Магия Василия Аксёнова

image_pdfimage_print

20 августа исполнилось 85 лет со дня рождения писателя Василия Павловича Аксёнова. Врач по образованию, «антисоветчик» по духу и самый яркий новатор в русской прозе XX века, он уже в самом начале своего пути наметил темы и проблемы, которые будут волновать его и в период зрелого творчества. Первые повести Аксёнова положили начало так называемой «молодежной прозе» СССР. Именно тогда впервые появилось выражение «шестидесятники», которое стало обозначением целого поколения и эпохи.
Библиотеки Миасса предлагают:

Апельсины из Марокко [Текст] : повести / В.А.Аксенов. — М :Эксмо, 2006. — 480с. Имеются экземпляры  в отделах: библиотека-филиал №№ 4, 6, 16, 20.
В книге под общим названием «Апельсины из Марокко» содержатся три знаменитых произведения Василия Аксенова: «Коллеги» (1959), «Звездный билет» (1961), «Апельсины из Марокко» (1962), которые стали событиями литературной и общественной жизни и послужили началом так называемой «молодёжной прозе». Кто из нас в юности не мечтал вытащить свой «звездный билет», полюбить — так королеву, проиграть — так миллион, верил в дружбу и ради нее был готов на всё, совершал глупости, казался смешным, страдал, жил с душой нараспашку и был непобедим в своей искренности? 

В поисках грустного бэби: повесть. Имеются экземпляры в отделах: ЦДБ,  ЦБ, библиотека-филиал №  9.
Повесть «В поисках грустного бэби» — увлекательное путешествие русского автора по Америке, в котором, как всегда у Аксенова, много юмора, интересных и точных наблюдений. И как всегда у Аксенова, это еще и книга о России.

Вольтерьянцы и вольтерьянки [Текст] : старинный роман / В.А.Аксенов. — М :Изографус,Эксмо, 2005. — 560с.Имеются экземпляры в отделах: библиотека-филиал №№ 1, 4, 16, 20.
В 60-е годы восемнадцатого века, «века галантного», очень заинтересовались друг другом две значительные личности — Вольтер и Екатерина Великая. В романе Василия Аксенова оживают старинные картины, и сходят с них благородные герои, кипят страсти, нам непривычные, завязывается нешуточная драма нестареющих вольтеровских идей…Кто такой Вольтер? Известный скандальный вольнодумец 18-го века, давно ставший скучной хрестоматийной фигурой в учебниках истории и литературы? Или же это вечно живой символ свободы, родной и близкий не только капризным французам, но и широкой русской душе? Роман Аксенова не дает прямых ответов на эти вопросы. Это — изящная фантасмагория о либеральной идее в России и о ее причудливом воплощении.Этот роман Василия Аксенова удостоен премии     «Букер» за 2004 год.

Гибель Помпеи [Текст] : повести и рассказы / Василий Аксёнов. — М. :Эксмо, 2005. — 576 с. Имеются экземпляры в отделах: ЦДБ.
«Если человек хочет хоть что-нибудь понять про жизнь целого поколения русских людей, тогда называвшихся советскими, — даже нескольких поколений от середины 1950х и едва ли не до нашего времени; про то, как они были устроены, как они прожили молодость и в каком-то смысле куда они делись; что они думали, какие у них были заблуждения, вкусы и так далее, — то надо читать Аксенова. Перефразируя известное выражение, Аксенов — это энциклопедия русской жизни. Человек, который не только зафиксировал три поколения нас — советских, а потом и русских горожан, — но и в большой степени нас создал» — это высказывание Александра Кабакова точнейшим образом характеризует произведения Василия Аксенова, составившие настоящий том.

Желток яйца [Текст] : сб.произведений / Аксенов В.А. — М : Изограъ,Эксмо, 2005. — 592с. Имеются экземпляры в отделах: библиотека-филиал №№ 4, ЦБ.
 В США Аксенов написал по-английски роман «Желток яйца» (1989), который впоследствии перевел на русский язык. Используя вымышленный дневник Достоевского, в котором великий писатель якобы спорит с Марксом «о сути коммунизма и о природе человечества», Аксенов, по его словам, пытался в этом романе «найти некоторую модификацию определенного американского типа».

Затоваренная бочкотара: повесть.  Имеются экземпляры в отделах: КХ, ЦДБ,  библиотека-филиал № 21.  Героев повести объединяет любовь к «главному персонажу» повести – затоваренной бочкотаре, которую все они любят и уважают, как живое существо. Не случайно им снится общий сон о том, как «в далеких морях на луговом острове ждет Бочкотару в росной траве Хороший Человек, веселый и спокойный».
Сразу после публикации в 1968 году повести «Затоваренная бочкотара» появилось постановление бюро Краснопресненского райкома КПСС, в котором повесть осуждалась как «безыдейная», модернистская и «искажающая советскую действительность». А в повести всего лишь изображалось путешествие на грузовике в Коряжск семи случайных попутчиков. Другое дело, что каждый из них представал утрированным типом из соцреалистической литературы, узнаваемым, пародийным. Поэтому каждая фраза из «…бочкотары» становилась крылатой.

Звёздный билет [Текст] / Василий Аксёнов. — М. :Эксмо, 2014. — 640 с. — (Новый сладостный стиль. Проза Василия Аксёнова). Имеются экземпляры в отделах: КХ, библиотека-филиал № 9.
Блистaтeльнaя, искpoмeтнaя, ни нaчтoнe похожая, проза Вaсилия Аксенова ворвалась в нaшу жизнь шестидесятых годoв (пpoшлoгo уже века!) кaк порыв свежего вeтpa. Его мoлoдыe герои, «звeздныe мальчики», вeсeлыe, романтичные, пытaлись жить свободно, общались нa своем языке, сленге, кaк говорили тогда, стебе, кaк бы мы сказали теперь. Вот тогда и создавался «фирменный»аксеновский стиль, сделавший писателя знaменитым.
Впервые роман был опубликован в журнале «Юность» (1961, № 6, 7). Выход произведения вызвал бурную полемику в средствах массовой информации и стал поводом для снятия Валентина Катаева с должности главного редактора «Юности». В 1962 году режиссёр Александр Зархи поставил по сюжету романа художественный фильм «Мой младший брат».

«Квакаем, квакаем»: предисловия, послесловия, интервью [Текст] / В. П. Аксенов. — М. : АСТ: Зебра Е, 2008. — 288 с. Имеются экземпляры в отделах: КХ, библиотека-филиал №№  4, 5, 16, 20.
Это и не мемуары вовсе (как следует из одного интервью, Аксенов не считал себя способным написать что-нибудь в этом жанре), скорее — размышления о прошлом, настоящем и, отчасти, будущем. Удивительно было видеть уже то, как представитель ушедшей эпохи ясным взглядом оглядывается назад.
«Молодость моего поколения совпала с оттепелью, нам повезло. Мы ощущали поэтическую лихорадку, массу вдохновения, движение, ренессанс, А сейчас ничего такого, как ни странно, я не наблюдаю. Нынешнее поколение само себя сует носом в дерьмо. В начале 50-х мы говорили друг другу: «Старик — ты гений!». А сейчас они, наоборот, копают друг под друга. Однако фаза чернухи оказалась не волнующим этапом. Этот период уже закончился, а другой так и не пришел». В.Аксенов.

Кесарево свечение : роман. Имеются экземпляры в отделах: ЦДБ, КХ, библиотека-филиал №№ ЦБ, 4, 16, 20.
В романе Василия Аксенова «Кесарево свечение» действие — то вполне реалистическое, то донельзя фантастическое — стремительно переносится из нынешней России в Америку, на вымышленные автором Кукушкины острова, в Европу, снова в Россию и Америку. Главные герои — «новый русский» Слава Горелик, его возлюбленная Наташа и пожилой писатель Стас Ваксино, в котором легко угадывается автор.

 

Ленд — Лизовские. Lend — leasing [Текст] / В. А. Аксёнов. — М. : ЭКСМО, 2010. — 256 с. Имеются экземпляры в отделах: ЦБ, библиотека-филиал №№ 3, 19.
Неоконченный автобиографический роман о детстве и юности — это портрет совсем еще юного Аксенова, увиденного им самим с высоты прожитых лет.
Это памятник эпохе богатырей, чья молодость пришлась на ужасные годы Великой отечественной и чью судьбу определила война на годы вперед. Роман выходит с короткими предисловиями коллег и друзей писателя, каждый из которых вспомнил об авторе что-то очень личное и доброе, словно по кирпичикам воссоздавая образ Аксенова — философа, стиляги, борца и просто очень обаятельного человека.

   Логово льва: забытые рассказы [Текст] / В. П. Аксенов. — М. : АСТ: Астрель, 2009. — 443 с. Имеются экземпляры в отделах: КХ.
Эта книга — подарок для истинных ценителей творчества Василия Аксенова. В нее вошли рассказы, которые не переиздавались десятки лет. Разбросанные по уже не существующим журналам и газетам, они и сейчас поражают необыкновенной свежестью языка, особым «аксеновским» видением мира.

Мой дедушка — памятник : приключенческий роман.  Имеются экземпляры в отделах: КХ, ЦБ, библиотека-филиал №№ 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20.
Отличный парень и настоящий герой — школьник Гена Стратофонтов. С ним то и дело случаются какие-то невероятные приключения. Например, однажды далеко в море на него нападает… котел борща. Но это не помешало ему приплыть на научном корабле в удивительную страну Большие Эмпиреи, вступить в схватку с хорошо вооруженными бандитами и победить их. И самое главное — он выручает хороших людей из беды и доказывает, что никакие выгодные сделки никогда не заменят отношений дружеских и с одноклассниками, и со взрослыми из разных стран.

Москва Ква-Ква [Текст] / В.П.Аксенов. — М. :Эксмо, 2006; 2008. — 448с. Имеются экземпляры в отделах: ЦБ,КХ,библиотека-филиал №№ 1,4, 6,9,16, 17, 20.
Стоит на Котельнической набережной высотка. В ней, окруженная почестями, живет советская элита: ГликаНовотканная — спортсменка, комсомолка, красавица и «главная» советская девственница; поэт-фронтовик Смельчаков, знаменитый летчик Моккинакки и многие-многие другие. Даже сам автор появляется там под именемТак Таковский.
Смельчаков любит Глику, Моккинакки любит Глику, Юрка-джазист любит Глику, Сталин любит Смельчакова и… боится Тито. А еще в романе есть дрессированные тигры, подводные лодки и Минотавр!
Стихи и проза, пародия и документальные свидетельства очевидцев чередуются в романе с озорной свободой вымысла.
На фоне споров об идеальном государстве протекает обыкновенная жизнь необыкновенных людей. Полвека назад такое сочетание еще было возможно…

Московская сага: трилогия  Имеются экземпляры в отделах: КХ, ЦБ, библиотека-филиал №№ 2, 3, 4, 6, 9, 16, 17, 20.
1 том — «Поколение зимы»
2 том — «Война и тюрьма»
3 том — «Тюрьма и мир»

В трилогии Московская сага (1992) Аксенов рассказывает о трех поколениях семьи русского врача Бориса Градова. 
Вместе с семьей потомственных врачей Градовых читателю предстоит прожить почти тридцать лет ХХ века — от смерти Фрунзе до смерти Сталина. Расстрелы, пиры, генералы, лагеря, пытки в застенках НКВД, Вторая мировая, секс, религиозные искания, допросы, диверсии, заговоры, салоны, парки — все есть в этой удивительной книге!
Никита Градов и Вадим Войнович — истинные русские офицеры, несломляемые, гордые, смелые, порядочные. Их трагедия в том, что, сражаясь за советскую власть, они в итоге пали ее жертвами…
Трилогия «Московская сага» (1992) экранизирована в России в 2004 году А. Барщевским в многосерийном телевизионном сериале.

Негатив положительного героя: рассказы. Имеются экземпляры в отделах: библиотека-филиал №№ 4, 9, 21.
 «Негатив положительного героя» — цикл новелл конца 90-х годов XX века — взгляд повзрослевшего шестидесятника на наше время с его типологическими героями.

Новый сладостный стиль [Текст] : роман / В.А.Аксенов. — М : Изографъ,Эксмо, 2005. — 624с.             Имеются экземпляры в отделах: КХ, ЦБ, библиотека-филиал №№ 1, 4, 20.
Главный герой книги театральный режиссер, актер и бард Александр Корбах, в котором угадываются черты Андрея Тарковского, Владимира Высоцкого и самого автора, в начале восьмидесятых годов изгнан из Советского Союза и вынужден скитаться по Америке, где на его долю выпадают обычные для эмигранта испытания — незнание языка, безденежье, поиски работы. Эмигрантская жизнь сталкивает его со многими людьми, возносит к успеху и бросает в бездну неудач, мотает по всему свету.
«Новый сладостный стиль» — книга о том, как можно отказаться от стереотипов и заново обрести себя. О том, что можно эмигрировать в Америку, работать в Голливуде, стремиться в Россию, снова разочароваться и найти свою обетованную землю в… Израиле. Сколько эпох и расстояний, а художник все равно остается верен себе. Он ищет и находит свою любовь — американку-археолога.

Это книга о России и Америке, о переплетении человеческих судеб, о памяти поколений, о поисках самого себя, о происхождении человека — не от обезьяны, а от Бога. И еще это — книга о любви.

О, этот вьюноша летучий! [Текст] / Василий Аксёнов. — М. :Эксмо, 2012. — 672 с. Имеются экземпляры в отделах:  КХ.
В этой книге впервые собраны лучшие, никогда ранее не издававшиеся киносценарии Василия Аксенова, одного из самых известных советских писателей ХХ века.
Эти тексты не похожи на сухие режиссерские сценарии к фильмам, скорее это — увлекательная, динамичная проза, образная и яркая. Она передает не только дух эпохи 1970-х, но и характер самого Аксенова — огневого, стремительного человека, которого можно было либо любить, либо ненавидеть, но равнодушным он не оставлял никого.

Ожог [Текст] : роман / В.А.Аксенов. — М : Изографъ,Эксмо, 2005. — 528с. Имеются экземпляры в отделах: КХ, ЦБ, библиотека-филиал №№ 6, 16, 17.
Роман «Ожог» в середине застойных 70-х оказался свободен от давления идеологии и от «внутреннего цензора», от штампов соцреализма, от любых запретов и догм. В одной книге писатель высказал все, чего нельзя и как нельзя: смешно — о советской действительности, страшно — о сталинских лагерях, откровенно — о сексе честно — о мерзавцах любого уровня, романтично — о молодости и о себе и как всегда, пронзительно — о судьбах русской интеллигенции. Этот роман был написан просто потому, что не мог быть не написан. Он вырвался из души как крик, как выдох. Невероятный, невозможный, немыслимо высокий для тех лет градус свободы — настоящая обжигающая проза.Главный герой романа состоит из пяти персонажей, объединенных общим отчеством. С этим связана сложная композиция романа: каждый эпизод описывается несколько раз – как происходящий с разными «составляющими» героя. В романе воплотились основные повествовательные приемы Аксенова: замысловатый сюжет, необычность ситуаций и имен (Аристарх Куницер, Геннадия Малькольмов, Самсон Саблер, Пантелея Пантелея и др.). Критики называли «Ожог» лирическим произведением, своеобразным плачем писателя по ушедшей молодости.

Остров Крым: роман [Текст] / В. Аксенов. — М. :Эксмо, 2009. — 448 с. Имеются экземпляры в отделах: КХ.
Знаменитая антиутопия Василия Аксёнова, принесшая автору мировую известность.В основе сюжета лежит вымышленное стечение обстоятельств, вследствие которого Крым после революции не был завоеван Красной Армией, где развивается капитализм по-русски: с мощной экономикой, свободой слова и демократией. Несмотря на это, главным героем романа, журналистом Лучниковым, овладевает идея Общей Судьбы с Россией, осуществление которой приводит к приходу в Крым советских войск.
В романе много приключений, гротескных житейских ситуаций. Несмотря на фантастический сюжет, книга во многом оказалась провидческой. Эта фантастическая утопия сегодня читается как провидческая, и в ней можно найти ответы на вопросы, которые особенно волнуют нас на рубеже второго десятилетия 21 века.  Роман «Остров Крым» сделал автора всемирно знаменитым и до сих пор служит своеобразной «визитной карточкой» писателя.

Редкие земли: роман.  Имеются экземпляры в отделах: ЦБ, библиотека-филиал №№ 3,4, 20.
            Книга Василия Аксенова «Редкие земли» начинается очень интересно и весьма реалистично: главные герои молодые лидеры-комсомольцы решили разрабатывать редкие земли — залежи дорогущих руд. Связи и талант главных героев превращают их из молодых лидеров ЦК ВЛКСМ в олигархов. Трудно владеть империей, тут начинается насилие со стороны силовых структур, портит и власть денег. Владение империей добычи редкоземельных металлов, неограниченная власть денег, насилие со стороны силовых структур: редкий металл выдержит такое. Смогут ли редкие люди? За полуфантастическими, но тесно связанными с реальностью событиями любви и жизни наблюдает из Биаррица писатель-летописец БаззОкселотл…

Скажи изюм [Текст] : роман / Василий Аксёнов. — М. :Эксмо, 2005. — 416 с. Имеются экземпляры в отделах: ЦДБ.
Один из самых известных романов Василия Аксенова — озорная, с блеском написанная хроника вымышленного фотоальбома «Скажи изюм».
Герои романа Василия Аксенова «Скажи изюм» — фотографы, безбашенные стиляги, обворожительные провокаторы, живущие в условиях тотальной милицейской слежки и стукачества. И при этом не теряющие веру друг в друга, в искусство, дружбу и любовь. Ребята талантливы, но каждый с опаской поглядывает на соседа: а вдруг тот сделает более удачный кадр? вдруг чужая подружка окажется сногсшибательнее, чем твоя, и в долгожданную загранпоездку отправится твой друг, а не ты сам? Задорный дух мушкетерства поздней советской поры передан Аксеновым ярко и живо.
За увлекательно придуманной историей неподцензурного фотоальбома «Скажи изюм» угадывается вполне реальная история знаменитого литературного альманаха «Метрополь», авторы которого замахнулись на один из краеугольных камней режима — цензуру и поплатились за это, а за мастерами объектива, за героями книги — метропольцы, известные писатели и поэты, в том числе и сам автор романа.

Сундучок,в котором что-то стучит [Текст] : приключенческий роман / Василий Аксенов. — М : АСТ;Астрель;Хранитель, 2007. — 286с. — (Внеклассное чтение). Имеются экземпляры в отделах: ЦБ, 1, 2, 3, 7, 8,9,10, 11, 12, 13, 14.
Продолжение истории об удивительных приключениях ленинградского подростка Геннадия Стратофонтова (повесть «Мой дедушка – памятник»), который хорошо учился в школе и не растерялся в трудных обстоятельствах, а сумел раскрыть тайну старинного сундучка.
Очень необычные имена — Ксантина Ананьевна, Питирим Филимонович Кукк-Ушкин и другие, забавно выглядят обращения: «дружище мама», «дружище папа», «дружище Юрий Игнатьевич»… Довести изобретение века до ума, напомнить себе и окружающим о настоящих ценностях, спасти того, разоблачить эту, проехаться катком по всему подряд, упомянуть кого ни попадя, местами даже выйдя за рамки приличия — вот чему предстоит героям (и автору) посвятить здесь пару часов.

Периодические издания

  • Lend-leasing. Дети ленд-лиза: Роман // Октябрь, 2010, №9 – С.4-102.
  • Василий Аксенов: «Американским писателем я так и не стал» / Запись беседы С. Силаковой // Иностранная литература. — №1 – С.56-61.
  • Вольтерьянцы и вольтерьянки : старинный роман // Октябрь. — 2004. — № 1. — С. 3-108; № 2. — С. 3-123.
  • Воспоминания под гитару: [эссе] // Октябрь. — 2013. — № 8. — С. 101-106.
  • Иван : очерк // Знамя. — 2000. — № 9. — С. 127-138.
  • Лебяжье озеро: рассказ // Октябрь. — 2012. — № 8. — С. 4-22.
  • Москва-Ква-Ква : сцены 50-х годов // Октябрь. — 2006. — №1. — С. 3-97; № 2. — С. 3-99.
  • «Незабываемый век» : [переписка, воспоминания писателя] // Знамя. — 2012. — № 10. — С. 136-151.
  • Новый сладостный стиль : роман // Знамя. — 1997. — № 5. — С. 9-88.
  • Осложники: Роман // Москва. — 2012. — №1 – С.29-132.
  • Писатель — это беглец / Подготовка публикации, вступительный текст и комментарии В.Есипова // Знамя. — 2012. — № 3. — С.133-149.
  • Писатель — это беглец : [письма В. Аксенову от его друзей, выступление писателя в Лондонском университете в 1989 году] // Знамя. — 2012. — № 3. — С. 133-149.
  • Радиоэссе / подготовка публикации В.Есипова и А.Кулика // Знамя. — 2017. — № 5. — С.159-169.
  • Рассказы : [«Корабль мира «Василий Чапаев»», «Глоб-футурум», «Титан революции», «Памфилов в Памфилии»] // Знамя. — 1995. — № 1. — С. 11-49.
  • Рассказы и эссе // Октябрь. — 2014. — № 8. — С. 131-153.
  • Редкие земли : роман // Октябрь. — 2007. — № 2. — С. 3-117 ; № 3. — С. 3-89.
  • Редкий элемент русской словесности : [рассказы, эссе]/ Публикация М.А. Аксёновой и А.В. Аксёнова // Октябрь. — 2012. — № 8. — С. 3-54.
  • Ржавая канатная дорога : рассказ // Октябрь. — 2012. — № 8.. — С. 22-27.
Поделитесь с друзьями