По обе стороны кулис

 

Центральная городская библиотека им. Ю. Н. Либединского приглашает на выставку-просмотр «Волшебный мир театра». 2019 год в России объявлен Годом театра. Единый день открытия Года театра прошел 13 декабря 2018 года.

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию книги:

  Театральная энциклопедия в 6-ти т. Т.1. / глав. ред. С. С. Мокульский. —  Москва: Советская энциклопедия, 1961. — 1214 с.: ил. — (Энциклопедии. Словари. Справочники).                                   (ЦГБ)

Театральная энциклопедия — первое научно-справочное издание по театральному искусству на русском языке, освещает историю и теорию театра с древнейших времен до начала шестидесятых годов XX века. Энциклопедия включает статьи обо всех видах театрального искусства — драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Книга освещает театральное творчество народов мира, содержит статьи о народных артистах; в биографических статьях даются сведения справочного характера и определяется положительное значение деятеля для развития национального театрального искусства. Статьи об отдельных пьесах, операх, балетах содержат сведения об их первых постановках в СССР и за рубежом. Издание рассчитано на деятелей театрального искусства — актеров, режиссеров, художников, преподавателей и учащихся специальных учебных заведений, а также на широкий круг читателей, интересующихся театральным искусством.

    Еремеева, Т. А. В мире театра. — Москва: Искусство, 1984. — 241 с.: ил., портр.                  (ЦГБ, ф. 16)

Народная артистка РСФСР Т. А. Еремеева — одна из ведущих актрис Малого театра. Среди ее лучших сценических образов, памятных зрителям разных поколений, Виола — Себастьян в «Двенадцатой ночи» Шекспира, Бекки Шарп в «Ярмарке тщеславия» Теккерея, Гурмыжская в «Лесе» Островского, Софья Андреевна Толстая в «Возвращении на круги своя» Друцэ. В главах книги, посвященных 30-м годам и первым годам войны, Татьяна Еремеева рассказывает о своей работе на периферии, о людях периферийного театра. Вторая часть книги посвящена Малому театру, его замечательным мастерам — актерам и режиссерам. Интересны размышления автора об искусстве актера, описания работы над наиболее значительными ролями. Издание дополнено фотоиллюстрациями.

    Гоголева, Е. Н. На сцене и в жизни / Е. Н. Гоголева; предисл. И. Л. Андроникова. — Москва: Искусство, 1985. — 253 с.: ил., портр.        (ЦГБ, ф. 1, 4, 16)

Деятельность выдающейся советской актрисы, народной артистки СССР, Елены Николаевны Гоголевой неразрывно связана с Малым театром, на сцене которого прошла вся ее творческая жизнь. В течение долгих лет блистала она в спектаклях отечественного и зарубежного репертуара («Любовь Яровая», «Дон Карлос», «Стакан воды», «Варвары», «Уриэль Акоста», «Мамуре» и др.). Актриса рассказывает о своей жизни, богатой интересными событиями, о мастерах Малого театра разных поколений — М. Ермоловой, О. и П. Садовских, И. Рыжове, А. Южине, Б. Бабочкине, М. Цареве и других. Вспоминает Гоголева и о встречах с выдающимися современниками — А. Коллонтай, М. Сарьяном, П. Капицей и другими/ Издание содержит фотоиллюстрации.

    Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Григорович. — Москва: Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.: ил.                 (ЦГБ)

    Энциклопедия посвящена балетному искусству: включает общие сведения о балете, объяснения наиболее употребительных терминов; очерки о русском и многонациональном советском театре, балете других стран мира; статьи о видах и формах балетного искусства; справки об оперно-балетных и музыкальных театрах СССР (с балетным репертуаром) и ведущих зарубежных труппах, о балетмейстерах, композиторах, артистах, дирижерах, художниках, внесших значительный вклад в развитие балетного театра; сценические истории многих балетов. В этой книге собраны статьи об искусстве балета в республиках бывшего Советского Союза, в странах Латинской Америки, статьи о классическом танце стран Азии и Африки.

    Самые знаменитые артисты России / авт.-сост. С. В. Истомин. – Москва: Вече, 2004. — 464 с.: ил. — (Самые знаменитые).   (ЦГБ, ф. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20)

    Это книга о самых знаменитых артистах России. Читатель познакомится с жизнью и деятельностью таких мастеров сцены и кино, как Федор Волков, Вера Комиссаржевская, Вера Холодная, Галина Уланова, Константин Станиславский, Федор Шаляпин, Аркадий Райкин, Евгений Вахтангов, Андрей Миронов, Владимир Высоцкий, Михаил Ульянов и др.

   В предисловии к книге рассказывается о зарождении театра как рода искусства; скоморохах как первых носителей актерского искусства; крепостных театрах 18 века; становлении актера общественно значимой фигурой.

   Амиргамзаева, О. А. Самые знаменитые мастера балета России / О. А. Амиргамзаева, Ю. В. Усова. — Москва: Вече, 2004. — 480 с.: ил. — (Самые знаменитые).                               (ЦГБ, ф.  1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20)

   Книга, предлагаемая читателю, своеобразная история русского балета в лицах. В ней описывается жизнь и творчество тех, чьи имена обессмертило беззаветное служение театральному искусству России. Великие реформаторы танца, блистательные балерины и танцовщики, талантливые балетные педагоги — каждый из них имел собственную, подчас драматическую судьбу. Кто же они, те люди, которые на протяжении трех столетий создавали славу русского балета? Это Марис Лиепа, Екатерина Максимова, Рудольф Нуриев…

  Рассказы о русских актерах / сост. М. Д. Седых; вступ. ст. Н. С. Тодрия. — Москва: Искусство, 1989. — 319 с.: ил.       (ЦГБ, ф. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 16)

  В сборнике собраны фрагменты из воспоминаний, статей и других литературных произведений современников о тех, кто составил славу и гордость отечественной сцены, стал ее легендой. Книга широко представляет русское актерское искусство первой половины XIX века. В нее входят материалы, освещающие жизнь и творчество Алексея Яковлева, Екатерины Семеновой, Варвары Асенковой, Павла Мочалова, Василия Каратыгина, Михаила Щепкина.

 Савушкина, Н. И. Русский народный театр / Н. И. Савушкина. — Москва: Наука, 1976. — 151 с.: ил. — (Академия наук СССР. Сер. «Из истории мировой культуры»).                          (ЦГБ)

    В книге рассматривается одно из интересных явлений русского фольклора — народное театральное искусство, включающее в себя скоморошество, драматические и театральные элементы календарных и семейных праздников и обрядов, народные драматические представления. Традиционная народная драма анализируется во всех ее жанровых разновидностях. Отмечается большое значение народных театральных традиции для развития профессионального театра как в прошлом, так и в настоящем.

   Русский водевиль / сост. В. В. Успенский; худ. М. А. Григорьев. – Ленинград-Москва: Искусство, 1959. — 496 с.    (ЦГБ)

  Водевиль — комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами. Вс. Успенский в главе «Русский классический водевиль рассказывает о зарождении водевиля и превращении его в жанр драматического искусства, о родоначальнике русского водевиля — А. А. Шаховском. В книгу вошли водевили, написанные в первой половине 19 века: Н. И. Хмельницкий «Актеры между собой или первый дебют актрисы Троепольской»,  А. С. Грибоедов, П. А. Вяземский «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом», А. И. Писарев «Хлопотун, или Дело мастера боится», П. А. Каратыгин «Дом на Петербургской стороне», Д. Т. Ленский «Лев Гурыч Синичкин или провинциальная дебютантка», Ф. А. Кони «Петербургские квартиры», П. И. Григорьев «Друзья — журналисты, или Нельзя без шарлатанства»,  Н. А. Некрасова «Актер» и другие, а также водевиль неизвестного автора «Потребность нового моста через Неву, или Расстроенный сговор».

   25 оперных шедевров / авт. очерков Т. С. Крунтяева, А, С. Розанов. —  Ленинград: Музыка, 1980. — 192 с.: ил., фото.   (ЦГБ)

  Около четырех веков существует жанр оперы. За это время мировая культура обогатилась талантливыми высокохудожественными творениями. Сочинения Моцарта, Россини, Глинки, Вагнера, Верди, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бизе, Чайковского, Пуччини, Прокофьева и многих других завоевали признание и любовь широких масс. И в наши дни опера остается одним из самых интересных, художественно ярких и впечатляющих музыкально-театральных явлений; к ней обращено внимание композиторов, писателей, драматургов, режиссеров, мастеров изобразительного искусства. В издании рассказывается только лишь о 25 шедеврах мирового оперного репертуара, пожалуй, самых любимых и популярных. В книге повествуется об истории создания произведений, их сюжетах, музыке, сценических судьбах. В центре внимания — раскрытие основных принципов музыкальной драматургии, обрисовка действующих лиц.

   Перед читателями развертывается широкая картина развития оперы от конца XVIII до середины XX столетия. Книга построена по хронологическому принципу: последовательность очерков обусловлена временем первых постановок произведений.

  В книге помещены эскизы декораций, сцены из спектаклей советских и зарубежных оперных театров, фотографии исполнителей главных партий. Красочные картины тесно связаны с текстом книги и являются ее важной частью.

   Ром-Лебедев, И. И. От цыганского хора — к театру «Ромэн»: записки московского цыгана. — Москва: Искусство, 1990. — 271 с.: ил.       (ЦГБ, ф. 4) 

   Автор — известный цыганский драматург, музыкант и актер — рассказывает о своей книге о музыкальной и сценической культуре русских цыган, о знаменитых цыганских исполнителях прошлого и настоящего:  Стеше Солдатовой, Вере Паниной, Николае Сличенко, Ляле Черной и многих других. Замечательные фотографии отдельных цыганских исполнителей песен и романсов и коллективов театра.

   Гаррик. Волков. Щепкин. Катков. Салтыков-Щедрин: биографическое повествование / сост. Н. Ф. Болдырев. — Челябинск: Урал LTD, 1998. — 504 с.: портр. — (Жизнь замечат. людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова; Т.33).  (ЦГБ, ф. 20)

  Биографии, сведенные в этом томе вместе, были изданы более ста лет назад отдельными книжками в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф. Ф. Павленковым и представляет собой биографические очерки об актерах театра, публицисте, писателе.

  Дэйвид Гаррик  — великий английский актер XVIII века, драматург, с руководитель театра «Друри-Лейн». Весь его творческий путь был неразрывно связан с Шекспиром.  Гаррик по существу совершил революцию в театральном искусстве. Федор Иванович Волков — основатель первого русского публичного театра и первого русского актера. Щепкин Михаил Семёнович — русский актер, реформатор театра, основоположник реализма в русском театральном искусстве.

   Солисты оперы и балета Большого театра Союза ССР: фотоальбом / сост. Н. В. Мамаева. — Москва: Сов. Россия, 1980. — 160 с.: ил.      (ЦГБ)

  Альбом составляют цветные фотографии солистов оперы и балета Большого Театра СССР. Это фотографии артистов Большого театра того поколения, которому посчастливилось отпраздновать двухсотлетие старейшего и крупнейшего русского музыкального театра.

  Грекова-Дашковская, О. П. Старые мастера оперетты / О. П. Грекова-Дашковская. — Москва: Искусство, 1990. — 286 с.: ил.     (ЦГБ, ф. 1, 4, 6, 16)

  Воспоминания автора, в прошлом балерины и артистки оперетты, охватывают период от начала нашего столетия до 1950-х годов. В них рассказывается о некоторых явлениях и событиях дореволюционной театральной жизни, об известных русских артистах оперетты (В. Потопчиной, Н. Тамары, Н. Монахове, М. Дмитриеве и др.) и о тех, кто стоял у истоков советской оперетты (К. Грекове, Г. Ярон, Т. Бах, Р. Лазаревой, Н. Дашковском и др.). Одна из глав посвящена театральной жизни Вены и Берлина 20-х годов XX в. Особую ценность представляет повествование о работе Ленинградского областного театра оперетты в годы Великой отечественной войны. В книге много фотографий артистов оперетты.

  Смирнова, Н. И. 10 очерков о театре «Цэндэрикэ» / Н. И. Смирнова. — Москва: Искусство, 1979. — 207 с.: ил.    (ЦГБ)

   Книга посвящена творчеству одного из самых интересных театров мира — Центральному театру кукол Румынии. В ней рассматриваются процессы становления и развития принципов метафорического искусства, предложенных мастерами «Цэндэрикэ». На примере создания наиболее ярких этапных спектаклей («Юмор на ниточках», «Рука с пятью пальцами», «Маленький принц», «Три жены дона Кристобаля» и др.) показаны методы работы режиссеров, сценографов и актеров, а также раскрывается философско-поэтический характер этого театра.

  Лифарь, С. Дягилев: монография / С. Лифарь. — Санкт-Петербург: Композитор, 1993. — 352 с.                                     (ЦГБ, ф. 1, 4, 6, 9, 16, 20)

  Книга представляет собой библиографическую редкость (издана в Париже в 1939 г. на русском языке в количестве 615 экз.). Серж Лифарь —    выдающийся танцовщик и балетмейстер, постоянный сотрудник Дягилева с 1923 года и его близкий друг. Лифарь начал работать над книгой о Сергее Павловиче вскоре после его смерти в 1929 году.

  Издание состоит из трех частей. В первой — «Молодой Дягилев» — рассматривается родословная Сергея Павловича, описываются его детские и юношеские годы. Вторая часть — «Эпоха «Мира искусства» — посвящена созданию художественного объединения, одноименного журнала и художественным выставкам. Наиболее развернута третья часть — «Русский балет». Это первые Русские сезоны в Париже в 1909 году, принесшие мировую славу русскому искусству. Сергей Павлович Дягилев открыл для искусства многих известных хореографов. Практически всю жизнь посвятил пропаганде русского балета в Западной Европе.

  Андрей Миронов: сборник / ред.-сост. Б. М. Покровский. — Москва: Искусство, 1991. — 382 с.: ил.     (ЦГБ, ф.1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16)

  В книгу вошли воспоминания об Андрее Миронове педагогов, друзей и родных, а также аналитические статьи о ролях, сыгранных им в Театре сатиры: Присыпкин, Велосипедкин, Баян («Клоп» и «Баян» Вл. Маяковского),  Дон Жуан («Дон Жуан, или любовь к геометрии» М. Фриша), Жадов («Доходное место» А. Н. Островского) и другие, а также о ролях, сыгранных в кино; интервью, выступления на телевидении.

  Издание снабжено хроникой жизни артиста и библиографией работ, посвященных его деятельности. Книга содержит фотокадры спектаклей с ролями актера.

 Демидова, А. С. Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю / А. С. Демидова; предисл. А. Смелянского. — Москва: Союз театр. деятелей РСФСР, 1989. — 176 с.: ил.            (ЦГБ, ф. 1, 4, 16) 

Влезли ко мне в душу,

Рвут её на части —

Только б не порвали

Серебряные струны…       (Вл. Высоцкий)

     Жизни и творчеству замечательного певца, поэта, актера посвящена книга известной актрисы советского театра и кино, народной артистки РСФСР А. С. Демидовой, которая в течение многих лет работала вместе с Высоцким в Московском театре драмы и комедии на Таганке. В книге фотографии Высоцкого на сценах театров.

Шерстнева Марина Александровна