Мы к штыку приравняли перо

image_pdfimage_print

 Центральная городская библиотека им. Ю. Н. Либединского в преддверии праздника Великой Победы приглашает на выставку-просмотр произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Эти книги поддерживали  дух и силу нашего народа, помогая ему победить в этой кровопролитной войне, и не потеряли актуальность и в настоящее время.

Быков, В. Сотников. Дожить до рассвета. Волчья стая: повести / В. Быков. — Москва: Вече, 2004. — 384 с.

Повесть «Сотников» написана в 1968 году. Изначально произведение носило название «Ликвидация». В основе сюжета — встреча автора с бывшим однополчанином, которого он считал погибшим. Повесть рассказывает о партизанском отряде, который сильно нуждается в провизии и медикаментах. За припасами отправляют Рыбака и интеллигента Сотникова, который болен, но вызывается идти, так как больше добровольцев не нашлось. Долгие блуждания и поиски приводят партизан в деревеньку Лясины, здесь они отдыхают и получают тушку овцы.  На обратном пути партизаны натыкаются на отряд полицаев. Сотников серьезно ранен. Рыбак должен спасти жизнь своему товарищу и принести обещанный провиант в лагерь. Однако это ему не удается, и вдвоем они попадают в руки немцев. В 1976 году на основе этой книги был снят фильм «Восхождение».
«Дожить до рассвета» (1972). За эту повесть Быков был награжден Государственной премией СССР. Произведение рассказывает о повседневной жизни военных разведчиков и диверсантов. Ноябрь 1941 года, начало Великой Отечественной войны. Лейтенант советской армии Игорь Ивановский, главный герой повести, командует диверсионной группой. Ему предстоит провести своих товарищей за линию фронта — на земли Белоруссии, оккупированные немецкими захватчиками. Их задача — взорвать немецкий склад боеприпасов. Быков рассказывает о подвиге простых солдат. Именно они, а не штабные офицеры, стали той силой, что помогла выиграть в войне. В 1975 году книга была экранизирована. Сценарий для фильма писал сам Быков.
«Волчья стая» (1975) — сильная и страшная повесть о войне. Главный герой повести — солдат Левчук, спасший младенца, преследуемый волками о четырёх ногах  — злобными зверьми, и волками о двух ногах — злобными фашистскими выродками. Он чудом вырвался из окружения немцев, все его товарищи и мать этого младенца погибли, он вырвался из окружения волков, и лишь чудом его не застрелили на болоте с беззащитным только что рожденным младенцем. И вот, спустя много лет после войны, уже поседевший солдат, лишившийся руки во время той самой передряги, приходит в гости к выросшему мальчику…

Васильев, Б. Л. А зори здесь тихие…; Не стреляйте в белых лебедей; В списках не значился /Б. Л. Васильев. — Москва: Правда, 1978. — 496 с.

Тема подвига простых русских людей — основная в творчестве Бориса Львовича Васильева. «А зори здесь тихие…» (1969) — одна из известнейших фронтовых повестей во многом благодаря одноименной экранизации 1972 года.

История девушек-зенитчиц, вступивших во главе со своим командиром старшиной Васковым в смертельную схватку с немецкими диверсантами в мае 1942 года, читается на одном дыхании. Психологическая достоверность искусно переплетается здесь с захватывающими событиями и достигает настоящей трагической кульминации в финале. Чудовищная, противоестественная гибель всех пяти героинь превращает один из рядовых военных эпизодов в акт грандиозного противостояния, благодаря которому стала возможна победа в Великой Отечественной войне. В театре на Таганке шел одноименный спектакль Юрия Любимова, который называли одной из лучших работ режиссера, а знаменитый фильм Станислава Ростоцкого много лет не теряет своей популярности у самых разных поколений зрителей.

 Бондарев, Ю. В. Горячий снег: роман / Ю. В. Бондарев. — Москва: АСТ; Транзиткнига, 2004. — 413 с. — (Мировая классика).

Юрий Бондарев — выдающийся русский писатель, прошедший в годы войны от Сталинграда до Чехословакии. События романа «Горячий снег» разворачиваются в холодном декабре 1942 года под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, когда одна из наших армий сдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести её из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге. Время действия романа ограничено всего несколькими днями, в течение которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков.
Плотность времени столь высока в романе, что возникает ощущение перехваченного дыхания. Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и развязавших её сил.

Образы главных героев в одноименном фильме режиссера Г. Егиазарова блестяще воплотили великие актеры Г. Жженов, А. Кузнецов (музыка А. Шнитке).

Симонов, К. М. Сто суток войны / К. М. Симонов. — Смоленск: Русич, 1999. — 576 с.: ил. — (Мир в войнах).

Книга воспоминаний участника Великой Отечественной войны, военного корреспондента, полковника Советской Армии,  Константина Михайловича Симонова, написана на основе его фронтовых дневников. Автор правдиво и откровенно рассказывает о начале Великой Отечественной войны, о ее первых трагических днях и ночах, о людях, которые приняли на себя первый, самый страшный, удар гитлеровской военной машины.

Симонов, К. М. Живые и мертвые: Роман в 3 кн. / К. М. Симонов. — М.: Худож. лит., 1989.

Трилогия «Живые и мертвые» является одним из ярчайших и талантливейших примеров описания Великой Отечественной войны в литературе 20 века.

  • В книге первой — «Живые и мертвые» —  автор воссоздает в судьбах своих героев мужественную борьбу советского народа против фашистских захватчиков в  первые месяцы Великой Отечественной Войны.
  • События второй книги «Солдатами не рождаются» разворачиваются зимой 1943 года — в период подготовки и проведения Сталинградской битвы, ставшей переломным моментом в истории не только Великой Отечественной Войны, но и всей второй мировой войны
  •  Книга третья, «Последнее лето», завершает трилогию; писатель проводит своих героев победными дорогами «последнего лета» Великой Отечественной  Войны.

Закруткин, В. А. На Золотых песках: повести / В. А. Закруткин; худож. Т. Вадецкая. — Москва: Современник, 1989. — 336 с.: ил.

В центре повести «На Золотых песках» (1987) — образы советского учителя Александра Медведева и западногерманского врача Курта Гейера. Первый — потерял во время войны своих родных — жену и двоих детей. Второй — в прошлом фашист, после Сталинграда был взят русскими воинами в плен. В показе их судеб — столкновение сил добра и зла, непримиримая борьба двух идейно-нравственных начал.

В книгу включена также получившая высокую оценку читателей и критики повесть «Матерь Человеческая» (1969, экранизирована в 1975) завоевавшая Государственную премию РСФСР имени Горького.

В основе повести лежит рассказ о судьбе реальной русской женщины. На протяжении многих лет она волновала писателя. «Эту женщину я не мог, не имел права забыть…». И он решается создать эпическое полотно, которое вот уже несколько десятилетий стучится в сердце каждого из нас.

Героиня повести — молодая женщина. В Гражданскую войну ее отца расстреляли белогвардейцы. Потом она потеряла мать. В Великую Отечественную — фашисты повесили мужа и ребенка. Спрятавшись в кукурузном поле, она осталась жива. В сожженном хуторе она не находит себе места от горя. Женщина хочет умереть, но она не одна, в ней теплится другая, «отдельная жизнь» еще не родившегося ребенка…

Трогателен финальный эпизод произведения: советский командир опустился перед молодой женщиной на колени и прижался щекой к ее руке. Мария совершила великий подвиг — подвиг материнства, истоки которого были в милосердии, в вере и в великом материнском сердце.

Смирнов, С. С. Брестская крепость /С. С. Смирнов. — Москва: Раритет, 2000. — 406 с.

Эта книга сама — часть истории. По мере создания она меняла судьбы своих героев, спасала от забвения и лжи сотни имен. Автор проделал колоссальную работу, по крупицам собирая мозаичную картину великой битвы, которую в течение многих дней вела горстка защитников с многократно превосходящими силами противника. «Брестская крепость» — литературный памятник одному из самых драматических и значительных событий военной истории ХХ века.

Алексиевич, С. А. У войны не женское лицо; Последние свидетели: повести/ С. Алексиевич — Москва: Советский писатель, 1988. — 368 с.: ил.

«У войны не женское лицо» — самая известная книга Светланы Алексиевич и одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война впервые показана глазами женщины. На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Это была величайшая жертва, принесенная ей на алтарь Победы.

Повесть «Последние свидетели» состоит из рассказов тех, кто был в войну ребенком или подростком. Сегодня — они последние свидетели тех трагических дней. И они рассказывают, как их детство сжигали, расстреливали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной. Фашизм обвиняют дети, которые хотят верить, что они последние свидетели последней войны и что детство никогда больше не будет называться войной.

Рассказы о войне /сост. М. В. Юдаева; худож. О. В. Подивилова. — Москва: Самовар, 2015. — 192 с.: ил. — (Школьная библиотека).

В сборник включены лучшие произведения советских писателей — Льва Кассиля, Радия Погодина, Анатолия Митяева, Валентины Осеевой, Константина Симонова, Алексея Толстого, Михаила Шолохова, Владимира Богомолова, которые рассказывают о смелых и отважных героях, сражающихся с врагами Отечества, не жалея сил и собственной жизни. Эта книга предназначена для детей школьного возраста для внеклассного чтения.

Великая Отечественная война в русской литературе / В. В. Быков, К. Д. Воробьев, В. П. Некрасов. — Москва: Астрель; АСТ, 2003. — 461 [3] с. — (Библиотека школьника).

Поэты, чьи произведения представлены в сборнике, погибли в годы Великой Отечественной войны. В братских могилах воинов-героев рядом с русскими поэтами Уткиным, Алтаузеном, Стрельченко, Лапиным и другими покоятся украинцы Гаврилюк и Герасименко, литовец Монтвила, татары Джалиль и Карим, грузин Геловани, кабардинец Шогенцуков… Люди разных возрастов и языков, признанные и начинающие поэты — все они в пору тяжких испытаний были на переднем крае борьбы. Сборник подготовлен к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Час мужества. 1941-1945: избранные произведения о Великой Отечественной войне / ред.-сост. И. Н. Баженова, Л. Н. Лысова. — Москва: Школа-Пресс, 1995. — 704 с. — (Круг чтения: Школьная программа).

В сборник включены избранные прозаические и поэтические произведения авторов — участников и современников ВеликойОтечественной войны:

повести Б. Васильева «Летят мои кони»В. Богомолова «Иван»Е. Носова «Красное вино Победы» и др.;

рассказы В. Ватаева «Фотографическая карточка»В. Астафьева «Сашка Лебедев»В. Гроссмана «На войне»;

лирика военных лет — М. Алигер «Братские могилы»С. Гудзенко «Перед атакой»Ю. Друнина «Зинка»М. Исаковский «Враги сожгли родную хату»Б. Окуджава «Вдова»А. Яшин «Не умру» ;

песни войны – «В землянке»«Темная ночь»«Прощайте, скалистые горы», «Соловьи» и др.

Мы в победе узнали себя…: стихи / сост. А. Б. Кердан; С. П. Ярков; А. А. Валов. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. — 384 с.: ил. — (Библиотека поэзии Каменного пояса).

В книгу вошли произведения о Великой Отечественной войне: «Обелиск» В. Быкова; «Убиты под Москвой» К. Воробьева; «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, обязательные для чтения и изучения в средней общеобразовательной школе.

До последнего дыхания: стихи советских поэтов, павших в Великой Отечественной войне / сост. И. Богатко; предисл. С. Михалкова; ил. С. Красаускаса. — Москва: Правда, 1985. — 400 с.: ил. В книгу вошли стихи поэтов-фронтовиков Каменного пояса: Эдуарда Асадова, Федора Архипова, Михаила ЛьвоваАлексея Пряхина, Василия Субботина, Степана Щипачева и др.
«Страницы этой книги в памяти фронтовиков воскресят переживания и помыслы их ратной юности, а пришедшим в мир уже в послевоенную пору напомнят вовсе не лишний раз о  том, как испытывается физическое и гражданское мужество человека, для которого честь, достоинство и независимость Отечества — не пустые слова» (Леонид Быков).

Миксон, И. Л. Жила, была: историческое повествование / И. Л. Миксон; офрмл. и рис. А. и В. Траугот. — Лениград: Детская литература, 1991. — 223 с.: ил.

Документальная повесть о Тане Савичевой, ленинградцах в блокадном городе. Все представленные на выставке книги имеются в фондах Центральной городской библиотеки им. Ю. Н. Либединского и филиалах Централизованной библиотечной системы.

 

 

Поделитесь с друзьями