедушка. Лапти быстро снашивались – ведь материал – то был не прочный, и одному человеку на год требовалось 12 – 15 пар лаптей. Из литературы я узнала, что в конце прошлого века примерно 25 миллионов крестьян носили лапти. Значит, в России изнашивалось 300 – 350 миллионов пар лаптей в год. А на пару лаптей шло лыко с 2-3 молодых липок, отсюда и народная поговорка «ободрать, как липку». Сколько же надо было ободрать деревьев! И обдирали – что же оставалось делать? Для плетения лаптей дедушка использовал кочедык – крючок и колодку. кочедык колодка для плетения лаптей Для прочности, тепла и красоты лапти он подшивал кожаной подмёткой. Лапти больше подходили для крестьянского быта и труда. В школьном музее хранится пестерь, сделанный дедом – это ранец, предназначенный для сбора грибов. Он не оттягивает руки при сборе и переноске грибов. Со временем ранец как бы приспосабливается к своему хозяину. Прилегающая к спине стенка пестеря повторяет все изгибы спины. При плетении этого изделия учитывается всё: величина, форма, ширина и длина лямок, и, конечно же, отделка. Хотя сейчас эти изделия не используются, но сувенирные лапти вызывают восторг и удивление.

Как говорится в народе: «Творчество тянется к творчеству». Наша семья тоже относится к творческим. Украсить землю делами рук своих – этому учит своих воспитанников мой папа, Милиев Шакир Кувандикович. Резьбой по дереву он увлёкся после армии. Работая учителем трудового обучения в школе,
папа учит детей любить прекрасное. После окончания профессионально – технического училища он получил профессию «столяр – плотник». Плотницкое мастерство перешло ему от дедушки. Заглянув в класс, где ведёт уроки мой папа, мы увидим, что здесь рождается чудо искусства. Он обучает детей работать с деревом. Ни одна работа не похожа на другую. У каждого ученика свой почерк, своё видение. И вместе с тем во всех работах есть что – то общее: дети учатся превращать обычное дерево в сказочное. Жители села часто обращаются к нему за помощью. Работами моего папы заинтересовалась передача «Губерния», и изделия были показаны по челябинскому телевидению.

Узорчатые наличники на домах, живописные фигурки, предметы обихода, даже мебель мастерит Милиев Шакир Кувандикович. То ли из природы, то ли из сказочных книжек взял мастер затейливый рисунок и украсил им дома односельчан. Талантливый умелец прекрасно чувствует материал, изучает приёмы труда своих предшественников, вносит в резьбу по дереву много своих орнаментов. Даже новым домам он уделяет внимание именно оформлению окон. Соседи, глядя на такую красоту, заимствуют друг у друга и форму деталей, и орнамент, но изменяют чередование завитков, их размер, подправляют рисунок, и вот уже дом оформлен по – своему. Дерево – прекрасный строительный и отделочный материал. Оно обладает рядом ценных качеств: легко колется, режется, достаточно прочное и твёрдое, упругое, легко склеивается. Для различных видов резьбы он применяет липу, осину, ольху, берёзу.

Береза

Осина

Липа

Из липы выполняются узоры буквально ювелирной тонкости, осина идёт на изготовление прялок, эта порода имеет собственный серебристо – светящийся цвет, который в резных изделиях не требует никакой дополнительной отделки.

Ольха хорошо точится на станке.
Делать на этой древесине резьбу одно удовольствие.
Жаль, что дерево не долговечно. Вот и старается папа передать своим ученикам основы этого искусства. О моём папе говорят «мастер золотые руки». Он сам построил дом, сделал мебель, украсил дом резьбой. В газете я нашла стихотворение. Хотя оно не о моём папе, но оно так к нему подходит!

Жил возле речки дядя Саша,
Был крепок дом, просторен двор,
Кто мимо плыл, тот с речки видел
Резных наличников узор.
Хозяин дома под навесом
Пилил, подтачивал, долбил,
Шепталась с деревом стамеска,
И он доволен этим был.
Дарил резьбу с особой лаской.
Но на иных односельчан
За их пристрастье к пёстрым краскам
Сердился мастер, а молчал.
А на селе с карнизов броских,
За каждодневной суетой,
Облезла краска, дышат доски
Первоначальной красотой.
Над речкой дом его ажурный
В однообразье не коснел.
Наличник был с утра лазурным,
К закату медленно краснел.

Творчество нашей семьи можно разделить на 2 направления: бабушка и дедушка занимались плетением, вязанием и вышиванием, папа занимается, в основном, резьбой по дереву, а более молодое поколение переняли не только это умение, но и нашли своё направление. Моя старшая сестра Настя занимается вязанием, вышивкой. Из пуговиц, мелких кусочков ткани, бисера, даже из памперсов она делает удивительные поделки.

вязаное одеяло

букет из цветной бумаги

украшение к новогоднему столу с применением цветных лент

украшение к новогоднему столу с применением цветных лент

изделия из цветной бумаги

изделия из памперсов и цветной бумаги

изделия из памперсов и цветной бумаги

изделия из цветной бумаги

Я являюсь продолжателем творческой династии. Моё увлечение — техника Кинусайга и техника Квилинг. Кинусайга — разновидность любительского искусства, создание художественных изделий (подобия мозаики) из разноцветных кусочков ткани. Это создаётся следующим образом.

Вначале я делаю эскиз рисунка на бумаге.
Затем готовый эскиз перевожу на пенопласт
толщиной не менее 1 см. На пенопласте прорезаю углубления
глубиной около 2 мм. Старые кусочки ткани,
которая не растягивается и должна быть тонкой,
но плотной, края не должны осыпаться,
разрезаю на небольшие лоскутки (припуски всего 1 мм),
которые я вставляю в прорезанные канавки.

Сюжетами для Кинусайга я выбираю людей.
С помощью копировальной бумаги переношу рисунок
на лист пенопласта. С помощью ножа делаю прорези
по контуру рисунка глубиной примерно 2-3 мм.


Разрезаю ткань на подходящие по размеру лоскутки.
Заправляю лоскутки в пенопласт с помощью палочки
или пилки. Заполняю всю картину. Срезаю лишние края.
Завершающим штрихом будет оформление панно в раму.
В технике Кинусайга можно украсить крышки от коробок,
в результате получаются красивые шкатулки,
даже ёлочные игрушки можно собирать в технике Кинусайга!
Квилинг – искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Считается, что квилинг придумали монахи, обрезая позолоченные края книг, или накручивали их на палочки птичьих перьев. Искусство кручения возникло в средиземноморской Европе.
В России стал популярен в конце 20 века. Я научилась этой технике на школьном кружке.


Для изготовления миниатюры нужен лист бумаги А – 4, узкие деревянные палочки.
Лист бумаги разрезать на отрезки по 5 мм. На палочку начать закручивать не очень туго отрезок бумаги, снять с палочки и положить в кружочек трафаретной линейки, расправив по всему кружку. Склеить полоску и придать ему нужную форму. Миниатюра готова.
Изготовление канзаши – это ещё одно моё увлечение. Канзаши – японское традиционное украшение для волос. Носят с кимоно. Надевались на свадьбу, Новый год, на детские праздники и просто так. Для каждого месяца в году характерен свой цвет кимоно и своя канзаши. Украшения должны быть непременно в тон и цвет кимоно, должны подходить к цвету глаз.


Мои работы можно увидеть в моей комнате в нашем доме.
Я их использую и для подарков близким людям. И у нашего села на все руки есть большие мастера. Знают их не только на Урале, из-за границы в гости приезжали. Что угодно могут смастерить. Мастерски не только валенки подшить. От изношенных вещей освободят, сделают вам новенький наряд. Если шуба стала тесна, мала, будет плед роскошный или одеяло. Даже печку смогут враз сложить. И искусно выделают кожу под заказ. Лапти и корзины, и лукошко в самый раз. И резьба по дереву тут, и гармошка, и вязанье, и шитье немножко. От одного передаётся ремесло другому, от старого поколения молодому. Всем умельцам нашим слава и честь. Спасибо за то, что они были, будут и есть! Соломатова Ольга, г.Екатеринбург


Заключение
Занимаясь творчеством, соединяя профессиональные приёмы с художественной выдумкой, народные умельцы приобщаются к созданию изделий не только полезных, но и красивых,
они стараются передать своё искусство молодому поколению.
К такому творчеству относится и наша семья.

Династия Качёвых

  • Прадед — Качёв Никифор (плетение лаптей)
  • Прабабушка — Качёва Арина Алексеевна (вязание, вышивка)
  • Сестра деда — Ежова (Качёва) Мария Никифоровна (вышивка, изготовление декоративных цветов)
  • Брат деда — Качёв Николай Никифорович (оформление домов накладной резьбой)
  • Бабушка — Качёва Зоя Михайловна (прядение, вышивка, вязание)
  • Дедушка — Качёв Сергей Никифорович (плетение лаптей)
  • Отец — Милиев Шакир Кувандикович (изготовление мебели, предметов быта из дерева, оформление домов накладной резьбой)
  • Мать — Милиева Елена Сергеевна (вязание)
  • Дочь — Милиева Полина (канзаши, квилинг, кинусайга, вязание)
  • Сестра – Качёва Анастасия (поделки из лент, бумаги, памперсов, вязание)
  • Сестра — Милиева Дарья (вышивка, поделки из различных материалов)
  • Сестра — Качёва Арина (вязание, поделки из различных материалов)
  • Тётя — Качёва Вера Александровна (вязание)

Литература

  1. В.Г.Буриков, В.Н.Власов «Домовая резьба» — Москва: «Нива России» совместно с Компанией «Евразийский регион», 1995г.
  2. А.С.Хворостов «Декоративно – прикладное искусство в школе» — Москва: «Просвещение», 1981г.
  3. Л.В.Шевчук «Дети и народное творчество» — Москва: «Просвещение», 1985г.
  4. Интервью с Ежовой М.Н., Качёвой З.М., Милиевым Ш.К., Качёвой Н.

Интернет – ресурсы: Ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 04.12.2017г.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *