Мастер слова: К 155-летию со дня рождения А.А.Чехова

Рекомендательный список литературы
  Антон Павлович Чехов (17 [29] января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния (теперь Ростовская область) — 2 [15] июля 1904, Баденвайлер) — русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900—1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира.
Рекомендательный список предназначен для педагогов и учащихся старших классов.
Книги и журналы, представленные в нашем издании, находятся в фондах библиотек МКУ «ЦБС».

От составителя

   Читать Чехова легко и приятно. Всё в нём кажется понятным, всё приходится по душе. Чехов притягивает к себе. Вот почему его много инсценируют и экранизируют. Школьный чеховский вечер просто обречен на успех. Чеховские образы не выветриваются из сознания, его фразы давно стали фактом нашей речевой биографии: «хамелеон», «человек в футляре», «осетрина-то с душком», «В Москву! В Москву!» и многие другие чеховские слова и выражения бытуют как крылатые.
Между тем считать Чехова окончательно прочитанным мы не можем. Многое, конечно, о писателе сказано и сказано хорошо. Но изменился контекст жизни, время неудержимо уносит нас от Чехова в новый век, где, кажется, книга вообще, и не только чеховская, всё настойчивее оттесняется новыми скоростями и технологиями на край информационного поля. В иных жизненных ритмах меняется наше восприятие всего, в том числе и Чехова.
Но велико притяжение подлинного искусства. Вот почему Чехов не отпускает нас. Всё новые поколения смеются над его героями и грустят вместе с ними, решают загадку его Сахалина и расшифровывают символику пьес. А главное – учатся у Чехова важнейшим человеческим качествам: скромности и естественности, трудолюбию и подвижничеству.

Чехов – не икона и не азбука. Он – стимул, побуждающий к активной духовной жизни. Думая о Чехове, читая его, скорее обретешь душевный лад, почувствуешь вкус внутренней свободы. Перечитывая Чехова, будешь вновь и вновь открывать в нем всё новые свойства и достоинства.
Чехов в школе – первый, важнейший этап на этом, хотелось бы думать, долгом и плодотворном пути.
Давайте остановим скользящий по чеховскому тексту взгляд. Пригласим учеников к увлекательному путешествию вслед чеховской мысли. Разделим с ними радость его художественных открытий. И как самый драгоценный итог – выйдем на новую орбиту понимания, вновь вернемся к живому и волнующему чеховскому слову.


Художественный мир Чехова

«Как стилист Чехов недосягаем, и будущий историк литературы, говоря о росте русского языка, скажет, что этот язык создали Пушкин, Тургенев и Чехов».
М. Горький
Книги
Весь Чехов: Электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL // http://www.allchekhov.ru/. – 20.01.2015г.

o Балабанович, Е.З. Чехов и Чайковский/ Е.З.Балабанович – М.: «Московский комсомолец», 1970. – 184 с.
o Бердников, Г.П. Избранные работы: В 2-х тт. – М.: «Художественная литература»,1986.
Т.1. А.П.Чехов: Жизнь и творчество. – 526с.
Т.2. Драматургия Чехова; Чехов и великие традиции русской литературы XIX века. – 543 с.
o В.И. Камянов. – М.: Сов.писатель, 1989. – 380с.
o Гекйдеко В.А. А.Чехов и Ив.Бунин /В.А.Гейдеко. — 2 изд-е. – М.: Сов.писатель, 1987. – 365с.
o Камянов, В.И. Время против безвременья: Чехов и современность /
o Катаев В.Б. Литературные связи Чехова /В.Б.Катаев.- М.: МГУ, 1989. – 262 с.
o Лакшин В.Я. Толстой и Чехов /В.Я.Лакшин. – М.: Сов.писатель, 1963. – 570 с.
o Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П.Чехова /В.Я.Линков. – М.: МГУ, 1982. – 128 с.
o Недзвецкий В.А. От Пушкина к Чехову: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам /В.А.Недзвецкий. – М.:МГУ. – 192с. – (Перечитывая классику).
o Паперный, З.С. Стрелка искусства: Сборник статей об А.П.Чехове /З.С. Паперный. – М.: Современник, 1986. -252 с.
o Сурков, А.М. А.П.Чехов и его время / А.М.Сурков. – 2-изд., испр.- М.: Сов.Россия, 1987. – 325 с.
o Чехов в школе : кн.для учителя / Авт.-сост.И.Ю.Бурдина. — М : Дрофа, 2002. — 320с. : 16л.ил. — (Писатель в школе). ЦГБ, ф. 4, 20
o Чудаков А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение / А.П.Чудаков. – М.:Сов.писатель, 1986. – 381 с.

Статьи
 Афанасьев, Э. С. «Как приятно добрым быть!» Добро в мире Чехова : ценностное значение этической категории добра в личном бытии чеховских героев / Э. С. Афанасьев // Литература в школе. — 2014. — № 1. — С.13-19.
 Безотосная, Г. А.П. Чехов и В.Г. Короленко: переписка в контексте эпохи [Текст] / Г. Безотосная // Библио-поле . — 2012. — №2. — С.40 – 46.
 Быков, Д. Чехов: вон из дома!: полемическое эссе: образ дома в произведениях русских писателей XIX века / Д. Быков // Литература (электронная версия). — 2013. — № 3. — С.19-22.
 Головачева, А. Г. Поэтика запаха в творчестве А.П.Чехова: от «Степи» к «Ионычу» : категория художественного пространства в литературном произведении и ее роль в художественном тексте / А. Г. Головачева // Литература в школе. — 2013. — № 10. — С.17-20.
 Мурзинова, В. В. Чехов: pro et contra [Текст] / В. В. Мурзинова // Библиотека в школе. — 2011.-2. — С.17-20. [Обзор книг]
 Савельева, В. В. Облака-сравнения и облака-сюжеты в прозе М.Лермонтова, Л.Толстого, А.Чехова : образ облака в русской литературе XIX века / В. В. Савельева // Русская словесность. — 2012. — № 2. — С.22-32.
 Тяпугина, Н. Ю. Творческое завещание Чехова : повесть «В овраге», рассказы «Архиерей», «Невеста», «Вишневый сад» / Н. Ю. Тяпугина // Литература в школе. — 2012. — № 6. — С.14-17.
 Федосеева, Е. В. Роль интертекстем в сценарии С.Женовача по повести А.П.Чехова : к вопросу о проблеме инсценирования чеховской прозы / Е. В. Федосеева // Русская словесность. — 2012. — № 6. — С.54-59.
 Фомкина, И. М. Православный Чехов / И. М. Фомкина // Школьная библиотека. — 2012. — №2-3. — С.64 – 80.
 Фрумкин, К. Английский рецепт: Пристли и Чехов / К. Фрумкин // Нева. — 2012. — № 4. — С.195-227.
 Цупрова, Е. «Ты один, тревожно-мудрый Чехов, с каждым днём нам ближе, чем вчера». [Текст] / Е. Цупрова // Библиополе. — 2010 — 7. — С.40 — 45. [Опыт работы по празднованию 150 лет со дня рождения А.П.Чехова]
 Щербаков, С. А. Моя фотография Чехова: отражение профессии врача в творчестве А.П.Чехова / С. А. Щербаков // Литература в школе. — 2013. — № 3. — С.14-17.

Рассказы

«Из-за привычной обывателю фигуры ничем недовольного нытика, ходатая перед обществом за «смешных» людей, Чехов – «Певца сумерек» выступают линии другого Чехова – сильного веселого художника слова».
Из статьи «Два Чехова». 1914г. В. В. Маяковский
Книги
 Бердников Г.П. «Дама с собачкой» А.П.Чехова. К вопросу традиций и новаторстве в прозе Чехова /Г.П.Берднико. – Л.: «Художественная литература», 1976. – 95 с.
 Катаев, В. Б. Сложность простоты : рассказы и пьесы Чехова:В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Катаев В.Б. — М : МГУ, 1998. — 112с. — (Перечитывая классику)
 Рыжкова, Т. В. Рассказы А.П.Чехова и их киноинтерпретации на уроках литературы [Текст] / Т.В.Рыжкова. — М : Чистые пруды, 2007. — 32с. — (Б-чка»Первого сентября»)

Статьи
 Барская, Е. А. Сопоставительный анализ рассказов А.П.Чехова «Свадьба с генералом» и И.С.Шмелева «Весёленькая свадьба» : 10 класс профильного уровня / Е. А. Барская // Литература в школе. — 2012. — № 1. — С.27-29.
 Беспрозванный, В. К интерпретации рассказа А.П.Чехова «Дочь Альбиона» / В. Беспрозванный // Вопросы литературы. — 2013. — № 1. — С.227-240.
 Воропаев, В. А. Размышления о поэтике Чехова : рассказы Чехова «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник» и др. / В. А. Воропаев // Литература в школе. — 2013. — № 6. — С.12-15.
 Иванова, Я. Н. А.П.Чехов. «Дом с мезонином» [10 кл.] : анализ рассказа / Я. Н. Иванова // Литература в школе. — 2014. — № 5. — С.27-29.
 Никорук, С. Крестьянский вопрос в рассказе А.П.Чехова «Мужики»: Материал для интегрированного урока (история+литература). Доп.материалы на CD № 8/2011. / С. Никорук // История (Первое сентября). — 2011. — № 13. — С.44-50.
 Пранцова, Г. В. Пародийные модификации жанра святочного рассказа в творчестве А.П.Чехова и И.А.Лейкина : литература в профильных классах / Г. В. Пранцова // Литература в школе. — 2012. — № 12. — С.22-23.
 Рыжкова, Т. В. Рассказ А.П.Чехова «Гриша» в контексте темы «Мой дом — мой мир» [урок для 5 кл.] / Т. В. Рыжкова // Литература (электронная версия). — 2013. — № 3. — С.15-18.
 Шершнева, Т. А. Герои чеховских рассказов живут в XXI веке : влияние Чехова на творчество Г.Щербаковой. Г.Щербакова Рассказы из книги «Яшкины дети» / Т. А. Шершнева // Литература. — 2012. — №5. — С.19-20.

Мотив детства в произведениях А.П.Чехова
«Дети святы и чисты.Нельзя делать их игрушкою своего настроения.»
А.Чехов

Короткова, М. С. Нерадостный мир детства в рассказах А.П.Чехова [5-6 кл.] : урок внеклассного чтения / М. С. Короткова // Литература в школе. — 2013. — № 6. — С.35-39.
Короткова, М. С. «Очарование детства детства» в рассказах А.П.Чехова [5-6 кл.] : тема детства в произведениях Чехова / М. С. Короткова // Литература в школе. — 2013. — № 3. — С.35-39.
Первова, Г. М. Феномен детства в произведениях А.П.Чехова / Г. М. Первова // Начальная школа. — 2012. — №1. — С.61-64

Драматургия

Мой совет: в пьесе старайся быть оригинальным и по возможности умным, но не бойся показаться глупым; нужно вольнодумство, а только тот вольнодумец, кто не боится писать глупостей. Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок.
А.П.Чехов

Книги
 Бердников, Г.П. Избранные работы: В 2-х тт. – М.: «Художественная литература»,1986.
 Катаев, В. Б. Сложность простоты : рассказы и пьесы Чехова:В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Катаев В.Б. — М : МГУ, 1998. — 112с. — (Перечитывая классику)
 Паперный, З.С. «Вопреки всем правилам»: Пьесы и водевили Чехова/ З.С. Паперный. – М.: Искусство, 1982. – 285 с.
 Т.2. Драматургия Чехова; Чехов и великие традиции русской литературы XIX века. – 543 с.
 Чехов, А.П.Вишневый сад: Избранные сцены. Анализ текста. Сочинения: Справочное пособие. – м.: Дрофа, 1997. – 112 с. – (Школьная программа).
 Шерепин В.А.Изучение пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»: Пособие для учащихся /В.А.Шерепин. – М., 1994. – 32с.

Статьи
 Беляева, Н. В. Акунин и Чехов, или «Вишневый сад» через призму актерских амплуа [Доп.материалы на CD] : нестандартное изучение пьесы Чехова / Н. В. Беляева // Литература (электронная версия). — 2013. — № 4. — С.36-39.
 Бут, А. С. Семантика глагола ПОНИМАТЬ в драматургическом тексте А.П.Чехова [Текст] / А. С. Бут // Русская словесность. — 2013. — № 5. — С.66-69.
 Зубарева, В. Чехов — основатель комедии нового типа : / В. Зубарева // Вопросы литературы. — 2011. — № 4. — С.92-123.
 Карасев , Л. Чехов: начало и конец текста [Текст] : драматургия Чехова / Л. Карасев // Вопросы литературы. — 2014. — № 3. — С.240-257.
 Тяпугина, Н. Ю. «Вишневый сад» Антона Чехова : символика пьесы / Н. Ю. Тяпугина // Литература в школе. — 2014. — № 2. — С.17-21.

Сценарии
«…Чехов… один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, — друг, любящий её, сострадающий ей во всем, и Россия… долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям…»
А. М. Горький

Барчева, Т.Ф. Мелихово: сценарий литературного вечера /Т.Ф.Барчева // Читаем, учимся, играем. – 2009. — № 1. — С.44-51.
Вакула, М. Г. «Чехов — это Пушкин в прозе» / М. Г. Вакула // Читаем, учимся, играем . — 2014 — №4. — С.9 — 14.
[Литературная гостиная, посвященная биографии и творчеству А.П.Чехова. — Для учащихся 7 — 9 классов.]
Дороненко, Д. А. Сибирские страницы жизни А.П.Чехова. [Текст] / Д. А. Дороненко // Читаем, учимся, играем . — 2014. — 36. — С.54 — 57.
[Литературно-краеведческий час о творчестве А.П.Чехова. Для учащихся 9-11 классов.]
Кирасирова, А. П. «Прекрасные образы прекрасного человека» [Текст] : по мотивам произведений А.П.Чехова / А. П. Кирасирова // Читаем, учимся, играем . — 2013.-№1. — С.22-25.
Колодкина, М. Ф. «Чехов. Неоконченная глава» : литературный вечер, посвященный жизни и творчеству писателя. / М. Ф. Колодкина // Читаем, учимся, играем . — 2012 — №5. — С.76-84.
Макарова, Б.А. Великий насмешник: Сценарий для учащихся 7-10 кл. / Б.А.Макарова // Читаем, учимся, играем. – 2009. – № 11. — С.23-29.
Неволина, И.Л. Пестрые рассказы: сценарий литературного турнира по рассказам А.П.Чехова для 7-11 классов / И.Л.Неволина // Читаем, учимся, играем. – 2007. — № 8. – С. 75-76.
Носырина, О. Н. Доктор Чехов / О. Н. Носырина // Читаем, учимся, играем. — 2010. — № 5. — С.90 – 94.
Чикинова, Л. В. Грезы любви / Л. В. Чикинова // Читаем,учимся,играем. — 2010. –№ 2. — С.94 – 99.
Чикинова, Л. В. Грезы любви [Текст] / Л. В. Чикинова // Школьная библиотека. — 2010. — № 9-10. — С.116-121.

Так говорил А.П. Чехов

Я так понимаю, что вера есть способность духа. Она всё равно что талант: с нею надо родиться. Насколько я могу судить по себе, по тем людям, которых видал на своем веку, по всему тому, что творилось вокруг, эта способность присуща русским людям в высочайшей степени. Русская жизнь представляет из себя непрерывный ряд верований и увлечений, а неверия или отрицания она еще, ежели желаете знать, и не нюхала. Если русский человек не верит в бога, то это значит, что он верует во что-нибудь другое.
«На пути»

Водка бела, но красит нос и чернит репутацию.
«Плоды долгих размышлений»

Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны. Неправда, равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть.
«Скучная история»

Русский человек любит вспоминать, но не любит жить.
«Степь»

Чем короче и реже ты пишешь, тем больше и чаще тебя печатают
«Правила для начинающих авторов»

Я тоже за обедом и на охоте поучал, как жить, как веровать, как управлять народом. Я тоже говорил, что ученье свет, что образование необходимо, но для простых людей пока довольно одной грамоты. Свобода есть благо, говорил я, без неё нельзя, как без воздуха, но надо подождать. Да, я говорил так, а теперь спрашиваю: во имя чего ждать? … Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений? Мне говорят, что не всё сразу, всякая идея осуществляется в жизни постепенно, в своё время. Но кто это говорит? Где доказательства, что это справедливо? Вы ссылаетесь на естественный порядок вещей, на законность явлений, но есть ли порядок и законность в том, что я, живой, мыслящий человек, стою надо рвом и жду, когда он зарастёт сам или затянет его илом, в то время как, быть может, я мог бы перескочить через него или построить через него мост? И опять-таки, во имя чего ждать? Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!
«Крыжовник»

Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрывать этого.
«Ионыч»

Зарево охватило треть неба, блестит в церковном кресте и в стёклах господского дома, отсвечивает в реке и в лужах, дрожит на деревьях; далеко-далеко на фоне зари летит куда-то ночевать стая диких уток… И подпасок, гонящий коров, и землемер, едущий в бричке через плотину, и гуляющие господа — все глядят на закат и все до одного находят, что он страшно красив, но никто не знает и не скажет, в чем тут красота.
«Красавицы»

Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво.
«Рассказ неизвестного человека»

Если бы у меня была охота заказать себе кольцо, то я выбрал бы такую надпись: «ничто не проходит». Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни.
«Моя жизнь»

Какая-то связь, невидимая, но значительная и необходимая, существует… между всеми, всеми; в этой жизни, даже в самой пустынной глуши, ничто не случайно, всё полно одной общей мысли, всё имеет одну душу, одну цель, и, чтобы понимать это, мало думать, мало рассуждать, надо еще, вероятно, иметь дар проникновения в жизнь, дар, который дается, очевидно, не всем.
«По делам службы»

Библиотека рекомендует

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *