«Когда я вернусь…»

19 октября исполняется 100 лет со дня рождения Александра Аркадьевича Галича (настоящая фамилия — Гинзбург)-  поэта, сценариста, драматурга, прозаика, автора и исполнителя собственных песен. Фамилия Галич появилась как творческий псевдоним в результате слияния первых букв фамилии и имени, а также окончания отчества: Г(-инзбург)+АЛ(-ександр)+ (Аркадьев-)ИЧ.
Сценическим и авторским дебютом Галича стал спектакль «Город на заре», премьера которого состоялась в 1940 году. Как драматург он участвовал в создании этой пьесы («Город на заре» был написан коллективом автором), кроме того, Галичем были написаны песни для спектакля. Дебютная актерская роль будущего поэта — роль комсорга стройки Борщаговского.
По сценариям Александра Галича сняты такие художественные фильмы, как «Вас вызывает Таймыр» (1948), «Верные друзья» (1954, в обоих случаях пьесы под сценарии были написаны Галичем в соавторстве с советским драматургом Константином Исаевым) и «На семи ветрах» (1962).
С 1950-х годов поэт стал подбирать под свои тексты первые мелодии, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре. В этом своем творчестве он отталкивался в основном от романсовой манеры Вертинского, но сумел найти и развить свой стиль. Стихи Александра Галича, исполненные как песни, уже к шестидесятым, наряду с творчеством Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого, нашли своего слушателя. Это были произведения трагического, иногда трагикомического содержания, чаще всего они носили остро-социальную окраску.
В свое время песни этого поэта были настолько популярны, что их слова знали наизусть. Стихотворения были относительно не страшны советской политической цензуре, однако большинство их не попадало под официальную эстетическую норму. Под запретом оказались вполне безобидные песни Александра Галича и пьеса «Матросская тишина», которые запретили к показу непосредственно перед премьерой в театре «Современник». Это стало переломным моментом в творческой жизни поэта. Все поздние стихи стали уже политически глубокими и страшными. Галичу запретили давать концерты на публике, встал запрет печати стихов и выпуска пластинок. Это означало полный запрет профессиональной деятельности. Небольшой заработок Галич имел с «квартирников», так называемые домашние концерты, куда приглашались «свои» избранные люди или знакомые знакомых. Магнитофонные записи распространялись интенсивнее, что делало Галича еще больше популярным.
В 1969 году издательство «Посев», основанное русскими эмигрантами в Германии, выпустило сборник текстов его песен. Это издание стало причиной дальнейшей травли Александра Галича — его исключили из Союза писателей СССР и Союза кинематографистов.
В 1974 году Галича фактически вынудили к эмиграции — постановлением Главлита, по прямому указанию «свыше», все его ранее изданные произведения оказались под прямым запретом.  Последние свои годы Александр Галич прожил в Париже.

Какие стихи Александра Галича лучшие? Прочитайте — и выберите сами

  • Песни. Стихи. Поэмы. Киноповесть. Пьеса. Статьи. — Екатеринбург : У-Фактория, 1998. — 656 с. Экземпляры: библиотека-филиал № 23
  • Возвращается вечером ветер. — М : Эксмо, 2003. — 608с. : 16л.ил. — (Русская классика. ХХвек). Экземпляры: ЦГБ им.Ю.Либединского , библиотека-филиал № 20.
  • Возвращение : Стихи. Песни. Воспоминания / Сост. Г. Соловьева. — СПб. : Музыка, 1990. — 320 с. Экземпляры: библиотека-филиал № 21
  • Городской романс : Стихотворения. Песни. — М. : Эксмо, 2007. — 320 с. — (Золотая серия поэзии). Экземпляры: библиотека-филиал № 21
  • Облака плывут, облака. — М. : Локид, 1999. – 496. Экземпляры: библиотека-филиал № 4
  • Сочинения : В 2-х т.т.1:Стихотворения и поэмы. — М : Локид, 1999. — 527с. — (Голоса.Век ХХ). .2:Киносценарии, пьесы, проза. — М : Локид, 1999. — 511с. — (Голоса.Век ХХ). Экземпляры: ЦГБ им.Ю.Либединского
  • Избранное / сост. Э. Мороз ; авт. предисл. Л. Копелев. — М. : Эксмо, 2005. — 570 с. : ил. — (Антология сатиры и юмора России ХХ века). Экземпляры: библиотека-филиал № 21.

Библиотека рекомендует