Педагог на все времена

image_pdfimage_print

13 марта исполняется 130 лет со дня рождения Антона Семеновича Макаренко. Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.
Уже при жизни А. С. Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования.
Огромное значение в жизни Макаренко сыграл М. Горький, для которого забота о российских детях, особенно оказавшихся беспризорными, была естественным и важнейшим делом на протяжении многих лет. Так, Ф. Э. Дзержинский занялся беспризорниками только после того, как М.Горький написал письмо В. И. Ульянову о необходимости срочно заняться этим вопросом. В последующие годы Горький помогает подготовить книгу о «гремевшей» в конце двадцатых годов Болшевской коммуне (Подмосковье) под руководством М. С. Погребинского, на основе опыта которой (коммуны) был снят всемирно известный фильм «Путёвка в жизнь». В этой коммуне так же, как у Макаренко, правонарушители перевоспитываются полезным производительным трудом, так же нет заборов и охраны. В этом смысле Макаренко для Горького был очередным примером передового опыта в воспитании. Горький всячески настаивал на издании записок Макаренко о его опыте воспитания в виде книги, как известнейший писатель помог разместить в печать в литературных альманахах сначала отдельные главы «Педагогической поэмы», а затем и выпустил всю книгу под своей редакцией.
Большое значение для Макаренко имело понимание и поддержка его опыта воспитания и перевоспитания буквально с первых лет деятельности Колонии им. М.Горького со стороны рук. НКВД Украины Всеволода Апполинариевича Балицкого [1892 или 1893—1937]. Именно благодаря последнему Макаренко после снятия с руководства Колонии им. Горького продолжил руководить схожим учреждением (Коммуной им. Ф. Э. Дзержинского) уже в составе НКВД (А. С. Макаренко был назначен руководить Коммуной в декабре 1927 г., то есть в течение полугода совмещал обе должности: в Коммуне и в Колонии). Достоверно известно и то, что осенью 1936 г. по прямому указанию Балицкого фамилию Макаренко вычеркнули из списка лиц, уже оговорённых в ходе допроса по делу бывшего начальника Макаренко по отд. трудовых колоний Украины Л. С. Ахматова, как троцкистов.
Первый сколько-нибудь подробный очерк о Колонии им. Горького и её руководителе А. С. Макаренко написала Надежда Феликсовна Остроменцкая (1893—1968), летом 1926 г. работавшая в колонии им. М. Горького клубным работником, затем воспитателем-учителем. Она же чуть позже написала и первое художественное произведение о горьковцах — «Повесть о Решиде и Мишке», дополненное и художественно переплетённое автором с её воспитательным опытом в интернатах Чечни. Значимость этих двух произведений трудно переоценить, поскольку после критического выступления Н. К. Крупской в адрес А. С. Макаренко на съезде комсомола в мае 1928 г. они могли остаться едва ли не единственными свидетельствами о замечательном воспитательно-педагогическом опыте Колонии им. Горького (подобно тому, как о Болшевской коммуне М. С. Погребинского ныне помнят немногочисленные специалисты).
Среди наиболее известных последователей и продолжателей деятельности А. С. Макаренко из его воспитанников нужно назвать в первую очередь Семёна Афанасьевича Калабалина (1903—1972) и его супругу Галину Константиновну (1908—1999, в «Педагогической поэме» — Семён Карабанов и Галина Подгорная («черниговка»)) и Алексея Григорьевича Явлинского (1915—1981, отца известного политического деятеля Г. А. Явлинского).
Ряд воспитанников Макаренко первоначально выбрали другую стезю в жизни, но через некоторое время обратились к воспитательной деятельности. Среди таких деятелей наиболее известен Л. В. Конисевич, более 15 лет отдавший морской службе, а затем на четверть века возглавивший на Украине интернат «Алмазный», где воспитание было основано на посильном и увлекательном уходе за цветниками, садом и огородом. В конце жизни Леонид Вацлавович успел подготовить в своей книге «Нас воспитал Макаренко» наиболее подробные (из всех имеющихся) воспоминания о жизни и труде в коммуне им. Дзержинского именно с точки зрения воспитанника.
Пропагандой опыта А. С. Макаренко в том или ином виде продолжали заниматься и многие его сотрудники и преподаватели Колонии им. М. Горького и Коммуны им. Ф. Э. Дзержинского. В первую очередь, здесь следует упомянуть:главного организатора клубной и внеклассной работы Колонии и Коммуны — Виктора Николаевича Терского [1898-1965] (в «Педагогической поэме» — В. Н. Перский) и главного агронома Колонии им. М. Горького — неутомимого Н. Э. Фере (в «Педагогической поэме» — Н. Шере), после увольнения Макаренко из Колонии им. М. Горького перешедшего в сельскохозяйственную науку, но помнившего опыт сотрудничества с А. С. Макаренко и написавшего о нём книгу «Мой учитель».
Любопытным продолжением макаренковского движения проявили себя ряд представителей комсомола, занявшихся в середине 1960-х годов работой с «трудными» подростками. Некоторые из них, к примеру, Виталий Ерёмин, Владислав Ширяев вполне сознательно использовали опыт и подходы А. С. Макаренко, о чём упоминают в описании своего педагогического опыта.
Ведущее место в зарубежном «макаренковедении» занимает основанная в 1968 году в ФРГ лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко, являющаяся подразделением самого крупного учреждения педагогического «остфоршунга» — исследовательского центра сравнительной педагогики Марбургского университета. Там была предпринята попытка издания трудов Макаренко на немецком и русском языках с восстановлением цензурных купюр, но в 1982, после выхода семи томов, издание было прекращено. Признание и известность как среди российских, так и зарубежных макаренковедов, получили, в частности, труды профессора Гётца Хиллига (ФРГ), иностранного члена РАО РФ и АПН Украины, многие годы возглавлявшего Международную макаренковскую ассоциацию (ныне Г.Хиллиг — вице-президент ММА).
С другой стороны ряд зарубежных публикаций о А. С. Макаренко и его воспитательном опыте, особенно в первые годы после Великой Отечественной войны и с началом холодной войны, отличались крайней предвзятостью, искажением фактов и недоброжелательностью
Длительное время советское и зарубежное макаренковедение находились в состоянии взаимной критики, сотрудничество удалось наладить только после встреч 1988 г. по поводу юбилея Макаренко во времена «перестроечной оттепели».
Учителя с большим педагогическим стажем, выступая в печати, говорят о том, что знакомство с сочинениями Макаренко было для них «счастливой педагогической находкой», так как в его опыте и в его теоретических трудах они находят богатый арсенал средств, обработанных приемов, а также методику создания единого детского коллектива.
Методы Макаренко настолько связаны с методами школьной работы, что передовые учителя давно считают произведения Макаренко своими настольными книгами, они помогают им улучшить качество учебно-воспитательной, работы, организацию всего воспитательного процесса. Идеи А.С.Макаренко продолжены и развиты сейчас в коммунарской методике и педагогике общей заботы  И.П.Иванова.
 Быков, А.К. Практическая деятельность и творческое наследие А. С. Макаренко: величие и постсоветские «приватизации» / А. К. Быков // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 18-23.
 Гликман, И.З. Главное, что оставил Антон Макаренко в веках : основа системы работающих знаний в области воспитания / И. З. Гликман // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 76-83.
 Гликман, И.З. Практическое воспитание: опыт А.С.Макаренко и его предшественников / И. З. Гликман // Социальная педагогика. — 2015. -№ 1. — С. 81-86.
 Гринева, М.В. Идеи А. С. Макаренко в практике детских пенитенциарных учреждений: современный украинский опыт / М. В. Гринева, Л. Н. Гомля // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 114-119.
 Гриценко, Л.И. Опыт А. С. Макаренко и его значение / Л. И. Гриценко // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 29-37.
 Зязюн, И. А. Гуманистическая сущность мастерства А. Макаренко-воспитателя / И. А. Зязюн // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 11-17.
 Илалтдинова, Е.Ю. Наследие А.С.Макаренко в 1953-середине 1970-х гг./ Е.Ю.Илалтдиновап // Педагогика. – 2011. — № 7. – С.93-101.
 Карапчук, В.А. Уроки Макаренко : использование опыта А.С.Макаренко в воспитательной работе колонии для несовершеннолетних правонарушителей / В. А. Карапчук // Социальная педагогика. — 2013. — № 1. — С. 74-81.
 Коваль, С.А. Педагогика сотрудничества, коммунарская методика как интеллектуальное наследие в работе со студентами / С. А. Коваль //Социальная педагогика. — 2017. — № 1-2. — С. 105-111.
 Кращенко, Ю.П. Пределы студенческого самоуправления: дискуссия в контексте макаренковского наследия / Ю. П. Кращенко // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 109-113.
 Мардахаев, Л.В. Личность учителя в педагогическом наследии А.С.Калабалина : ученик А.С.Макаренко — С.А.Калабалиных / Л. В. Мардахаев // Социальная педагогика. — 2014. -№ 6. — С. 87-96.
 Мельничук, С.Г. Взгляды А.С. Макаренко на использование перспективы в системе воспитательной работы / С. Г. Мельничук // Начальная школа. — 2012. — №8. — С. 17-21.
 Меттини, Э. Макаренковский коллектив как Т-группа : роль опыта в воспитании групп / Э. Меттини // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 64-71.
 Морозов, В.В. Педагогика А. С. Макаренко: перспективы практического действия : реабилитация трудных подростков педагогическими средствами / В. В. Морозов // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 38-46.
 Морозов, В.В. Педагогический музей А.С.Макаренко:реальность и перспектива / В. В. Морозов // Социальная педагогика. — 2015. — № 5. — С. 89-96.
 Морозов, В.В. Цель воспитания- человеческая личность, человеческий характер. : к 95-летию открытия колонии им. М.Горького / В. В. Морозов // Социальная педагогика. — 2015. — № 1. — С. 75-80.
 Мосолов, В.А. Гражданское общество, государство и проблемы воспитания в детских молодежных общественных организациях / В. А. Мосолов // Социальная педагогика. — 2017. — № 1-2. — С. 179-183.
 Невская, С.С. Истоки и социальная направленность концепции гражданского воспитания личности А. С. Макаренко / С. С. Невская // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 56-63.
 Невская, С.С. Новые концептуальные подходы к изучению наследия А. С. Макаренко / С. С. Невская // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 24-28.
 Нийман, Х. Антон Макаренко — организатор человеческих групп : принципы управления детской организации, коллектива / Х. Нийман // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 9-10.
 Педагогика общей заботы: понятийный аппарат : словарь понятий / составлен Е.В.Титовой // Социальная педагогика. — 2017. — № 1-2. — С. 190-223.
 Русаков, А. «Троянский конь» форпостов культуры : работа педагога клубного «форпоста» — жизненная практика детей, опыт самореализации, изыскание потенциальных педагогических соратников / А. Русаков // Социальная педагогика. — 2017. — № 1-2. — С. 177-178.
 Сидак, В.А. Уроки коммунарского движения : всесоюзный комсомольский клуб юных коммунаров / В. А. Сидак // Социальная педагогика. — 2017. — № 1-2. — С. 31-33.
 Слободчиков, В.И. Прикладная антропология в педагогике А.С.Макаренко / В. И. Слободчиков // Социальная педагогика. — 2013. — № 4. — С. 14-20.
 Соколов, Р. Коммунарская методика и коммунарское движение: судьба субкультурного феномена : коммунарство, коллективные творческие дела / Р. Соколов, Н.В.Соколова // Социальная педагогика. — 2017. — № 1-2. — С. 49-63.
 Соколов, Р.В. Апология И.П.Иванова и его коммунарской педагогики общей заботы / Р. В. Соколов // Социальная педагогика. — 2017. — № 1-2. — С. 169-176.
 Сотников, В.Е. Агрошкола — центр воспитания будущего хозяина земли: : организация непрерывного трудового воспитания и обучения учащихся / Л.В.Винокурова // Социальная педагогика. — 2012. — № 4. — С. 79-82.
 Ткаченко, А.В. Колония имени М. Горького: малоизвестные страницы украинской периодики : борьба с детской беспризорностью. Общественный резонанс педагогических экспериментов А. С. Макаренко / А. В. Ткаченко // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 94-100.
 Фролов, А.А. Приоритеты педагогики А.С.Макаренко: освоение наследия / Е.Ю.Илатдинова // Социальная педагогика. — 2012. — № 4. — С. 24-31.
 Фролов, А.А. Разработка наследия А. С. Макаренко как фактор развития современной педагогики (постановка проблемы) / А. А. Фролов // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 7-8.
 Фролов, А.А. Труд и «хозяйствование» — основа социальной педагогики А.С.Макаренко : принципы народной педагогики. Условия развития щкол-хозяйств / А. А. Фролов // Социальная педагогика. — 2013. — № 3. — С. 19-24.
 Фролов,А.А. Административное управление и самоуправление в пелагогике А.С.Макаренко [Текст]: управление педагогическим учреждением/ А.А.Фролов // Педагогика. – 2011. — №10. – С.57-65.
 Хиллиг, Г. Семь смертей А. С. Макаренко: домыслы и факты : свидетельства последовательных событий, приведших 1 апреля 1939 г. к внезапной смерти педагога-писателя / Г. Хиллиг // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 130-138.
 Хиллиг, Г. Творческо-коммерческий альянс — одна из движущих сил канонизации А. С. Макаренко : малоизвестные страницы педагогической деятельности, жизни и смерти А. С. Макаренко / Г. Хиллиг // Социальная педагогика. — 2016. — № 4-5. — С. 120-126.
 Царёва, Н.П. Коммунарская методика — научная концепция в ее жизненно-практической реализации / Н. П. Царёва // Социальная педагогика. — 2017. — № 1-2. — С. 112-118.
 Царёва, Н.П. Социальное творчество как современная форма реализации воспитательных идей коммунарской педагогики / Н. П. Царёва // Социальная педагогика. — 2017. — № 1-2. — С. 184-189.
 Шубин, А. Педагогика и коммунализм : место и роль коммунарства, движение педагогических отрядов, педагогика сотрудничества / А. Шубин // Социальная педагогика. — 2017. — № 1-2. — С. 18-24.
 Ямбург, Е.А. Движение юных коммунаров как педагогическая утопия : размышления над книгой «Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940-1980-е гг)» / Е. А. Ямбург // Социальная педагогика. — 2017. — № 1-2. — С. 165-168.

Поделитесь с друзьями