Памяти музыканта

В 2016г. исполнилось  80 лет со дня рождения нашего земляка —  уникального музыканта конца XX века, почетного гражданина города Миасса, заслуженного работника культуры России, композитора, дирижера, создателя и руководителя многих творческих коллективов, Бориса Григорьевича Чагина.
Борис Григорьевич родился 24 января в городе Барнауле Алтайского края, в рабочей семье. Отец его любил петь, обнаружились у него неплохие вокальные данные. Пошел учиться, но профессиональным певцом не стал. С удовольствием пел под аккомпанемент Бориса, которого уже тогда завораживали русские народные песни.
После окончания Барнаульского музыкального училища в 1958 году Борис Чагин уехал учиться музыке в Новосибирск, где в 1961 году с отличием окончил Новосибирскую государственную консерваторию. Студентом не пропускал концерты в местной филармонии, следил за музыкальной жизнью города.
И вот самостоятельная работа. Сначала работал хормейстером в только что созданном Новосибирском театре музкомедии. Довольно быстро стал дирижером этого театра. Руководил театром весьма одаренный режиссер. Он сформировал настоящий творческий коллектив, который успешно выступал на гастролях в Москве и Ленинграде. После этих гастролей режиссера пригласили в ленинградский театр. Прежний коллектив распался, и пришлось Борису Григорьевичу подыскивать себе другую работу. Он уехал Красноярск-26, где работал главным дирижером в театре оперетты.
В 1979 году по семейным обстоятельствам он переехал в Миасс, стал работать преподавателем в Миасском училище культуры и искусства на народном отделении, подготовил немало дирижеров.
Педагогическая работа таит опасность творческого застоя. С Чагиным этого не произошло. Он противится шаблону и скуке в системе музыкального образования, неравнодушием, новаторским подходом заряжает других. Борис Григорьевич своими неожиданными идеями и личным примером разнообразил жизнь училища. Рамки преподавательской деятельности для одержимой натуры оказались тесны. Борис Григорьевич порывается создать симфонический оркестр. Но для такого небольшого города, как Миасс — слишком дерзкая мечта. Понимая это, он пытается организовать камерный оркестр. Какое-то время такой оркестр существовал, но голый энтузиазм — не лучший стимул для коллектива.
Гордостью, неоспоримым достоинством и украшением музыкального Миасса является высшая профессиональная ступень ансамблевого сотворчества — Муниципальный ансамбль скрипачей «Вдохновение». Руководить которым, в 1991 году участницы ансамбля пригласили Бориса Григорьевича Чагина. А вместе с ним и его супругу, альтистку Валентину Михайловну Чагину. Борис Григорьевич работал с «Вдохновением» 9 лет. В последние свои годы называл ансамбль «Лебединой песней, своим любимым детищем». Поэтому, писал много музыки и делал обработки классики специально для этого коллектива.
В профессиональном отношении для участниц «Вдохновения» Борис Григорьевич стал «Последним учителем». В 2001 году, после ухода из жизни Бориса Григорьевича Чагина, его супруга Валентина Михайловна Чагина приняла эстафетную палочку руководителя коллектива. В 2002 году возглавила ансамбль Людмила Ростиславовна Юзеева.
В декабре 1990 года по инициативе музыканта был создан муниципальный оркестр русских народных инструментов. В кратчайшее время оркестр сформировался, была быстро подготовлена программа, оркестр успешно дебютировал. Своим успехом оркестр во многом обязан творческой незаурядности и огромной трудоспособности Чагина. Он не только подбирает репертуар, аранжирует, но и везет большой воз черновой работы: расписывает партитуры по инструментам.
В интервью городской газете музыкант отмечал: «Желание заниматься концертной деятельность было у многих, но время внесло корректировки. Немногие за просто так соглашались играть для публики. И всё же коллектив стал складываться. В кратчайшее время оркестр сформировался, мы быстро подготовили программу и успешно дебютировали. А дальше как на одном дыхании – концерт за концертом».
Создав оркестр, Борис Григорьевич не успокоился. Он охотно откликнулся на предложение организовать в городе детскую филармонию. Вместе с педагогом Л. Вебер готовил одно занятие за другим. Раз есть детская филармония, почему не быть взрослой? И снова Чагин пробивает не дающую ему покоя идею.
В 1993 году в Миассе открылась городская филармония, материал о первом концерте мы можем прочесть на страницах газеты Миасский рабочий: «В минувшую пятницу в конференц-зале административного здания, состоялось поистине историческое событие. Прошел первый концерт Миасской филармонии. В течение полутора часов элита городской интеллигенции, до отказа заполнившая зал, пребывала наедине с прекрасной музыкой… При виде такого количества одухотворенных лиц понимаешь, насколько же высок потенциал нашего города».
Музыканты города с нетерпением ждали дня, когда объединят творческие силы «под крышей» филармонии. Этот день стал настоящим смотром талантов и лучших работ музыкальных коллективов. Зал был полон. Во время концерта у подлинных ценителей музыки не проходило ощущение праздника». Каждый филармонический концерт был культурным событием, как для музыкантов города, так и для неискушенного слушателя. Программы концертов были насыщенными, интересными. Слушатели за годы «эпохи» Чагина услышали известные классические, джазовые произведения, а так же и те, которые раньше не звучали с концертной площадки: Ф. Пуленка, А. Г. Шнитке, Дж. Гершвина, С.С. Прокофьева, В. Ф. Гридина, и т.д.
Борис Чагин оставил большое творческое (композиторское) наследие. Им написано более 300 аранжировок и обработок народных песен и произведений классиков. Борис Григорьевич — неординарная личность, талантливый человек. Талант не обязательно должен быть громким. Важно, чтобы он был на своем месте. Чагин был на своем.

  • Вебер, Л. Гимн вечной жизни / Л. Вебер // Миасский рабочий. — 1987. – 5 декабря. — С.3.
  • Еремин, В. Этот одержимый Чагин / В. Еремин // Мой приветливый город Миасс. – Миасс «Геотур», 1998. – С.270-273.
  • Рождение музыки // Миасский рабочий. — 1999. – 6 февраля. — С.3.
  • Писаренко, Ю. Г. Миасский симфонический / Ю. Г. Писаренко // Миасский рабочий. –1981. – 6 января. – С.3.
  • Синецкая, Т.М. Борис Чагин. Основные произведения / Т.М. Синецкая. // Каталог произведений композиторов Южного Урала. — Челябинск, 1996. – С. 52-53.
  • Соломин, С. Рождение оркестра / С. Соломин // Миасский рабочий. – 1991. – 20 февраля. – С. 3.
  • Чагин Б.Г. – заслуженный работник культуры России // Миасский рабочий. — 1996. – 25 мая. — С.1.
  • Чагин, Б. «Музыка досталась мне по наследству…» // Миасский рабочий. — 1996. – 23 января. — С.2.
    Чагин Борис Григорьевич: [Некролог] // Миасский рабочий. — 2000. – 10 февраля. — С.1.
  • Чагин Борис Григорьевич // Почетные граждане города Миасса. – Челябинск, 2008. — С.100 – 104.
  • Человек на своем месте: Б.Г. Чагин всегда был неординарной личностью // Миасский рабочий. — 2009. — 1 апреля. — С.3.
  • Шостакович, Прокофьев, Григ – главные персонажи сезона // Миасский рабочий. — 1996. – 16 октября. — С.2.
  • Эпштейн, С. Душа артиста // Миасский рабочий. — 2000. – 1 апреля. — С.3.

 80-летие миасского музыканта город отметит юбилейным фестивальным проектом здесь
 «Надежды маленький оркестрик» здесь.
 Проводники всяческой музыки – в массу народную… здесь
 Чагин Борис Григорьевич:здесь

Календарь знаменательных датПодробнее > "Памяти музыканта"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *