Досье на Шерлока Холмса


Создатель: Артур Конан Дойль;

Первое упоминание: повесть «Этюд в багровых тонах» (1887г.);
Пол:  мужской;
Национальность:         англичанин;
Место жительства: Лондон, Бейкер-стрит, дом 221-б;
Дата рождения:  приблизительно 1855 год;
Дата смерти: после 1923 года;
Семья: Майкрофт Холмс (брат);
Род занятий: частный сыщик;
Прототип:  Джозеф Белл;
Роль исполняли:        В. Ливанов,  Н. Волков, И. Петренко, А. Масюлис, Б. Рэтбоун,  Д. Прайс, Дж. Бретт, Р. Дауни, Б. Камбербэтч, М. Фрюэр, Р. Эверетт, Кр. Ли, П. Кашинг, М. Кейн, Р. Мур, Кр. Пламмер, Дж. Ли Миллер, Р. Роксбург, И. Маккеллен и др.

 
Шерлок Холмс
 — литературный персонаж, созданный Артуром Конан Дойлем. Его произведения, посвящённые приключениям Шерлока Холмса, знаменитого лондонского частного сыщика, считаются классикой детективного жанра. Прототипом Холмса считается доктор Джозеф Белл, сослуживец писателя, работавший в Эдинбургском королевском госпитале и славившийся способностью по мельчайшим деталям угадывать характер и прошлое человека.

Личность Шерлока Шолмса

   При первой встрече с Шерлоком Холмсом («Этюд в багровых тонах») доктор Ватсон описывает великого сыщика как высокого, худого молодого человека: «Ростом он был больше шести футов, но при своей необычайной худобе казался ещё выше. Взгляд у него был острый, пронизывающий, если не считать тех периодов оцепенения, о которых говорилось выше; тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере».
  По образованию Шерлок Холмс, видимо, биохимик. На момент знакомства с Ватсоном работал лаборантом в одной из лондонских больниц — об этом говорится в начале повести «Этюда в багровых тонах».
«Один малый, который работает в химической лаборатории при нашей больнице…  По-моему, он отлично знает анатомию, и химик он первоклассный, но, кажется, медицину никогда не изучал систематически». Ни в одном из последующих произведений о работе Холмса в качестве фельдшера-лаборанта не упоминается. Автор, больше не говорит, о какой бы то ни было иной, помимо частного сыска, работе своего главного героя.
  Холмс — многогранная личность. Обладая разносторонними талантами, он посвятил свою жизнь карьере частного детектива. Расследуя дела своих клиентов, он опирается не столько на букву закона, сколько на свои жизненные принципы, правила  чести, которые в ряде случаев заменяют ему параграфы бюрократических норм.     Неоднократно Холмс позволял людям, по его мнению, оправданно совершавшим преступление, избежать наказания. Холмс в принципе не меркантилен, его в первую очередь занимает работа. За свой труд по раскрытию преступлений Шерлок Холмс берёт справедливое вознаграждение, но если его очередной клиент беден, может взять плату символически или вообще отказаться от неё. Также, Холмс часто жалуется Ватсону, что преступники перевелись, и настоящих преступлений не осталось, и Холмс должен сидеть без работы.
  Холмс — житель викторианской Англии, лондонец, великолепно знающий свой город. Его можно считать домоседом, и он выезжает за пределы города (страны) только в случае крайней необходимости. Многие дела Холмс разгадывает, не выходя из гостиной миссис Хадсон, называя их «делами на одну трубку».
В быту Холмс имеет устойчивые привычки. Он неприхотлив и практически безразличен к удобствам, совершенно равнодушен к роскоши. Его нельзя назвать рассеянным, но он несколько равнодушен к порядку в комнате и аккуратности в обращении с вещами. Например, проводит рискованные химические эксперименты в своей квартире, нередко наполняя её удушливыми или зловонными парами, или тренируется в стрельбе, выбивает выстрелами вензель королевы Виктории на стене комнаты.
  Холмс — убеждённый холостяк, ни разу, по его словам, не испытавший ни к кому романтических чувств. Неоднократно заявляет, что вообще не любит женщин, хотя неизменно вежлив с ними и готов помочь. Только один раз в жизни Холмс, можно сказать, не то чтобы был влюблён, но проникся большим уважением к Ирэн Адлер, героине рассказа «Скандал в Богемии».
Холмс курит крепкий табак, и в ряде рассказов предстаёт, как одержимый и сильно зависимый от табака курильщик, более озабоченный получением дозы никотина, чем изысками в этой области. Иногда, особенно в случае высоких умственных нагрузок, Холмс курит, практически не останавливаясь.
Связь образа Шерлока Холмса с трубкой справедлива лишь отчасти. Трубочные табаки он, в первую очередь, ценил за крепость, невзирая на их дешевизну и грубость. То, что он курил сильно изогнутые трубки — позднейший миф, порождённый художниками-иллюстраторами. В ряде произведений (например, «Конец Чарльза     Огастеса Милвертона», «Последнее дело Холмса», «Пустой дом», «Пенсне в золотой оправе») Холмс охотно курит сигары и папиросы.
  В повести «Этюд в багровых тонах» доктор Ватсон заявляет, что Холмс не употребляет наркотики, но в «Знаке четырёх» мы видим его употребляющим кокаин внутривенно. Шерлок Холмс употреблял наркотики лишь при полном отсутствии интересных преступлений, как, например, в повести «Знак четырех»:   «Мой мозг бунтует против безделья. Дайте мне дело! Дайте мне сложнейшую проблему, неразрешимую задачу, запутаннейший случай — и я забуду про искусственные стимуляторы».
  Причем к 1898 году (это как раз предполагаемое время действия «Ужаса над Лондоном» — рукописи из «Завещания Шерлока Холмса») Шерлок уже избавился от этой скверной привычки, о чём нам и поведал неутомимый доктор Ватсон в рассказе «Пропавший регбист».
Об отношениях Холмса с алкоголем сложно сказать что-то определённое, хотя строгим трезвенником он явно не является.
  Холмс не тщеславен, и в большинстве случаев благодарность за раскрытое преступление его мало интересует. Однако он довольно ревностно относится к сравнению своего таланта сыщика с другими европейскими детективами.
  Холмс предпочитает принимать клиентов у себя дома. В ряде рассказов можно видеть, что даже очень состоятельные клиенты, особы королевской крови и сам премьер-министр Англии приходят лично к нему на приём. Холмс — театрал, любит обедать в ресторане «Симпсонс» (престижнейшее место Лондона). Отлично разбирается в опере и, видимо, знает итальянский язык, мы узнаем об этом из рассказа «Алое кольцо»:
Ваш шифр несложен, сударыня. Вы нужны нам здесь. Я был уверен, что стоит мне подать знак Vieni (ит. «приходи») — и вы обязательно придёте.
  Вероятно также, что Холмс на практическом уровне знаком и с другими европейскими языками, например в рассказе «Скандал в Богемии»: Большое «G» с маленьким «t»—это сокращение «Gesellschaft», что по-немецки означает «компания». Это обычное сокращение, как наше «К°». «Р», конечно, означает «Papier», бумага. <…> А человек, написавший записку, немец. Вы замечаете странное построение фразы: «Такой отзыв о вас мы со всех сторон получали»? Француз или русский не мог бы так написать. Только немцы так бесцеремонно обращаются со своими глаголами.
Холмс пожал плечами: — Пожалуй, я действительно приношу кое-какую пользу. «L’homme c’est rien — I’oeuvre c’est tout», как выразился Гюстав Флобер в письме к Жорж Санд.

Оружие и боевые искусства

  Револьвер. И у Холмса, и у Ватсона имеются личные револьверы; у Ватсона в ящике всегда лежал служебный револьвер, но говорится об этом лишь в 8 рассказах. Холмс явно хорошо стреляет, о чём говорит,  знаменитый эпизод из рассказа «Обряд дома Месгрейвов», где Холмс выстреливал на стене монограмму королевы Виктории.
  Трость. Холмс, являясь почтенным джентльменом, почти всегда ходит с тростью. Описываемый Ватсоном как специалист в фехтовании, он дважды использует её как оружие. В рассказе «Пёстрая лента» он использует трость, чтобы отогнать ядовитую змею.
  Шпага. В повести «Этюд в багровых тонах» Ватсон описывает Холмса как человека, прекрасно владеющего шпагой, несмотря на то, что в рассказах он её никогда не использовал. Впрочем, шпага упоминается в рассказе «Глория Скотт», где Холмс упражняется в фехтовании.
  Хлыст. В некоторых рассказах Холмс появляется вооружённый хлыстом. В рассказе «Шесть Наполеонов» хлыст даже назван любимым оружием Холмса и упомянуто, что хлыст был дополнительно утяжелён при помощи свинца, налитого в рукоять. Чуть позже в этом же рассказе Холмс разбивает хлыстом последний бюст Наполеона. Также с помощью хлыста он выхватывает пистолет из рук Джона Клэя в «Союзе рыжих» — приём, требующий виртуозного владения хлыстом. Кроме того, в рассказе «Установление личности» Холмс намеревался задать взбучку мошеннику с помощью хлыста, висевшего на стене гостиной.

  Рукопашный бой. Ватсон описывает Холмса как хорошего боксёра. В «Сокровищах Агры» указывается, что Холмс являлся боксёром и выступал на соревнованиях:
— Уж не мистера ли Шерлока Холмса я вижу?! — воскликнул боксёр. — А ведь он самый и есть! Как это я сразу вас не узнал? Вы не стояли бы здесь таким тихоней, а нанесли бы мне ваш знаменитый встречный удар в челюсть — я бы тогда сразу узнал вас. Э-э, да что говорить! Вы — из тех, кто зарывает таланты в землю. А то бы далеко пошли, если бы захотели!

  Холмс часто использует навыки рукопашного боя в борьбе с противниками и всегда выходит победителем.
  В рассказе «Сиятельный клиент» Холмс в одиночку и без оружия противостоит двоим вооружённым дубинками преступникам и отделывается незначительными повреждениями. В рассказе «Последнее дело Холмса» сыщик также описывает случай самообороны от «какого-то негодяя с дубинкой».
  В рассказе «Морской договор» безоружный Холмс успешно противостоит преступнику, вооруженному ножом.
  В рассказе «Пустой дом» Холмс описывает Ватсону свою схватку с профессором Мориарти, в результате которой с помощью некоей японской борьбы под названием «баритсу» он отправил «наполеона преступного мира» в пучины Рейхенбахского водопада. Холмс утверждал также, что умение драться в стиле «баритсу» не раз выручало его в жизни.
  Интересно, что в реальности японского боевого искусства с таким названием никогда не существовало, однако во времена Конан Дойля некий Эдвард Уильям Бартон-Райт давал в Лондоне уроки борьбы под названием «бартитсу», которая была тогда весьма популярна как европеизированный вариант джиу-джитсу. Конан Дойль, видимо, либо просто ошибся в названии, либо же исказил его специально, как и некоторые другие реальные события, и элементы жизни в викторианской Англии.

Дедуктивный метод Шерлока Холмса

 На основе всех фактов и улик строится полная картина преступления.
Отталкиваясь от полученной картины преступления, разыскивается единственно соответствующий ей обвиняемый.
При составлении представления о картине преступления Холмс использует строгую логику, которая позволяет по разрозненным и мало значащим в отдельности деталям восстановить единую картину так, как если бы он видел происшествие своими глазами.
По одной капле воды человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о возможности существования Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видал ни того, ни другого и никогда о них не слыхал. Всякая жизнь — это огромная цепь причин и следствий, и природу её мы можем познать по одному звену. В повести  «Этюд в багровых тонах», мы читаем:
Наблюдатель, основательно изучивший одно звено в серии событий, должен быть в состоянии точно установить все остальные звенья — и предшествующие, и последующие. Но чтобы довести искусство мышления до высшей точки — необходимо, чтобы мыслитель мог использовать все установленные факты, а для этого ему нужны самые обширные познания…
Ключевыми моментами метода являются наблюдательность и экспертные знания во многих практических и прикладных областях науки, зачастую относящихся к криминалистике. Здесь проявляется специфический подход Холмса к познанию мира — сугубо профессиональный и прагматичный, кажущийся более чем странным людям, малознакомым с личностью Холмса. Обладая глубочайшими познаниями в таких специфических для криминалистики областях, как почвоведение или типографское дело, Холмс не знает элементарных вещей. Мы узнаем это из рассказа «Пять апельсиновых зёрнышек»:
«Мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак».
Далее, используя свой метод, который Холмс называет дедуктивным, он вычисляет преступника. Обычный ход его рассуждений таков, цитируя повесть «Знак четырёх»:
«Отбросьте все невозможное; то, что останется — и будет ответом, каким бы невероятным он ни казался».
Например, при расследовании дела о пропаже сокровищ Агры Холмс сталкивается с ситуацией, когда преступник по приметам и оставленным уликам оказывается человеком невысокого роста с ногой, как у ребёнка. Отбросив все варианты, Холмс останавливается на единственном: это — малорослый дикарь с Андаманских островов, — каким бы парадоксальным ни выглядел этот вариант.
В названии метода термин дедукция использовался Конан Дойлем не строго. Он может пониматься как:

   отрицание или отбрасывание лишнего (англ. deduction — вычитание);
   логический метод, позволяющий от общего приходить к частному.

  Тем не менее, как минимум часть метода основана на индукции — заключении от частного к общему. Некоторые исследователи видят в качестве основания метода Холмса абдукцию.
Необычная способность Холмса по мельчайшим признакам совершать поразительные догадки вызывает постоянное изумление Ватсона и читателей рассказов. Сыщик использует и тренирует эту способность не только в ходе следствия, но и в быту. Как правило — впоследствии Холмс досконально разъясняет ход своих мыслей, который постфактум кажется очевидным и элементарным.

Следствие

  В большинстве случаев Холмс сталкивается с тщательно спланированными и сложно исполненными преступлениями. При этом набор преступлений достаточно широк — Холмс расследует убийства, кражи, вымогательства, а иногда ему попадаются ситуации, которые с первого взгляда вообще не имеют состава преступления (происшествие с королём Богемии, случай с Мэри Сазерленд, история человека с рассечённой губой, дело лорда Сент-Саймона, загадка человека с жёлтым лицом).
  Шерлок Холмс предпочитает действовать в одиночку, в одном лице выполняя все функции следствия. Ему помогают доктор Ватсон и персонал Скотланд-Ярда, но это не носит принципиального характера. Холмс находит улики и, как эксперт, оценивает по ним причастность фигурантов преступления. Допрашивает свидетелей. Кроме того, зачастую Холмс непосредственно действует как агент сыска, занимаясь поиском улик и фигурантов, а также участвует в задержании.

Холмс не чужд различных уловок — использует грим, парики, меняет голос. В некоторых делах ему приходится прибегать к полному перевоплощению, что требует искусства актёра.
   В некоторых делах на Холмса работает группа лондонских беспризорных мальчишек. В основном Холмс использует их в качестве соглядатаев, оказывающих ему помощь при расследовании дел.

  Холмс ведёт подробную картотеку преступлений и преступников, а также пишет монографии в качестве учёного-криминалиста. В то же время Холмс — очень плохой криминолог, так как редко задумывается о причинах преступности (например, в рассказе «Медные буки») и никогда не доводит своих рассуждений в этом направлении до конца.

Шляпа Шерлока Холмса

  Шерлок Холмс носит специальную шляпу охотника за оленями. Про   неё ничего не написано в тексте, её придумал первый иллюстратор рассказов о Холмсе Сидни Пэджет, который сам во время загородного отдыха носил похожий головной убор. В то время такую шляпу носили только в сельской местности. В городе Холмс носит обычную шляпу с полями.

Образ  Холмса в художественной литературе

Перечислить все произведения с участием  образа  Холмса, написанные другими российскими и зарубежными авторами очень сложно — их несколько сотен. Перечислим некоторые из них:
v Роман «Пчёлы мистера Холмса» прозаика Митча Каллина, вышедший в 2005 году — история благополучной старческой кончины детектива. По этой версии, Холмс пережил мировые войны, побывал в разбомбленной Японии, начал сопереживать окружающим и задумываться о философских проблемах, параллельно борясь с рассеянным склерозом. Легендарный сыщик скончался в возрасте 96 лет, пребывая в старческом маразме и завершив работу над очередной детективной рукописью.

v    Повесть «Узница башни, или Краткий, но прекрасный путь трёх мудрых», где Борис Акунин познакомил Холмса с Эрастом Петровичем Фандориным.
v    Роман Ады Линкс «Игра в Грессоне. Еще один роман о Шерлоке Холмсе», любовно-литературоведческое произведение.
v    Мистико-детективный триллер «Врата «Грейвз» американского писателя Денниса Берджеса — о психиатре — убийце, гипнозе и переселении душ, описывается личность сэра Артура Конан Дойла — писателя, уставшего от славы создателя Шерлока Холмса.
v    «Этюд в жестоких тонах» или «Шерлок Холмс против Джека Потрошителя» (русское издание — 1982, под названием «Неизвестная рукопись доктора Уотсона») Эллери Куина.
v    В 2011 году наследники Артура Конан Дойла впервые официально разрешили написать новую книгу о Шерлоке Холмсе. Британец Энтони Горовиц написал роман «Дом шёлка».
v    Фантастические рассказы британского автора Нила Геймана «Этюд в изумрудных тонах» и «Дело о смерти и меде».

   К образу Шерлока Холмса обращались также авторы, не имеющие ничего общего между своими произведениями и классическим представлением образа Холмса, одним из примеров является мастер ужасов Стивен Кинг с рассказом «Дело доктора Ватсона».

Российская фильмография Холмса

           «Собака Баскервилей» (1971г., Николай Волков);
           «Голубой карбункул»(1979г., Альгимантас Масюлис);
           «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979—1986 гг., в роли Холмса — Василий Ливанов) в это сериал вошли фильмы:  «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (1979), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1980),   «Собака Баскервилей» (1981),  «Сокровища Агры» (1983), «Двадцатый век начинается» (1986)).
           «Мой нежно любимый детектив» (1986г.) — в фильме-пародии действуют детективы мисс Ширли Холмс и мисс Ватсон.
        «Шерлок Холмс» (2013г.) — шестнадцати серийный телесериал, представляющий собой новые истории  по мотивами рассказов Конан Дойла. В некоторых сериях использованы мотивы ранее не экранизированных историй, и каждая представляет собой отдельное направление жанра «детектив» (готика, политика, романтика и т. д.). В роли Холмса — Игорь Петренко.

Интересные факты:

§Во времена написания рассказов о Шерлоке Холмсе дома с адресом Бейкер-стрит, 221b не существовало. Однако на этот адрес непрерывно поступал поток писем. В фирме, расположенной по этому адресу, даже существовала должность сотрудника для обработки писем Шерлоку Холмсу.  Впоследствии адрес «Бейкер-стрит, 221b» был официально присвоен дому, в котором расположился музей Шерлока Холмса в виде его квартиры.
§  Российские пять фильмов о Шерлоке Холмсе (1979—1986), главные  роли в которых исполнили Василий Ливанов и Виталий Соломин, признаются одной из лучших постановок в кино даже англичанами, а актёрскую пару «Ливанов-Соломин» английские критики называли «лучшей континентальной парой актёров, когда-либо игравших Холмса и Ватсона».  С 23 февраля 2006 года можно говорить и о государственном уровне этого признания — Василий Ливанов награждён Орденом Британской Империи.
§  В трилогии Сергея Лукьяненко «Остров Русь» лучший английский сыщик всех времён Шерлок Холмс вместе с доктором Ватсоном ищет российских подростков Костю и Стаса, которых Кащей спрятал в одном из «книжных» миров. Там же выясняются некоторые неопубликованные Конаном Дойлом детали биографии сыщика и его помощника.
§  В романе «Шерлок Холмс приходит слишком поздно» Мориса Леблана для поимки Арсена привлекается Шерлок Холмс. Они встречаются на тропе по пути на вокзал, но Шерлок не догадывается, кто перед ним.
§  В цикле романов Пола Андерсона «Патруль времени» есть эпизод, где сотрудники Патруля, действующие в Британии XIX века, сталкиваются с угрозой разоблачения со стороны местного сыщика и его помощника, в описании которых совершенно недвусмысленно узнаются Шерлок Холмс и доктор Ватсон.
§  Также Шерлок Холмс, как литературный персонаж, упоминается в романе Майкла Крайтона «Большое ограбление поезда», где в ироничном ключе проводится противопоставление его безупречного знания наизусть расписания британских железных дорог и реального положения дел в этом вопросе в Викторианскую эпоху, отличавшегося, по утверждению автора, исключительной сложностью и запутанностью.

Список литературы:

  Дойл, А. К. Записки о Шерлоке Холмсе  / А.К. Дойл. – М.: АСТ, 2007. — 445с.
  Дойл, А. К. Приключения Шерлока Холмса: [рассказы] / А. К. Дойл. — СПб.: Амфора,  2012. — 320с.
  Дойл, А. К. Рассказы о Шерлоке Холмсе  / А.К. Дойл. – М.: НФ «Пушкинская б-ка»; 2004. — 494с. — (Внеклассное чтение).
  Дойл, А. К. Собака Баскервилей: повесть, рассказы / А. К. Дойл. – Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 1991. — 352 с.
  Дойл, А. К. Этюд в багровых тонах: сборник / А. К. Дойл. — М.: Издательский Дом Ридерз Дайджест, 2007. — 368 с.

Источники:

 Дубровная, О. Ф. Уроки Шерлока Холмса: занятие, рассказывающее о логике, умозаключениях и доказательствах / О. Ф. Дубровная // Читаем, учимся, играем. — 2013. — № 12. — С.72-75.

 Ригс, Р. Шерлок Холмс: методы расследования и тайны величайшего детектива / Пер. с англ. Д. Полева. — М.: Эксмо, 2012. — 224 с., ил. — (ВИП-персоны. Фильмы и сериалы).

Шерлок Холмс: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki. – 26.05.2014.

Библиотека рекомендует

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *