Мой приветливый город Миасс

В 2018 году городу Миассу исполняется 245 лет.  Началась история нашего города в 1773 году, когда владелец полотняных фабрик Илларион Иванович Лугинин приобрел в городах Сатке и Златоусте завод и рудники. А так как завод был очень далеко от рудников, он написал царице Екатерине II прошение о разрешении ему построить на реке Миасс новый медеплавильный завод. Его прошение было рассмотрено и дано ему было разрешение на строительство.
В 1777 году завод, который назвали Петропавловским, был пущен. За 15 лет завод вырос в крупное производство. Вокруг завода образовался поселок.
Самое первое сооружение, которое было построено на месте нынешнего города, — это плотина городского пруда. Именно с нее началось строительство медеплавильного завода, потому что для работы механизмов нужна была сила воды. А так как речка наша небольшая, ее перегородили, сделали запруду и построили плотину из дерева, глины и камня. Потом плотину не раз перестраивали, укрепляли, ремонтировали, и она существует и по сей день. Кроме плотины, были построены кузница, лесопильня, мельница, заводской госпиталь, магазины.
А первыми жителями Миасса были переведенные из городов Сатки и Златоуста мастеровые и крепостные, купленные хозяином медеплавильного завода Лугининым в Тульской, Рязанской и Пензенской губерниях.
Шло время, плавка меди на Миасском заводе постепенно сокращалась. В середине 18 века по всему Уралу начались активные поиски золота. Одной из геологоразведочных партий посчастливилось найти золотую жилу. На миасской плотине была поставлена золотопромывная фабрика. Так началась добыча золота в Миассе.
Благодаря золоту, Миасс стал известен в России и за ее пределами, завод посещали известные ученые и влиятельные особы. В 1824 году завод посетил император Александр I. Добыча золота постоянно росла. В 1824 году мастеровой Никифор Сюткин нашел самый крупный самородок весом 36,21 кг. Его доставили в Златоуст, а затем в Петербург. «Большой треугольник» — как был назван самородок – до сих пор украшает российский Алмазный фонд вместе с другими крупнейшими самородками, найденными в Миасской долине.
Вместе с ростом добычи золота растет и развивается Миасский завод. Вот как характеризовал его «Путеводитель по Уралу 1899 года»: «По внешней своей физиономии, по числу жителей и по торговым операциям Миасский завод напоминает собой город. В нем много каменных домов, магазинов, торговых складов, агентских контор, гостиниц, колбасная, булочная, кондитерская, есть нотариус, вольная аптека, несколько типографий и прочее. В заводе числятся более 10 тысяч жителей… В заводе имеется клуб, две библиотеки, общество потребителей, чайная, по зимам изредка даются любительские спектакли…»
В Миасском заводе (так назывался тогда наш город) было к тому времени 30 улиц, разделенных на 100 кварталов, две площади – Базарная у Петропавловской церкви и площадь у храма Александра Невского. Базарная площадь сегодня называется площадью Труда. Петропавловский храм, стоявший на этой площади раньше, являлся не только украшением города, но также был духовным и культурным центром.
На площади Труда находится сегодня еще один исторический и архитектурный памятник – старинное здание с шестиколонным портиком, стоящее у плотины на реке Миасс. Это старинное здание – контора заводоуправления Миасского завода. Здание называли также зданием присутственных мест, так как здесь находилась не только контора с управлением, но и бухгалтерские, писчие, горные столы, заводская школа для мальчиков, библиотека и другие учреждения.
В начале 20 века здание стало конторой эвакуированного из Риги в Миасс сначала пилозубного, а позже напилочного завода.
Так начинается биография нашего города. Теперь эту часть города называют «старый город» или южная часть города. В этой части города очень много деревянных домов 19 – начала 20 веков. Сохранился дом Иллариона Лугинина.

Здесь же находится еще одно историческое и архитектурное здание. Это Миасский городской краеведческий музей, старейший музей Челябинской области, созданный по инициативе общества по изучению местного края. Музей расположился в большом особняке золотопромышленника Егора Митрофановича Симонова. Сегодня музей насчитывает более 70 тысяч экспонатов.
Краеведческий музей – не единственный в нашем городе. Визитной карточкой нашего города является уникальный Ильменский заповедник, при котором открыт естественно — научный музей с богатейшей коллекцией минералов. В 1920 году Ильменские горы были объявлены минералогическим заповедником, одним из первых заповедников, созданных в России. Сегодня это природоохранное, научно-исследовательское государственное учреждение со статусом института в составе Уральского отделения Российской Академии наук.
Первые коллекции минералов начали создаваться в 1925 году. В 1936 году было построено первое деревянное здание музея, а с 1990 года музей размещается в трехэтажном здании, где находится 6 залов. Фонд музея насчитывает около 30 тысяч единиц хранения, выставляется 9 тысяч экспонатов. Ежегодно музей посещают 50 тысяч посетителей. Наверное, самый интересный зал – биологический, который представляет животный мир Урала.

 

 

 

 

 

 

А вы знаете, какие животные обитают в Уральских лесах?
Мы предлагаем вам загадки, которые, возможно, помогут вам вспомнить некоторых из них.

  • Словно царскую корону,
    Носит он свои рога.
    Ест лишайник, мох зеленый,
    Любит снежные поля.
  • На овчарку он похож:
    Что ни зуб – то острый нож!
    Он бежит, оскалив пасть,
    На овцу готов напасть.
  • Посмотрите-ка какая –
    Вся горит, как золотая.
    Ходит в шубке дорогой,
    Хвост пушистый и большой.
  • Летом бродит без дороги
    Между сосен и берез,
    А зимой он спит в берлоге,
    От мороза прячет нос.
  • Меньше тигра, больше кошки,
    На ушах – кисточки-рожки.
    С виду кроток, но не верь.
    Страшен в гневе этот зверь.

 

    

Не менее интересны и залы, посвященные минералам. На территории заповедника обнаружено более 270 минералов, из которых 18 – впервые в мире. Ильменский государственный заповедник – это самое «минералогическое место» не только в нашей стране, но и как ныне оказалось, вообще в мире.
Центральная часть Миасса начала создаваться с осени 1941 года, когда на этом большом массиве расположился автомоторный завод имени Сталина (ЗИС), эвакуированный в начале войны из Москвы в Миасс. Сначала появилась лесопилка, прокладывались дороги, возводились предприятия строительной базы, производственные корпуса.
В марте 1942 года начал работать первый цех нового завода, а в апреле были собраны первые двигатели и коробки передач. 8 июля 1944 года с конвейера сошел первый уральский автомобиль «ЗИС-58», а 20 июля 1944 года первая партия автомобилей нового автозавода была отправлена на фронт. Уральские автомобили и смонтированные на них знаменитые «Катюши» воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, добывая победу. Сегодня памятник первому уральскому автомобилю можно увидеть на Предзаводской площади.
В послевоенные годы совершенствуется конструкция уральского автомобиля, создаются новые модели. После реконструкции главного конвейера, в 1965 году, начался серийный выпуск автомобиля «Урал», не имеющегося в своем классе равных по проходимости.Высокая проходимость, большая грузоподъемность, надежность. Простота технического обслуживания сделали автомобили «Урал» незаменимой техникой для различных отраслей промышленности. Всего с конвейера Уральского автомобильного завода в городе Миассе с 8 июля 1944 года до конца 20 века сошло 1 миллион 270 тысяч автомобилей.
С пуском Уральского автомобильного завода в истории нашего города начался новый этап развития: начинается возведение жилья. Вначале поселок назывался Новостройкой, а с 1950 г. его переименовали в Октябрьский поселок. В 1957 году из старой части Миасса сюда переезжает исполком совета и горком КПСС, Октябрьский поселок становится центральной частью Миасса. С этого же времени этот район города начали называть «Автозавод». Центральная улица этого района города – проспект Автозаводцев. Архитектура проспекта очень выразительна, выделяется здание с колоннами – это Дворец культуры Автомобилестроителей.
В центральной части города находятся ворота нашего города – это железнодорожный вокзал и автовокзал. Миасский автовокзал связывает наш город с городами: Челябинск, Екатеринбург, Учалы, Магнитогорск, Златоуст, Карабаш, Касли, Кыштым, Нязепетровск и селами.
Самая молодая часть нашего города – северная, Машгородок.
История машгородка началась в 1955 году, когда правительством принимается решение о переводе Конструкторского бюро из Златоуста в Миасс и создание в Миассе мощной экспериментальной базы ракетостроения. С перебазированием на новую площадку Конструкторское бюро стало по месту расположения называться Миасским. Строжайший режим секретности не допускал ссылок на название города Миасс. «Машгородок» — так называли место базирования предприятия.
Для решения сложных инженерных задач требовалась высочайшая квалификация. Поэтому в Машгородок стали съезжаться специалисты высокого уровня со всей страны. Для них стали строиться жилые здания, магазины, школы, детские сады. Так постепенно в Машгородке были построены: поликлиника с больницей, кинотеатр «Восток», гостиница «Нептун», Дворец культуры «Прометей», Дворец спорта «Заря» с плавательным бассейном, детский дворец культуры «Юность», стадион и многое другое.
В северной части города сосредоточены предприятия оборонной промышленности: Государственный ракетный центр «КБ им. Академика В.П. Макеева», Миасский машиностроительный завод, Научно-производственное объединение электромеханики, на которых создана научная и экспериментальная база для работы в области ракетно-космической техники.
А еще наш город попал в книгу рекордов Гиннеса. Канцелярская фирма «Бюрократ» подарила городу парк, который был занесен во всемирную книгу рекордов. Это Парк гигантских фигур: кнопка, скрепка, циркуль, ножницы и линейка. Между прочим, высота скрепки 9 метров 28 сантиметров, а вес 555 кг.
Кроме Ильменского заповедника визитной карточкой нашего города является озеро Тургояк – уникальный памятник природы. Оно внесено в список ценнейших водоемов мира. Тургояк – хранилище чистейшей питьевой воды, по качеству не уступающей байкальской, его еще называют младшим братом Байкала.
Существует множество легенд о происхождении названия озера Тургояк.. Вот одна из них.
«Шел по лесу отряд пугачевцев, долго шел, петлял в горах. Отступали они из-под Кундравов после тяжелого боя. По нашим-то местам вел их проводник башкир. Долго тянулся мрачный лес, но вот сосны расступились и перед ними сверкнуло озеро. И так неожиданно оно появилось, что шедший впереди башкирин воскликнул: «Турго-як! – Стоп, нога!». Много времени пронеслось над голубой гладью этого озера, а название так и осталось – Тургояк».
А откуда взялось название реки Миасс, имя которой получил город? Вот одна из легенд о реке Миасс.
«Пугачев послал в разведку русского т башкира. И вот вышли они к берегу незнакомой реки. Возвратились они. Пугачев их спрашивает: «Как называется река?» — «Никак», — ответили разведчики. «Тогда сами назовем! – воскликнул атаман. – Кто первым увидел речку?» Заспорили первооткрыватели: «Ми», — кричит башкир. «Аз», — твердит русский. «Не спорьте», — засмеялся Пугачев, — пусть река так и называется – Ми-аз – в честь вас обоих». Так и пошло. Теперь уж не оторвать в слове «Миасс» башкирский слог от русского слога. Навеки слились».
Наше путешествие подошло к концу.
Сегодня, здесь мы без прикрас
Рассказывали про Миасс!
Небольшой, но самый лучший
Город на земле,
Дорог он друзьям своим,
И тебе, и мне!

                      

 

Краеведческая страница