Н.Г.Гарин-Михайловский и Урал

                             Николай Георгиевич Гарин -Михайловский (1852-1906)

                                            К 160-летию со дня рождения

               Жизнь и творчество Гарина-Михайловского тесно связаны с Уралом.Гарин – псевдоним беллетриста Николая Георгиевича Михайловского.

               Николай Георгиевич родился в Петербурге в семье офицера. Он учился в одесской Ришельевской гимназии и в институте инженеров путей сообщения.

              Работа инженера-изыскателя и строителя железных дорог стала его призванием, захватила Михайловского и способствовала формированию его личности как человека и писателя. В мае 1886 года Николай Георгиевич получил назначение на Самаро-Златоустовскую железную дорогу, состоявшую из двух участков Самаро-Уфимского и Уфа-Златоустовского, который явился начальным пунктом Великого Сибирского пути.

               Склонность к словесности у Михайловского проявилась еще в годы учебы в гимназии, но по-серьезному литературная деятельность началась, когда ему было 35 лет, и связана с Уралом. Это были, пожалуй, самые напряженные, полные кипучей творческой деятельности годы: Николай Георгиевич одновременно разрабатывал и решал сложнейшие инженерно- технические проблемы и с не меньшей энергией занимался литературной работой. Инженер Михайловский обосновывается на постройке железной дороги на участке Уфа – Златоуст. В этот период Н.Г.Гарин-Михайловский пишет самый ранний очерк «Вариант».

               В 1890 году строительство Уфа-Златоустовской железной дороги закончилось. Все работы на этом участке прекратились. Сентябрьским днем в Златоуст прибыл первый поезд из Уфы, и в старом уральском городе состоялись торжества. С пламенной речью выступил Н.Г.Гарин-Михайловский. Он говорил о значении дороги, о том, что строители провели большие объемы земляных, скальных взрывных и других работ, что их труд заслуживает всенародного признания и похвалы.

              Это была речь вдохновленного инженера-строителя и писателя- патриота, видевшего, какие экономические преобразования несла построенная дорога в эти богатейшие районы страны, остававшиеся оторванными от центральной России.

               А через два года первый поезд пришел и в Челябинск, связав его с Самарой. Строителями за шесть лет было возведено свыше тысячи километров железнодорожного пути. Это был подвиг народа.

               На литературное поприще Грин-Михайловский вступил в 1892 г. имевшей успех повестью «Детство Тёмы» («Русское Богатство») и рассказом «Несколько лет в деревне» («Русская Мысль»). В «Русском Богатстве» он напечатал затем «Гимназисты» (продолжение «Детства Тёмы»), «Студенты» (продолжение «Гимназистов»), «Деревенские панорамы» и др. Рассказы Гарина выходили отдельными книгами. Собрание сочинений вышло в 8 томах (1906–1910); отдельно издано также: «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» и «Корейские сказки». Как специалист-инженер, Гарин горячо отстаивал в «Новом Времени», «Русской Жизни» и других изданиях постройку дешёвых железных дорог.

             Наиболее известное из произведений Гарина – трилогия «Детство Тёмы», «Гимназисты» и «Студенты» – задумано интересно, исполнено местами талантливо и серьёзно. «Детство Тёмы» – лучшая часть трилогии. У автора есть живое чувство природы, есть память сердца, с помощью которой он воспроизводит детскую психологию не со стороны, как взрослый, наблюдающий ребенка, а со всею свежестью и полнотою детских впечатлений; но у него совсем нет уменья отделять типичное от случайного. Автобиографический элемент слишком им владеет, считали критики — он загромождает рассказ эпизодами, нарушающими цельность художественного впечатления.

              Во время изыскательских работ на Урале и в Сибири Н.Г.Гарин-Михайловский воочию видел картины жизни русского, башкирского, татарского, чувашского и других народов, влачивших жалкое существование. Работая над очерком «Вариант», Н.Г.Гарин-Михайловский одновременно пишет «Лешье болото» — повесть о жизни рабочих горнозаводского Урала. Автор показывает нищету людей, живущих в краю сказочной природы. Повесть эта, как и рассказ «Бродяжка», с большой теплотой и сочувствием показывает «самых бесправных из всех бывших когда бы то ни было рабов», скитавшихся по селениям Урала и Сибири.

               Уральская земля навсегда осталась памятной для писателя. «Урал в пределах пермской губернии один из богатейших уголим. Ю.Н.Ликов мира. Рядом с прекрасной почвой громадные минеральные богатства: железо, каменный уголь, золото, драгоценные камни, платина. Если прибавить к этому лесную площадь, причем по качеству своему ( я не говорю об эксплуатации) лес не оставляет желать ничего лучшего, и громадные торфяные болота, то ясно станет, что природа не поскупилась в этом уголке сделать все, чтоб человек мог дешево и с избытком удовлетворять всем своим потребностям».Так Н.Гарин-публицист утверждал в статье «Урал.Железное дело: дешевые дороги», появившейся в «Ирбитском ярмарочном листке».

               Об Урале Николаю Георгиевичу всегда напоминали и встречи с Д.Н.Маминым-Сибиряком в редакции «Русского богатства», их совместное участие в различных литературных вечерах в Петербурге, дружеская переписка и, что очень важно,- близкое знакомство Н.Г.Гарина-Михайловского с местами, где родился и вырос Дмитрий Наркисович, где подсмотрел героев своих романов и повестей, которых также наблюдал и Михайловский.

                  В повести «Лешье болото» в уста своего героя Ивана Николаевича Суринова писатель вкладывал не менее примечательные слова: «Природа, действительно, сделала все, чтобы засыпать человека богатствами, но со стороны человека тоже сделано все, чтобы умудриться и среди этих богатств создать общее разорение. И все потому же, что и в этом уголке положены в основание жизни не альтруистические стремления и волнения, а грубый, бессмысленный эгоизм и родной сын его — невежество».

                 «Проснулся рано, чтобы видеть Уральские горы, и действительно, стоило прервать утренний сон. Линия дороги шла по долине р. Ай среди высоких гор. Быстро бежит эта горная река к нам на встречу, перебираясь каскадом через камни: она то подбегает к нашим шпалам, то отойдет на много сажен, а мы все поднимаемся; нас с трудом тащат два паровоза…. Вот и верхняя площадка хребта: рядом с полотном дороги стоит каменный столб неуклюжий, низенький; на западной стороне надпись: «Европа»; проехали, оборачиваюсь, читаю: «Азия». Так проникновенно мог писать человек, влюбленный в эти места, знающий их, глубоко чувствующий красоту окружающего. В них угадывается, как и во всем, что писал Гарин-Михайловский на Урале и об Урале,- истинный патриот.

Источники:

1.Шмаков А. «Творец и и летописец»//Режим доступа:http://www.bookstand.narod.ru/Bibliografia/GarinMixaii.htm/10.02.2012

2.Н.Г.Гарин-Михайловский: Биография. — Режим доступа: http://www.biografguru.ru/about/garin-mihaylovskiy/ 10.02.2012.

Поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *