Другая проза Людмилы Петрушевской

26 мая отмечает свой 80 день рождения Людмила Стефановна Петрушевская  — прозаик, драматург, поэт, сценарист, автор акварелей и монотипий, художник и режиссер восьми собственных анимационных фильмов («Студия ручного труда»), композитор и певица, создатель бродячего театра «Кабаре Людмилы Петрушевской».
То, что Людмила Петрушевская — один из выдающихся мастеров современной прозы и драматургии, подавляющим большинством исследователей не подвергается сомнению.
Главный герой (точнее, героиня) прозы Л. Петрушевской — «средний человек», носитель массового сознания. Л. Петрушевская разрушает традиционную модель мужественность/женственность, поскольку мужчина в ее произведениях утрачивает свойственные ему черты, изображается как неполноценный, слабый и беззащитный, зачастую оребячивается (например, в рассказе «Темная судьба»). Женщина в этой ситуации оказывается перед необходимостью брать инициативу на себя, быть сильной, агрессивной, «менять пол». Разрушается и модель женственности: так, материнское начало традиционно — оберегающее, защищающее, дающее.  Петрушевская не лишает своих героинь этих качеств, напротив, подчеркивает, доводит до крайности, таким образом, материнство в ее изображении теряет ореол мягкости, теплоты, идилличности. «Злы, циничны.Волчицы. Но — и тут главное! — волчицы, спасающие детенышей. Зачастую материнство предстает у  Петрушевской как форма власти, собственности и деспотизма. Любящая мать становится мучителем и палачом («Случай Богородицы»).
Центральными темами произведений Людмилы Петрушевской являются тема быта, безысходного одиночества человека и бессвязной алогичности жизни как закона бытия. Отсюда — естественная «взаимозаменяемость» героев при обсуждении этой темы, однотипность персонажей. Исследователи отмечают, что Л. Петрушевская в течение многих лет занимается «обработкой» одного и того же типа — человека «толпы», одного из представителей «безъязыкой улицы», «природного маргинала», отличительной чертой которого является то, что человек объективно остается в рамках данного класса, но теряет субъективные признаки, психологически деклассируется. Это произошло потому, что «революцию растущих ожиданий (терпеть во имя светлого будущего) сменила революция утраченных надежд с глубочайшим душевным надломом, цинизмом, психологическим деклассированием».
Может быть, именно тут — объяснение того, почему «в прозе Петрушевской психически здоровых людей, видимо, нет». Болезнь — это стесненная в своей свободе жизнь. Неудовлетворенная потребность в общении, невозможность самореализации неизбежно ведут к болезни, и в данном случае Л. Петрушевская выступает как внимательный и компетентный диагност.
В новеллистике Людмилы Петрушевской разрешение конфликта между героем и миром происходит не на уровне сюжета, а через стиль, манеру повествования. Автору зачастую важнее не столько что сказано, сколько — как; именно это объясняет приверженность художника к сказовой форме повествования, что и отмечают многие исследователи. Одной из причин обращения Л. Петрушевской к сказу является тот факт (подтверждаемый рядом высказываний самого автора), что для нее слух — первичен; возможно, здесь сказывается и влияние ее драматического творчества. Даже ее драма рассчитана не только (и не столько) на зрительное восприятие, но и на восприятие слуховое; при чтении текста драматического произведения включается «внутренний» слух: надо уловить интонацию, никак не артикулированную в тексте, понять не только что, но и зачем, почему говорится. За всеми этими «монологами», «историями» и житейскими дребезгами отчетливо слышен голос автора — голос живого, крайне чуткого собеседника, у которого нет других интересов, как выслушать и услышать тебя.
Однако за бытовыми сюжетами и конфликтами, бесконечными словесными излияниями и перебранками ее героев всегда обнаруживается высокое бытийное содержание. Одним из способов «перевода» мусора, называемого жизнью, бытом, в другой, онтологический план служат многочисленные литературные знаки и сигналы, аллюзии на мифологические, фольклорные, античные и т.п. сюжеты и образы («Теща Эдипа», «Новые Робинзоны», «История Клариссы» и др.).
Всем своим творчеством Людмила Петрушевская утверждает мысль о том, что современная действительность со всеми ее катастрофами не может отменить общечеловеческие идеалы.

Книги 
• Петрушевская, Л. Измененное время : Рассказы и пьесы / Л.Петрушевская. — М : Амфора, 2006. — 335с. Экземпляры: ЦГБ, библиотека-филиал № 1, 2, 3, 4, 6, 9, 16, 17, 20.
• Петрушевская, Л. Измененное время : Рассказы и пьесы / Л. Петрушевская. — СПб. : Амфора, 2005. — 335 с. Экземпляры: библиотека-филиал № 21.
• Петрушевская, Л. Котёнок Господа Бога : рождественские истории / Людмила Петрушевская. — М. : Астрель, 2012. — 412 с. Экземпляры: КХ
• Петрушевская, Л.С. Богиня парка : Повести и рассказы / Л.С.Петрушевская. — М : Эксмо, 2004. — 352с. Экземпляры: библиотека-филиал № 1, 4, 16, 20.
• Петрушевская, Л.С. Дом девушек : Рассказы и повести / Людмила Петрушевская . — М : Вагриус, 1999. — 448с. Экземпляры: ЦГБ, библиотека-филиал № 20.
• Петрушевская, Л.С. Жизнь это театр : Рассказы,роман / Л.С.Петрушевская. — СПб : Амфора, 2007. — 398с. Экземпляры: всего: ЦГБ, библиотека-филиал № 1, 4, 5,16, 20.
• Петрушевская, Л.С. Жизнь это театр : Рассказы, роман / Л.С.Петрушевская. — СПб : Амфора, 2006. — 398с. Экземпляры: всего: библиотека-филиал № 20.
• Петрушевская, Л.С. Конфеты с ликёром (истории из жизни) / Людмила Петрушевская. — М. : АСТ:Астрель, 2011. — 313с. Экземпляры: ЦГБ, ЦДБ, КХ, библиотека-филиал № 1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 15, 16, 17, 19, 20.
• Петрушевская, Л.С. Маленькая девочка из»Метрополя» : повести,рассказы,эссе / Л.С.Петрушевская. — СПб : Амфора, 2006. — 464с. Экземпляры: ЦГБ, библиотека-филиал № 1, 4, 16, 20.
• Петрушевская, Л.С. Московский хор : Пьесы / Л.С.Петрушевская. — СПб : Амфора, 2007. — 430с. Экземпляры: всего: ЦГБ, КХ, библиотека-филиал № 4, 20.
• Петрушевская, Л.С. Настоящие сказки / Петрушевская Л.С. — М : Вагриус, 1999. — 400с. Экземпляры: ЦГБ, библиотека-филиал № 4.
• Петрушевская, Л.С. Номер Один,или В садах других возможностей / Петрушевская Л.С. — М : Эксмо, 2004. — 336с. Экземпляры: ЦГБ, библиотека-филиал № 4, 20.
• Петрушевская, Л.С. Приключения Кузи, или Город Света : повесть / Людмила Петрушевская. — М. : АСТ:Астрель, 2011. — 160 с. Экземпляры: всего: ЦГБ.
• Петрушевская, Л.С. Сказка про азбуку / Людмила Петрушевская. — М. : Планета детства, 2012. — 80 с. — (Планета детства). Экземпляры: ЦБ, ЦДБ, библиотека-филиал №1, 15, 23.
• Петрушевская, Л.С. Такая девочка.Монологи. Диалоги для театра / Л. С. Петрушевская. — М. : Вагриус, 2002. — 224 с. Экземпляры: всего: библиотека-филиал №4.
• Петрушевская, Л.С. Тельняшка Джек / Людмила Петрушевская. — М. : АСТ: Астрель, 2011. — 64 с. : ил. Экземпляры: ЦГБ, ЦДБ, библиотека-филиал № 1, 2, 3, 4, 6, 7, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 23.
• Петрушевская, Л. Чёрная бабочка / Людмила Петрушевская. — СПб. : Амфора, 2008. — 299 с. Экземпляры: ЦДБ.
• Петрушевская, Л. Глюк : Повести и рассказы / Л. Петрушевская. — М. : Комсомольская правда ; М. : Директ-Медиа, 2015. — 352 с. — (Юношеская библиотека). Экземпляры: библиотека-филиал №.4.

Изучение творчества

 Букарева, Н.Ю. Изучение современной литературы как способ повышения интереса старшеклассников к классике / Н. Ю. Букарева // Литература в школе. — 2017. — № 6. . — С. 38-40.
 Катаев, Ф. Людмила Петрушевская в садах других возможностей: восемь лет спустя. / Ф. Катаев // Вопросы литературы. — 2012. — № 3. — С. 131-145.
 Качалина, Е. Цветы на сырой земле: рец. на кн.Л.Петрушевская «Не садись в машину, где двое» / Е. Качалина // Октябрь. — 2012. — № 2. — С. 182-184.
 Культовые : 60 современных российских писателей: краткий справочник // Литература. — 2012. — № 1. — С. 32-33.
 Макрушина, С.А. Пьеса Людмилы Петрушевской «Уроки музыки» : обзор творчества Л. Петрушевской / С. А. Макрушина // Литература в школе. — 2014. — №4. — С. 31-33.
 Носачева, С. В. Рассказ Л. Петрушевской «Глюк»: урок внеклассного чтения. VIII класс / С. В. Носачева // Литература в школе. – 2006. – № 1. – С. 35–38.
 Оводенко, Ю. В. Формирование представлений о своеобразии стиля Л. Петрушевской. XI класс / Ю. В. Оводенко // Литература в школе. – 2016. – № 2. – С. 27–30.
 Островская, В. В. Чтобы мир остался жив… Опыт прочтения рассказа Л. Петрушевской «Гигиена»: XI класс / В. В. Островская // Литература в школе. – 2010. – № 6. – С. 34–36.
 Пахомова, Е.А. Что там кроется в сумерках сердца…» : урок по рассказу Л.Петрушвской «Страна» / Е. А. Пахомова // Уроки литературы. — 2016. -№ 8. — С. 12-13.
 Пахомова, С. «Энциклопедия некультурности» Людмилы Петрушевской / С. Пахомова // Звезда. – 2005. – № 9. – С. 206-212.
 Пигасова, Г. Ш. Кривая семья. Урок по повести Л. Петрушевской «Время ночь»: X класс / Г. Ш. Пигасова // Литература в школе. – 2012. – № 1. – С. 29–31.
 Прохорова, Т. Дочки-матери Петрушевской / Т. Прохорова // Октябрь. – 2008. – № 4.– С. 180-185.
 Прохорова, Т. Как сделан первый роман Людмилы Петрушевской? / Т. Прохорова //Вопросы литературы. – 2008. – № 1. – С. 249-264.
 Пылаев, М. Рассказ Л. Петрушевской «Шопен и Мендельсон» : комментарий музыковеда / М. Пылаев // Литература. – 2009. – №5. – С. 18-20.
 Саложенкина, Т. Б. Читательская конференция по рассказам Л. Петрушевской «Страна» и И. Полянской «Мама» / Т. Б. Саложенкина // Литература в школе. – 2008. – № 3. – С. 42–44.
 Славникова, О. Петрушевская и пустота / О. Славникова // Вопросы литературы. – 2000. – № 2.– С. 47-61.
 Токарчук, И.Н. Частицы в пространстве текста: на материале рассказов и повестей Л.Петрушевской / И. Н. Токарчук // Русский язык в школе. — 2012. — № 3. — С. 33-58.
 Федосова, Т. Сказки Людмилы Петрушевской / Т. Федосова // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 5. — С. 50-57.
 Холодяков, И. В. «Другая проза». Поиски, обретения, потери. XI класс [Рассказ Л. Петрушевской «Свой круг», ее повесть «Время ночь»]// Литература в школе. – 2003. – N 8. – С. 29–33.
 Холодяков, И. В. Художественный и духовный мир «Другой прозы». Рассказ Л. Петрушевской «Свой круг». IX класс // Литература в школе. – 2001. – № 2. – С. 38–40.
 Чепурная О. Н. Современна ли совесть?: урок по сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и Л. С. Петрушевской «За стеной» / О. Н. Чепурная // Литература в школе. – 2005. – № 1. – С. 27–28.
 Шаманский, Д. «Литература не занимается счастьем» : [о творчестве Л.Петрушевской] / Д. Шаманский // Нева. – 2004. – № 9. – С. 216-223.

 Источники:

  • Кутлемина, И.В. Поэтика малой прозы Л. С. Петрушевской: автореферат диссертации по филологии [Электронный ресурс] /И.В. Кутлемина. – Режим доступа: http://cheloveknauka.com/poetika-maloy-prozy-l-s-petrushevskoy. – дата обращения 11.05.2018г.
  • Заря, В. Людмила Петрушевская [Электронный ресурс] / В. Заря. – Режим доступа: http://fantlab.ru/autor11934. – дата обращения 11.05.2018г.
  • Людмила Петрушевская: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://petrushevskaya.ru/. – дата обращения 11.05.2018г.

Библиотека рекомендует