Пять важных прав пациентов

b9deed2baf78623484fc2170479f5cfb_XL       В условиях непростой экономической ситуации, когда у многих из нас падают доходы, а цены растут, право на бесплатную медицинскую помощь становится особенно актуальным. Сегодня подавляющее большинство видов такой медпомощи предоставляется в рамках системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Однако, как показывает практика, нередко пациенты не в курсе полного объема прав, которые дает им полис ОМС. Либо не представляют, как добиться исполнения гарантий, и не знают, что делать, если сталкиваешься в поликлинике или больнице с отказом, затягиванием сроков и т. д.

     Представляем вашему вниманию памятку, которую важно знать каждому пациенту.

1. Выбор страховой компании

     Эксперты отмечают, что сейчас пациенты зачастую недооценивают роль страховых медицинских организаций — мол, это просто компании, которые выдают полисы ОМС. На самом деле за последнее время в законодательстве появился ряд изменений, в результате которых страховые компании получили немало полномочий и в то же время обязанностей по обслуживанию пациентов.. Соответственно от того, насколько толковой, добросовестной и ответственной будет выбранная компания, теперь во многом зависит обеспечение качества медпомощи для конкретного человека. Поэтому важным правом пациента является возможность выбора страховой медицинской организации.

На заметку: выбрать/поменять страховую компанию по закону можно один раз в течение календарного года. Список компаний, работающих в системе ОМС, легко найти сайтах регионального фонда обязательного медицинского страхования по вашему месту жительства и федерального фонда ОМС. Там же, а также на сайтах самих страховых организаций увидите список документов, которые нужно подать в страховую — он на сегодня совсем небольшой. Если у вас есть сложности с доступом к интернету, то все перечисленные данные также можно получить при личной явке в региональный фонд ОМС или обратившись на телефон единого контакт-центра ОМС субъекта РФ.

2. Бесплатные медицинские услуги: от первой медпомощи до высокотехнологичного лечения

      Сегодня в рамках базовой программы ОМС пациенты вправе получить основной объем медицинской помощи в любом регионе. То есть необходимые медицинские услуги по полису ОМС предоставляются независимо от регистрации по месту жительства («прописки»). Работает принцип «деньги следуют за пациентом», поясняют эксперты по здравоохранению. Исходя из этого, если вы, скажем, с Урала, где живете постоянно, приехали в отпуск на юг или в другой регион, то имеете право в случае заболевания обращаться в местные поликлиники и больницы со своим полисом обязательного медстрахования.

На заметку: с 2013 года в базовую программу ОМС включено полезное дополнение — бесплатная диспансеризация, которую можно пройти в поликлинике по месту жительства (прикрепления). Она позволяет проходить диагностику без непосредственных медицинских показаний — для максимально раннего выявления самых распространенных неинфекционных хронических заболеваний (сахарного диабета, злокачественных новообразований, болезней системы кровообращения и легких). Кроме того, в базовую программу добавлена дорогостоящая услуга по экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО), что резко повышает шансы многих бесплодных семей.

      Помимо базовой, есть территориальные программы ОМС — их утверждает каждый регион. Такая программа может быть равна или больше базовой и рассчитана именно на жителей конкретного региона. Также с 2014 года в систему ОМС включена высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП). Благодаря устойчивости страховой модели у государства есть возможность расширять перечень видов ВМП, оплачиваемых системой ОМС. Таким образом, все больше новейших медицинских технологий становятся доступными для всех граждан независимо от уровня их достатка. В частности, с 2015 года в ОМС включена замена дорогостоящих речевых процессоров.

3. Информационная поддержка

     Недаром само по себе право на информацию закреплено в Конституции России. Сегодня пациент может получить ответы на любые вопросы, связанные с организацией оказания медицинских услуг: полагается ли ему та или иная медуслуга бесплатно в рамках ОМС, какой срок отведен на ожидание того или иного обследования, как на практике воспользоваться правом выбора медучреждения или врача и так далее.

На заметку: обеспечивать информподдержку обязана та самая страховая медицинская организация, выдавшая вам полис ОМС. Как правило, у страховых компаний есть круглосуточные «горячие линии», куда пациент может позвонить в любое время, чтобы задать наболевшие вопросы и получить консультацию. Кроме того, в настоящее время для оказания гражданам справочно-консультационной поддержки территориальными фондами ОМС совместно со страховыми компаниями создаются единые контакт-центры на территории субъектов РФ.

4. Защита прав пациентов

      Услуги адвоката недешевы, поэтому очень полезно знать: на страховые медицинские организации по закону возложена обязанность бесплатно защищать права пациентов. Иными словами, если в поликлинике или больнице вам навязывают платные медицинские услуги, задерживают обследования либо госпитализацию, некачественно лечат — все жалобы вы можете смело адресовать своей страховой компании.

     Важно, что страховые организации независимы от лечебных учреждений и, более того, уполномочены контролировать качество медицинской помощи пациентам, подчеркивают специалисты. Поэтому больным и их родственникам не стоит опасаться, что представители страховой компании и недобросовестные врачи окажутся заодно и будут действовать по принципу «рука руку моет».

5. Страховой представитель для консультаций и сопровождения

      Запланировано, что этот институт начнет работу с 1 июля 2016 года. Страховой представитель будет оказывать более широкую поддержку застрахованным по их запросам, а также сам инициативно информировать граждан по различным аспектам поддержания здоровья. Например, в обязанности страховых представителей, помимо консультаций через контакт-центр, будет входить:

• индивидуальное сопровождение при профилактических мероприятиях, т. е. диспансеризации. Предполагается, что страховые представители будут не только отвечать на конкретные вопросы граждан, но и сами станут напоминать о необходимости прохождения диспансеризации в определенные сроки, посещения врачей по итогам обследований;

• сопровождение при организации плановой госпитализации. Страховые представители будут, в частности, помогать добиться своевременной госпитализации, обеспечивать маршрутизацию, то есть поиск медицинского учреждения, имеющего возможность принять больного и оказать ему необходимую медпомощь.

      По словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, страховые медицинские организации должны стать «реальными участниками процесса организации медицинской помощи, способными влиять на состояние здоровья населения».

       В целом на сегодня страховая модель организации здравоохранения содержит серьезные гарантии обеспечения прав пациентов на бесплатную медпомощь, а также контроля качества медицинских услуг, считают независимые эксперты. Главное — чтобы пациенты были в курсе своих прав и знали, куда обращаться за помощью, поддержкой и в случае нарушений. Более подробную информацию читайте здесь.

Поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *