Валентин Распутин: «Всю жизнь я писал любовь к России»

15 марта исполняется 80 лет со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина. Без этого имени  уже нельзя представить русскую литературу.
Распутин — один из самых ярких представителей «деревенской прозы», расцвет которой пришелся на 1970-е гг. Лучшим  его произведением шестидесятых годов является  рассказ «Василий и Василиса», от которого потянулась прочная и явная нить к будущим повестям. Всю жизнь прожили рядом Василий и Василиса. Рядом, но не вместе, потому что тридцать лет он живёт в амбаре, она – в избе с выросшими детьми, и даже разговора между ними не получается. Не смогла Василиса простить мужу давней, довоенной ещё обиды. Да и обида ли это, не больше ли? Однажды, напившись, «он схватил топор, лежавший под лавкой, и замахнулся. Василиса до смерти перепугалась, закричала не своим голосом и выскочила из избы. В ту ночь у неё случился выкидыш». Вернувшись в дом, она растолкала Василия и показала ему на порог. Двадцать лет прожили они вместе, у них было семеро детей, но то, чему теперь стал виной Василий, гибель будущего ребёнка, она не смогла простить.  И только когда смерть заглядывает в этот амбар к старому больному человеку, только тогда и Василиса в состоянии – нет, не забыть! – отпустить ему грех. И она это понимает. «Василий и Василиса» – произведение, написанное как бы на стыке жанров: то ли это большой рассказ, то ли маленькая повесть.
Известность пришла к молодому прозаику с появлением повести «Деньги для Марии», опубликованной в альманахе  «Ангара», в 1967 году. Произведение по форме очень простое. Но в нём речь идет о том, что волнует большинство людей, о совести, а не о деньгах: добры ли мы? Готовы ли мы помочь? Героиня повести – продавщица единственного на всю деревню магазина Мария – по простоте
душевной в силу близких отношений с односельчанами порой давала товары в долг, плохо считала. Ревизор обнаружил у неё недостачу. Писатель сделал из Марии героиню с большой буквы. Он заглянул внутрь человеческой души, чтобы сказать нам о том, кто мы есть и что с нами стало, размышляя, откуда в людях появились эгоизм, чёрствость, бездушие, показывая способность человека на добрые поступки.
В полную же силу талант Распутина раскрылся в повести «Последний срок» (1970) В основе — бесхитростная житейская история: последние дни старухи Анны, дни подведения итогов. Как на исповеди, развертывается судьба человека. Свою жизнь она «как работу, довела до конца». Анна – один из потрясающих женских образов Распутина, пример трудолюбия, бескорыстия, ответственности перед работой, детьми, окружающими. К ней из разных городов и сёл собрались, чтобы проститься, её взрослые дети – каждый со своим характером, со своей судьбой. Мать при смерти,  и всеми владеет общее чувство потери, чувство долга, по которому они, уже многие годы не встречаясь, оказались все вместе под отчим кровом. И характеры их в этом общем чувстве как бы сливаются, стираются, для них же самих перестают иметь существенное значение. В «Последнем сроке» Распутина появляется уникальный взгляд на земной мир как временное обиталище человека.

«Живи и помни» (1974). Распутин вновь избирает критическую ситуацию, проверяющую нравственные устои личности. Сюжетная канва повести – примерный солдат Андрей Гуськов в 1944 году, когда уже близка победа, дезертирует из  армии – поначалу настораживает, но все-таки повесть — чисто распутинская.  И здесь в центре – таежная деревня с точно выписанными образами, потому что для писателя, как всегда, важен не сюжет, не событие, как таковое, а важны характеры, психологическое исследование предательства, его истоков и последствий. Срывающийся от односельчан Андрей  смотрит извне,  со стороны, на себя, свою счастливую прошлую жизнь, безвозвратно уходящую и не имеющую будущего. Он живёт отшельником в лесу. Редкие встречи с женой Настёной, которая  ждёт от него ребёнка, не приносят ему радости. В постоянном страхе и напряжении, Гуськов постепенно утрачивает человеческий облик. В центре внимания писателя – нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и – в ещё большей степени – перед его женой. Доведённая до отчаянья, преследуемая односельчанами, догадавшимися о её свиданиях с мужем, Настёна бросается в Ангару.  Суть повести Распутина справедливо определяет писатель В. Астафьев: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твоё – рядом с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразумением ли, оборачивается ещё большим горем для твоей родины и народа, а стало быть, и для тебя».  И написана повесть ради живых: живи и помни, человек, для чего ты пришел в этот мир. Единство судьбы человека с судьбой народа – вот идея повести. Без этого нет человека. Символическую роль во многих произведениях Распутина играет Ангара. Вот и здесь она и поддерживает и оберегает, и судит и казнит.

В творчестве В. Г. Распутина остро поставлены проблемы отношений человека и природы. Повесть «Прощание с Матёрой» (1976) – одно из вершинных произведений В. Распутина, насыщенное острыми проблемами. Эта повесть – проникновенное, печальное слово памяти по уходящей под воду  сибирской деревне. Остров, где она стоит, должен быть затоплен: рядом строят плотину для электростанции. Жителей переселяют в новый посёлок. Пора прощаний и надежд, итогов и планов на будущее, ломка сложившегося и зарождения неизведанного. Особенно трудно переезжать старикам – слишком многое связано у них с Матёрой. Всю жизнь прожила на острове старуха Дарья, чьими глазами мы видим события. Видим, как горят дома и леса, покидают деревню люди. Для всех жителей Матёра как родная мать.  Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый поселок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни — крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование.   Эта повесть заставляет нас увидеть и полюбить российскую глубинку, из которой все мы вышли. Распутин с особой остротой понимает, к чему могут привести наша, равнодушие, безверие, утрата родовых корней. Эта книга о почтительном отношении к предкам, о «малой» и большой Родине, о духовной сопричастности к тем местам, на которых живёшь. Пристальнее вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин видел истоки бездуховности в социальной действительности.

Повесть Распутина «Пожар» можно воспринимать как продолжение «Прощания с Матёрой».  Здесь пожар для Распутина – символ, огненный знак беды, следствие неблагополучия в обществе.   Сила повести  в правде жёсткой и резкой, продиктованной любовью к человеку, ответственностью за судьбу народа. Вместо того чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом , растаскивают выхваченное из огня добро. Написанная много лет назад, она и о нас, сегодняшних людях, работящих и ленивых, отзывчивых и равнодушных, скромных и наглых, хозяйственных и безалаберных. Книга бередит душу, заставляет внимательнее вглядеться в окружающих людей и заглянуть в собственное «я».

Говоря о творчестве Валентина Распутина, нельзя не отметить  рассказ «Уроки французского» (1973), который он написал, возвращаясь к дням своего детства и юности. Знаменитые и популярные повести Распутина не заслонили этого великолепного рассказа.  Голодные послевоенные годы. Казалось бы, всё говорит мальчишке, оторванному от дома: жизнь сурова, не жди от неё милостей и даров, рассчитывай только на себя. Но судьба дарит ему встречу с учительницей Лидией Михайловной будто явившейся из другого мира.  Её  «уроки французского» – уроки милосердия и стойкости, деликатности и достоинства – будут прочно усвоены героем рассказа, укрепят веру в добро, придадут ему силы и душевной зоркости.  В финале изгнанная из школы Лидия Михайловна пришлёт своему ученику посылку. В ней будут и яблоки, которые раньше он видел «только на картинках, но догадался, что это они».  Этот рассказ автобиографический. Учительница Лидия Михайловна названа в рассказе своим собственным именем. В конце  90-х годов она была в гостях у писателя, и они  «долго и отчаянно» вспоминали школу, ангарский посёлок и многое-многое из того трудного и счастливого времени.

Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» – очень современна,  она – о нашем непростом времени, когда жизнь превратилась во «всесветную барахолку». Это история простой русской женщины Тамары Ивановны, своими руками пристрелившей растлителя дочери в условиях тотальной коррумпированности иркутской милиции. В провинциальном городе, в Сибири, мать отомстила за изнасилованную кавказцем дочь – она убила его прямо в прокуратуре, не надеясь на справедливый суд и наказание насильника. Повесть драматична по содержанию, сложна по проблематике и правдива. Она о сегодняшнем дне, о том «дурном времени», в котором все мы пребываем уже более десяти лет. Писатель ставит перед современниками много сложных вопросов, среди них один из самых трудных – как жить, оставаясь человеком, в обществе, расколотом на два «разнящихся мира»: обманутых бедных и «богатых», неправедно наживших капиталы.

Одно из последних произведений В. Распутина – рассказ «В ту же землю». Общий фон жизни – деревня, которая олицетворяет старину, Ленские и Приангорские просторы, где ОНИ вершат свою волю, окончательно руша все вековые устои, с горьким юмором повествует Распутин о гигантских деяниях  представителей власти, подмявших под себя всё. Главной героиней рассказа является Пашута. Она едет к Стасу Николаевичу, который должен был сделать гроб её матери (посёлок находиться в тридцати километрах от города, но входит в черту города. Размах во все стороны. Хаос и беспредел. И не только Земле). Пашута же всю жизнь отдала работе в столовой, она далека от политики и от власти. Она мучается в поисках ответа и не находит его. Сама хочет похоронить мать, но к НИМ идти не хочет. У неё никого нет. Осталась одна – одинёшенька. В рассказе идёт описание круговерти, ритма её жизни. Поэтому естественно, перед читателем нет портрета Пашеньки, Паши, а сразу Пашута, будто некому было на неё взглянуть, всмотреться в неё. Она вглядывается в себя сама в незавешенное зеркало после смерти матери, находит «следы какой-то неряшливости – бабьи усы».

Рассказ можно назвать «Беспредел». Система образов – система жертв, попавших под колесо строителей коммунизма. Это и страстный призыв к покаянию от скверности.

  • Распутин, В. Г. Нежданно-негаданно [Текст] : повесть и рассказы / Распутин В.Г. — М : Дет.лит., 1998. — 286с. — (Школьная библиотека). Имеются экземпляры в отделах: ЦГБ, 1, 4.
  • Распутин, В. Г. Уроки французского [Текст] / Валентин Григорьевич Распутин. — М. : Эксмо, 2014. — 224 с. — (Классика в школе). Имеются экземпляры в отделах: 9, 
  • Распутин, В. Г. Что передать вороне? [Текст] : рассказы / В. Г. Распутин ; худ. Б. Алимов. — М. : Детская литература, 1988. — 190 с. : ил. Имеются экземпляры в отделах: 21.
  • Распутин, В. Г. Прощание с Матёрой [Текст] : основное содержание. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения / Авт.-сост. Г.Л.Каменский. — М : АСТ;Астрель, 2006. — 123с. — (Школьная классика). Имеются экземпляры в отделах: 4.
  • Распутин, В. Г. Уроки французского [Текст] : повести, рассказы / В. Г. Распутин. — М. : ЭКСМО, 2008. — 640 с. — (Русская классиа ХХ века). Имеются экземпляры в отделах: 6 .
  • Распутин, В. Г. Живи и помни.Прощание с Матёрой [Текст] : повести / Распутин В.Г. — М : Вагриус, 2004. — 448с. Имеются экземпляры в отделах: ЦГБ,1-20.
  • Распутин, В. Г. Нежданно-негаданно [Текст] : повесть и рассказы / Валентин Распутин. — М. : Дет.лит., 2012. — 352 с. — (Школьная библиотека). Имеются экземпляры в отделах: ЦБ, ЦДБ, 3, 5, 6, 17, 19, 22, 23.
  • Распутин, В. Г. Повести.Рассказы [Текст] : в 2-х т. / В.Г.Распутин. — М : Дрофа, 2004 —     . — (Б-ка отечественной классики). Имеются экземпляры в отделах: ЦГБ, 1, 2, 3, 4, 6, 9, 16, 17, 20.

Литература о жизни и творчестве

  • Уроки доброты : к 75–летию Валентина Георгиевича Распутина : тематический обзор / [сост. О. П. Суховерхова ; ред. В. Ю. Зоткина] ; ВМУК «ЦСГБ», Центр. гор. б-ка, Информ.-библиогр. отд. – Волгоград, 2012. – 15 с. : ил. – Библиогр. : 18 назв.
  • Валентин Распутин: библиографический очерк: (к 75-летию со дня рождения Валентина Распутина) / сост. гл. библиограф Г. Н. Ковалева; МАУК ЦБС Информационно-библиографичес-кий отдел. – Ангарск, 2012. – 28 с.: ил.
  • Стрелкова, И. И. В.Астафьев,В.Белов,В.Распутин,В.Шукшин в жизни и творчестве [Текст] : учеб.пособ.для школ,гимназтй,лицеев и колледжей / И.И.Стрелкова. — М : Русское слово, 2005. — 112с. : ил. — (В помощь школе). Имеются экземпляры в отделах: ЦГБ, 1, 4, 6,16, 20.
  • Шахерова, О. Н. Распутин в школе [Текст] : кн.для учителя / О.Н.Шахерова. — М : Дрофа, 2004. — 288с. : 16л.ил. — (Писатель в школе). Имеются экземпляры в отделах: ЦГБ, 1, 4, 16, 20.
  • Вуколов, Л. И. Современная проза в выпускном классе [Текст] : кн.для учителя / Вуколов Л.И. — М : Просвещение, 2002. — 176с. Имеются экземпляры в отделах: 4.
  • Распутин, В. Г. Прощание с Матёрой [Текст] : основное содержание.Анализ текста.Литературная критика.Сочинения / Авт.-сост.Г.Л.Каменский. — М : АСТ;Астрель, 2006. — 123с. — (Школьная классика). Имеются экземпляры в отделах: 4
  • Кожемяко, В. С. Валентин Распутин [Текст] : боль души / В.С.Кожемяко. — М : Алгоритм, 2007. — 288с. Имеются экземпляры в отделах: ЦГБ, 1, 4, 16, 20.

Статьи из периодических изданий:

  • Андреева, И. В. «…Надо стать сильной. Сильнее себя!»: повесть В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» / И. В. Андреева // Уроки литературы. – 2004. – № 9. – С. 11–12.
  • Андреева, И. В. Возвращение к истокам: изучение рассказа В. Г. Распутина «Изба». 11 класс / И. В. Андреева // Уроки литературы. – 2001. – № 2. – С. 6-8.
  • Анохина, Т. А. Память не дает покоя: урок по рассказу В. Распутина «В ту же землю» / Т. А. Анохина // Уроки литературы. — 2001. — №92 — С. 9-10. – (Приложение к журналу «Литература в школе»).
  • Барышева, О. А. Тема духовной связи поколений в рассказе В.Г.Распутина «В ту же землю…» / О. А. Барышева // Литература в школе. — 2009. — № 6. — С. 6-9.
  • Барышева, О. Народно-поэтические мотивы в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» / О. Барышева // Литература в школе. – 2007. – № 4. – С. 2–5.
  • Борисова, Г. К. Урок по рассказу В. Г. Распутина «Женский разговор» : 11 класс / Г. К. Борисова // Уроки литературы. — 2011. — №1. — С. 11-14.
  • Бражников, И. Л. Время, история и вековечность в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» / И. Л. Бражников // Литература в школе. — 2010. — №3. — С. 21-23.
  • Быков, Д. Зори над распутьем / Д. Быков // Новый мир. – 2004. – № 4. – С. 164-167. Рец. на кн.: Распутин В. Дочь Ивана, мать Ивана: повесть // Наш современник. – 2003. – № 11
  • Быков, Л. П. О названиях произведений Валентина  Распутина // Литература в школе. — 2007. — №11. — С. 16-17.
  • Власов, С. В. Современная публицистика: В.Г.Распутин об образовании и литературе [Текст] / С. В. Власов // Русская словесность. — 2012. — № 6. — С.36-40.
  • Влащенко, В. И. «Дорога совести в произведениях Валентина Распутина и Анны Неркаги / В.И. Влащенко // Литература в школе. – 2005. – № 9. – С. 9–14.
  • Ганина, Л. С. «Помочь человеку, дохнуть на него … теплом и добром»: рассказ В. Распутина «В больнице» / Л.С. Ганина // Литература в школе. – 2005. – № 9. – С. 41–42.
  • Граблина, Н. В. Живые родники юности [Текст] : урок по рассказу В.Распутина «Женский разговор» / Н. В. Граблина // Литература в школе. — 2012. — № 3. — С.22-24.
  • Граблина, Н. В. Мастер-класс: технология учебного диалога на уроке литературы: по повести В. Г. Распутина »Прощание с Матерой» / Н. В. Граблина // Литература в школе. — 2005. — №9. — С. 37-40.
  • Грицак, О. А. Судьба русской деревни: повесть В. Г. Распутина «Пожар» / О.А. Грицак // Литература в школе. – 2007. – № 4. – С. 29–30.
  • Гришенкова, Т. Ф. По страницам публицистики В.Распутина [Текст] / Т. Ф. Гришенкова // Русская словесность. — 2012. — № 4. — С.14-22.
  • Дырдин, А.А. В. Распутин: национально-художественный стиль мышления / А. А. Дырдин // Литература в школе. – 2007. – № – С. 12-15.
  • Жегалина, Н. С. Ангел под небом ночным: урок по рассказу / Н. С. Жегалина // Уроки литературы. — 2008. — № 9. — С. 7-10. О рассказе «Под небом ночным».
  • Жегалина, Н. С. Образ неба в произведениях В. Распутина / Н. С. Жегалина // Литература в школе. — 2012. — № 6. — С. 6-9.
  • Живые классики: 60 современных российских писателей: краткий справочник // Литература. — 2012. — № 1. — С.24-25.
  • Игнатьева, А. В. Всегда ли оправдана «милость к падшим»? / А. В. Игнатьева // Литература в школе. – 2007. – №  – С. 31-33.  О повести «Живи и помни».
  • Кишенина, В. Н. «Чтобы мир не скудел без людей…»: урок– беседа по повести В.Г. Распутина «Последний срок» / В.Н. Кишенина // Литература в школе. – 2007. – № 9. – С. 33–34.
  • Кокшнева, К. Границы судьбы: [повесть В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» и тема зла в современной литературе] / К. Кокшнева // Москва. – 2004. – № 2. – С. 187-196.
  • Крайник, О. М. Портрет героя  в художественной литературе [8 кл.] : углубление понятия «портрет» при изучении рассказа В.Распутина «Уроки французского» / О. М. Крайник // Литература в школе. — 2016. — № 7. — С.37-40.
  • Курбатов, В. Уроки русского: Валентину Распутину исполняется 75 лет / В. Курбатов // Российская газета. — 2012. — 15-21 марта. — С. 26-27.
  • Манина, Р. И. Валентин Григорьевич Распутин: литературная гостиная / Р. И. Манина // Литература в школе. – 2007. – № 4. – С. 41–45.
  • Мартыновская, О. М. Повесть В. Г. Распутина «Живи и помни» / О. М. Мартыновская // Литература в школе. – 2007. – № 4. – С. 34–36.
  • Распутин, В. Что у них за душой?: беседа с писателем / записал В. Кожемяко. — (Очерк и публицистика) // Наш современник. — 2010. — N 6. — С. 128-137. О нравственном состоянии российского общества.
  • Романова, Г. И. «Когда звучит в тебе русское слово…»: художественная речь и речевое действие в повести В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» / Г.И. Романова // Литература в школе. – 2006. – № 4. – С. 17-18.
  • Румянцев, А. Вечные письмена / А. Румянцев // Наш современник. — 2011. — № 3. — С. 250-255. О творчестве В. Распутина.
  • Семенов, В. А. Читать Распутина, слушать Россию: [о жизни и творчестве писателя] / В.А. Семенов // Наш современник. – 2007. – № 3. – С. 218-230.
  • Серафимова, В. Д. Авторская идея в прозе В. Распутина и изобразительно-выразительные средства языка / В. Д. Серафимова // Русская словесность. — 2009. — № 1. — С. 37-42
  • Страж русского «ковчега»: [заметки о В. Г. Распутине] // Наш современник. – 2007. – № 3. – С. 3-14.
  • Холодяков, И. В. Литература нравственного очищения / И. В. Холодяков // Литература в школе. – 2008. – № 4. – С.20–23 ; № 5. – С. 17–21.
  • Чалмаев, В. А. «Молений и молний взаимная сила…»: [о повести В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»] / В. А. Чалмаев // Литература в школе. – 2004. – № 6. – С. 22-24.
  • Чалмаев, В. А. «Откройте русскому человеку русский «свет»: Валентин Григорьевич Распутин / В. А. Чалмаев // Литература в школе. – – № 9. – С. 2–8.
  • Черников, А. П. Уроки духовности: повесть В. Распутина «Прощание с Матерой» на уроках литературы / А. П. Черников // Литература в школе. — 2012. — № 6. – С. 2-6.
  • Чмирь, О. Б. «Он умный и внимательный смотритель русской жизни»: рассказ В. Г. Распутина «Нежданно-негаданно» / О. Б. Чмирь // Литература в школе. – 2007. – № 4. – С. 30–32.
  • Шапошникова, В. В. Героиня повести В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» / В. В. Шапошникова // Литература в школе. — 2011. — № 1. — С. 21-23.
  • Юрков, А. Прощание с матёрым: [Встреча с В. Распутиным. Писатель о Родине, о Байкале, о народе, о патриотизме, о национальной идее, о литературе, о писателях (Толстом, Шукшине, Достоевском…) , о времени и о себе] / А. Юрков // Российская газета. — 2015. — 22 апр. — С.12.

Сценарии

  • Клочкова, О. А. «Литературный суд» по произведению  В.Г.Распутина «Живи и помни» [Текст] / О. А. Клочкова // Школьная библиотека. — 2011. — 1-2. — с.137-142
  • Макарова, Б. А. Живи в согласии со своей совестью: литературный вечер, посвящённый В. Г. Распутину, для учащихся старших классов / Б. А. Макарова // Читаем, учимся, играем. – 2007. – № 1. – С. 23–27.
  • Манина, Р. И. Валентин Григорьевич Распутин: литературная гостиная / Манина // Литература в школе. — 2007. — № 4. — С. 4145.
  • Петрова, О. Л. Живые мысли: дополнительный материал к творчеству В. Распутина / О. Л. Петрова // Читаем, учимся, играем. — 2002. — N 1. — С. 69-71.
  • Сайкина, Е. И. «Уроки французского» [Текст] / Е. И. Сайкина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2016. — №7. — С.31 — 34.
  • Сайкина, Е. И. Школа жизни, добра и понимания [Текст] / Е. И. Сайкина // Игровая библиотека. — 2016. — №4. — С.22 — 31.
  • Семенова, В. Г. Как хорошо, что у нас есть Байкал!: сценарий этнографического вечера по мотивам произведений В. Распутина / В. Г. Семенова  // Читаем, учимся, играем. — 2002. — N 1. — С. 61-68.
  • Тамбовская, А. И. Женские образы в творчестве Распутина: устный журнал / А. И. Тамбовская // Читаем, учимся, играем. — 2010. — N 12. — С. 36-40.
  • Чуйко, Д. На корабле мысли [Текст] / Д. Чуйко // Интеллектуально развивающее шоу. — 2013. — №1. — С.53 — 60. — (Праздник в школе)

Электронные ресурсы

Поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *