Русский язык: требуется помощь!

image_pdfimage_print

21 февраля во всем мире отмечается Международный день родного языка. Предлагаем Вам  подборку материалов, посвященных проблеме развития русского языка в современном мире. Все приведенные периодические издания находятся в фонде Центральной городской библиотеки имени Ю.Н.Либединского.

Экология современного русского языка

В XX веке русский язык вошёл в число мировых (глобальных) языков. Русский язык продолжает быть средством межнационального общения на постсоветском пространстве и инструментом диалога в международных организациях. Однако, любое развитие, в том числе, развитие  языка возможно только через преодоление проблем.

  • Вещикова, И. А. Особенности орфоэпии телевизионной речи в постсоветский период [Текст] / И. А. Вещикова // Русская словесность. — 2013. — № 6. — С.60-69.
  • Выжутович, В.    «Укропы» против «колорадов»: [Лингвисты о новых выражениях, словах и фразах, появившихся в 2014 г.] / В. Выжутович // Российская газета. — 2014. — 19 дек. — С.11
  • Гайбадуллин Р.М. Экология русского языка: Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум»/ Р.М.Гайбадуллин — 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.scienceforum.ru/2015/903/9348 — 18.02.2017г.
  • Ефремов, В. Русский язык в Интернете [Текст] / В. Ефремов // Октябрь. — 2013. — № 5. — С.161-165.
  • Лебедушкина, О. Язык благонадежных [Текст] : что приходит на место пропавших слов / О. Лебедушкина // Первое сентября (электронная версия). — 2013. — № 3. — С.61-63.
  • Озимко, К. Русский язык: проблемы международного масштаба /Кирилл Озимко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://politrussia.com/society/russkiy-yazyk-problemy-911/ — 19.02.2017г.
  • Сковородников, А.П. Экология современного русского языка и роль средств массовой информации в этом процессе  / А.П.Сковородников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://gazeta.sfu-kras.ru/node/307. 17.02.2017г.
  • Тер-Минасова, С. Г. Великий и могучий или глобальный? [Текст] : изменения в русской картине мира под воздействием глобального языка и культуры / С. Г. Тер-Минасова // Наука и жизнь. — 2014. — № 9. — С.22-25.
  • Черняк, В. Иноязычное слово в эпоху интернета [Текст] : как создается новая языковая среда / В. Черняк // Библиотечное дело. — 2016. — №3. — С.2-4.

Современный русский язык  — современные проблемы

«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью». Это слова великого писателя – Александра Ивановича Куприна, который верно отметил то, что каждый из нас должен стремиться к сохранению, развитию и процветанию родного русского языка.

  • Аничкина, А. День без ошибок, или социальная реклама на страже родного языка [Текст] / А. Аничкина // Современная библиотека. — 2016. — №2. — С.64-65.
  • Виноградова, Е. М. Слово ТИПА как постмодернистский дискурсивный сигнал [Текст] :  Языковая картина мира современных носителей рус.языка / Е. М. Виноградова // Русский язык в школе. — 2011. — № 8. — С.72-78.
  • Воронец, О. Е. Как в языке появляются энантиосеманты [Текст] : степени антонимизации / О. Е. Воронец // Русский язык дома и в школе. — 2011. — № 12. — С.7-10.
  • Дегтев, Л. И. Сникерсни, и ноу проблем. Русский язык: требуется защита! [Текст] / Л. И. Дегтев // Современная библиотека. — 2011. — 8. — С.31 – 33.
  • Долгополая, М. С. Кто такой ЛОВЕЛАС?: [Английское слово в речи русских писателей] / М. С. Долгополая // Русский язык в школе. — 2012. — № 12. — С.61-63.
  • Зарецкая, И. И. Русский язык как хранитель и зеркало нашей культуры [Текст] : освоение богатств родного языка, культура речи как показатель культуры личности / И. И. Зарецкая // Воспитание школьников. — 2014. – .№ 4. — С.13-18.
  • Зеленин, А. В. Без галстуков… [Текст] : новые политические реалии и их отражение в современном языке / А. В. Зеленин // Русский язык в школе. — 2012. — № 4. — С.70-77
  • Кетова, Д. В. Олбанский язык как феномен Интернет-дискурса [Текст] : язык сленга, жаргон / Д. В. Кетова // Русский язык в школе и дома. — 2012. — № 4. — С.13-15.
  • Лебедушкина, О. Язык благонадежных [Текст] : что приходит на место пропавших слов / О. Лебедушкина // Первое сентября (электронная версия). — 2013. — № 3. — С.61-63.
  • Пахомов, В.       Как писать ВЫ, ВАШ — с прописной или строчной? [Текст] / В. Пахомов // Русский язык в школе (Русский язык в школе и дома). — 2012. — № 9. — С.19-22.
  • Ревинова, И. Алло! Как это по-русски? [Текст] : справочная служба грамотности для детей и взрослых / И. Ревинова // Библиополе. — 2014. — №8. — С.18-19.
  • Савелова, Л. А. Богат ли сленг наречиями? [Текст] : отличия сленга от литературного языка / Л. А. Савелова // Русский язык в школе. — 2012. — № 3. — С.69-74.
  • Скоринкин, Д. А. От барона до макарон: история значений и употребления слова «знатный» [Текст] : история прилагательного «знатный» за последние 300 лет / Д. А. Скоринкин // Русский язык в школе. — 2012. — №10. — С.81-84.
  • Халяпина, М. Ненормативная лексика — мода или пошлость? [Текст] / М. Халяпина // Библиополе. — 2014. — №5. — С.35-37.
  • Цыганова, Н. Имеющий уши да не услышит. Говорят ли в России по-русски. [Текст] / Н. Цыганова // Библиотека. — 2010 — №9. — С.27 — 32.

 Наш язык – наша гордость
Сценарии для школьников 5-11кл.

  • Ворожейкин, В. В. О русском языке хотим замолвить слово [Текст] : занимательный урок о важности умения пользоваться родным языком для уч-ся 5-6-х классов / В. В. Ворожейкин // Читаем, учимся, играем. — 2013. — № 10. — С.104-106.
  • Герасимова, Н. К. «Словом можно спасти…» [Текст] : урок литературы и культуры речи для уч-ся 7-9-х классов / Н. К. Герасимова // Читаем, учимся, играем. — 2015. — № 9. — С.90-92.
  • Глубоковских, М. В. Говорите правильно [Текст] : познавательный час к уроку русского языка по нормативному произношению слов для уч-ся 5-7-х классов / М. В. Глубоковских // Читаем, учимся, играем. — 2013. — № 4. — С.79-81.
  • Глубоковских, М. В. Кто сварил демьянову уху? [Текст] : библиотечно-библиографический урок, посвящённый крылатым словам в литературе и нашей речи, для уч-ся 5-6-х классов / М. В. Глубоковских // Читаем, учимся, играем. — 2015. — № 10. — С.54-57.
  • Голубенко, И. Б. «Как мы говорим?» [Текст] : классный час с учащимися среднего и старшего школьного возраста на тему «Культура речи» / И. Б. Голубенко // Воспитание школьников. — 2013. — № 3. — С.76-79.
  • Губина, С. Г. Люби и знай русский язык [Текст] : викторина / С. Г. Губина // Последний звонок. — 2014. — № 2. — С.4.
  • Карнизова, Н. В. Загадки лингвистики [Текст] : семинар для уч-ся 9-11-х классов, посвящённый Международному Дню родного языка / Н. В. Карнизова // Читаем, учимся, играем. — 2015. — № 11. — С.30-35.
  • Котова, И. Ю. Молви слово доброе [Текст]: мероприятие, посвящённое русскому языку и культуре речи, для уч-ся 6-7-х классов / И. Ю. Котова // Читаем, учимся, играем. — 2016. — № 3. — С.52-55.
  • Липатникова, И. Л. Сохраним русскую речь! [Текст] : урок-беседа с подростками 10-11-х классов к Международному дню грамотности / И. Л. Липатникова // Читаем, учимся, играем. — 2013. — № 6. — С.44-49.
  • Мерзлов, А. В. Интеллектуальная игра «Знаем ли мы русский язык?» [Текст] / А. В. Мерзлов // Последний звонок. — 2015. — №6. — С.3 — 6.
  • Михнян, К. П. Как написать поздравление [Текст] : творческое занятие для уч-ся 7-11-х классов / К. П. Михнян // Читаем, учимся, играем. — 2015. — № 8. — С.89-91.
  • Моисеева, В. Н. Поиграем в слова [Текст] : интеллектуальные игры по русскому языку / В. Н. Моисеева // Последний звонок. — 2013. — № 7. — С.14-15.
  • Мухутдинова, Н. Г. Турнир эрудитов [Текст] : внеклассное мероприятие для знатоков русской словесности из 10-11-х классов / Н. Г. Мухутдинова // Читаем, учимся, играем. — 2015. — № 9. — С.75-79.
  • Панибратец, О. В. Говорите правильно! [Текст] : турнир ораторов для тех, кто хочет овладеть даром красноречия / О.В. Панибратец, А. В. Касьян // Читаем, учимся, играем. — 2015. — № 4. — С.56-58.
  • Петрова, Н. П. Лингвистический вояж [Текст] : урок-путешествие в мир слов и фраз для уч-ся 5-6-х классов / Н. П. Петрова; И.В. Хомская // Читаем, учимся, играем. — 2015. — № 8. — С.83-89.
  • Халилуллина, В. А. Таинственный мир слов [Текст] / В. А. Халилуллина // Досуг в школе. — 2011. — 11. — С.23 – 25.
  • Хомская, И. В. Такие разные и замечательные имена прилагательные [Текст]: урок-игра / И. В. Хомская // Последний звонок. — 2015. — № 11. — С.3-4.
  • Чаусова, А. В. Как правильно, скажи! [Текст] : интеллектуальная командная игра по русскому языку и культуре речи для уч-ся 5-8-х классов / А. В. Чаусова; Т.К. Потапова // Читаем, учимся, играем. — 2016. — № 8. — С.75-81.
  • Якушина, Е. В. Библиотека для поколения NEXT [Текст] / Е. В. Якушина // Игровая библиотека. — 2014. — №5. — С.68-73.

 

Поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *