Cтолетие на ладони

К 125-летию М.С.Шагинян


   Шагинян Мариэтта Сергеевна – советская писательница и поэтесса, историк, журналист, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент АН Армянской ССР.

Родилась 21 марта (2 апреля) 1888 года в Москве в семье врача. Армянка. Получила прекрасное домашнее образование, затем училась в частном пансионе, потом в гимназии Ржевской, одной из лучших гимназий Москвы того времени. В 1912 году окончила историко-философский факультет Высших женских курсов. В том же году побывала в Санкт-Петербурге, где познакомилась и сблизилась с З.Н.Гиппиус и Д.С.Мережковским, интересовалась философскими концепциями символистов, испытала их влияние, отразившееся в её книгах «О блаженстве имущего. Поэзия З.Н.Гиппиус» (1912) и «Две морали» (1914).

  В 1915-1918 годах жила в Ростове-на-Дону, преподавала в консерватории эстетику и историю искусств. В эти годы написала первый большой роман – «Своя судьба», насыщенный философской проблематикой. На Дону ее и застает революция. Шагинян не делала попыток присоединиться к белому движению, и не думала об эмиграции. Она решила остаться в России и принять надвигающиеся перемены.

Писательница с энтузиазмом приняла Октябрьскую революцию, которая дала ей новые темы для творчества. В письме к своей подруге по учебе Надежде Газдановой от 3 августа 1917 года из Ахбада Шагинян высказала свое отношение к происходящему: «Опасений за Россию (вообще) я никогда не чувствовала и теперь не чувствую По существу, Россия все же выкарабкается и научится».

 В 1922-1923 годах появляется повесть «Перемена», затем – «Приключение дамы из общества». В 1923-1925 годах публикует под псевдонимом Джим Доллар серию агитационно-приключенческих повестей «Месс-Мэнд», имевшую большой успех. В 1928 году публикует своеобразное литературное произведение – «роман-комплекс» – «Кик», объединивший разные жанры – «от поэмы до доклада». В 1930-1931 годах пишет роман «Гидроцентраль», явившийся результатом проведенных ею лет на строительстве Дзорагэс.

В 1930-х годах окончила Плановую академию Госплана (изучала минералогию, прядильно-ткацкое дело, энергетику), работала лектором, инструктором ткацкого дела, статистиком, историографом на ленинградских фабриках, годы Великой Отечественной войны провела на Урале корреспондентом газеты «Правда».

 «Природа принимает вас неодолимой лаской. Ветер гонит на вас волны одуряющего аромата. На языке у вас – вкус земляники, сдобренной запахом горьковатой пыли. С нежнейших белых россыпей медуницы, с мохнатого донника гулко срываются тяжелые пчелы, вонзаясь в воздух тонким штопором своего неумолчного жужжания», — писала М.С.Шагинян в очерке «Из Миасса в Чесму».

  Мариэтта Шагинян как журналистка известна нам прежде всего как мастер очерка. Очерк считается «королем» художественно-публицистических жанров, но с точки зрения подготовки его – он один из самых трудоемких. И это действительно так, поскольку написать хороший очерк журналист сможет только в том случае, если он уверенно владеет разными методами отображения действительности, существующими в его ремесле. Важно отметить, что М. Шагинян, увлеченно отдаваясь газетной работе, никогда не считала основной своей задачей лишь наблюдать жизнь, но всегда стремилась ее исследовать. Жанр очерка она ценила именно за его передовую, «разведочную роль» — ведь он «неизбежно связан с изучением новой действительности». Очерк также учит журналиста искать «проблемный узел», считает М. Шагинян, находить важное, решающее «скрещение событий и действий». Самый жанр исключает для художника возможность отстранения от происходящего. Работа над очерком включала у Шагинян много этапов. Обычно, приезжая в новое место, о котором она заранее узнавала, что могла, писательница брала подшивку местных газеты — областной, районной, многотиражки — за месяц-два и просматривала их, делала заметки. Потом, определившись, шла на местность, разговаривала с людьми, изучала технику, ее особенности, условия работы. За первым «внедрением», в предмет, как отмечала Шагинян, следовала правило: по возможности перещупать местность своими ногами, переглядеть вещи своими глазами. Никому не передоверять ни единого звена своей работы, все сделать самому. Интересно, что печатной машинке и авторучке писательница предпочитала школьное перо и возила с собой любимую чернильницу, переписывала все от руки, делала десятки вариантов и особенно часто переписывала начало произведения. Мариэтту Шагинян иногда упрекали в слишком вольном обращении с материалом, в том, что ее очерки порой включали в себя некоторые художественные преувеличения или неточности. Но очерк в любом случае представляет из себя художественно-публицистическую модель реального мира, причем окружающая действительность в нем должна не просто фиксироваться, а изображаться зримо, в образах. Дневники Мариэтты Сергеевны Шагинян являются значительной и важной частью ее творчества.

  В 1946 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук. В 1950 году была избрана членом-корреспондентом Академии наук Армянской ССР.

Долгая жизнь, прожитая Шагинян, была наполнена большими и малыми историческими событиями, о которых она всегда писала горячо и заинтересованно. Особое место в творчестве Шагинян занимают книги о В.И.Ленине, за которые в 1972 году она была удостоена Ленинской премии: романы-хроники «Семья Ульяновых» (1938, переработанное издание 1957) и «Первая Всероссийская» (1965).

 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 мая 1976 года Шагинян Мариэтте Сергеевне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

 Мариэтта Сергеевна скончалась 20 марта 1982 года на 94-м году жизни. Похоронена на Армянском кладбище в Москве.

Литература

 Шагинян, М.С. Собрание сочинений. В 9тт./М.С.Шагинян; Вст.ст. В.Ковалева. – М.: Худож.лит., 1986-1989.

 Шагинян, М.С. Воскрешение из мертвых /М.С.Шагинян. – М.: Худож.лит., 1964. – 407с.

 Шагинян,М.С. Гидроцентраль.Перемена :Роман/М.С.Шагинян. – М:Сов.писатель, 1956. – 492с.

 Шагинян, М.С. Йозеф Мысливечек /М.С.Шагинян. – М.:Мол.гвардия, 1983. – 320 с. – (Жизнь замечательных людей).

 Шагинян, М.С. Семья Ульяновых: Тетралогия / М.С.Шагинян. – М.:Сов.писатель, 1988. – 639 с.

 Шагинян М.С. Столетие лежит на ладони: Сборник очерков и статей /М.С.Шагинян. – М.:Современник, 1981. – 351 с.

Календарь знаменательных датПодробнее > "Cтолетие на ладони"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *