Непобежденный

15 марта Юрию Васильевичу Бондареву исполняется 95 лет. Творчество Бондарева известно всему миру: пожалуй, нет языка, на который не был бы переведён хотя бы один роман или повесть писателя. В его прозе – русская жизнь, проблемы и боли, русские люди.

Боевой офицер Юрий Бондарев, как никто другой из писателей конца ХХ века чувствовал красоту и силу художественного слова.

Он писал: «Осмелюсь сказать, что древняя и всегда молодая изящная словесность, или художественная литература, – это форма познания жизни посредством слова, она передает нам изменчивую картину мира. А писатель по-прежнему остается строителем самого хрупкого и самого высокого храма в мире – человеческой души, и нет более важного смысла в литературе, чем совершенствование человека. Без этого всякое художество и все философские формулы бессмысленны».

Война и мир, человек на войне и в миру – главное в творчестве Ю. Бондарева. В его романах и повестях живут персонажи, начиная с простых, рядовых жителей мира, кончая великими «мира сего». Вместе с тем вполне закономерно, что главным героем писателя стал интеллигент: офицер, писатель, художник, артист, кинорежиссёр. Через их жизнь, психологию души показывает писатель всю сложность жизни русского человека с середины ХХ века.

Батальоны просят огня
Повесть «Батальоны просят огня» опубликована в 1957 году. Эта книга принесла автору широкую известность и признание читателей. Не стремясь к созданию всеобъемлющей картины войны, автор кладет в основу произведения конкретный боевой эпизод, один из многих на бесчисленных полях сражений, и населяет свою повесть совершенно конкретными людьми – простыми солдатами и офицерами – рядовыми великой армии.
По словам Константина Симонова, «Батальоны просят огня» многому научили даже самых маститых писателей». «Все мы вышли из бондаревских «Батальонов…», – сказал известный писатель Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. Немецкий славист В.Казак повесть «Батальоны просят огня» прочитал как «первый вклад Бондарева в новую литературу о войне, основанную на «окопной правде» и направленную против псевдогероики, фальсификаций и официоза». Когда в журнале «Молодая гвардия» его попросили убрать острые моменты из повести «Батальоны просят огня» Юрий , Бондарев подумал: «Господи, но что ж я буду делать со своей совестью?». Его офицерский вызов — это и вызов его открытой совести всем непротивленцем и капитулянтам. Даже когда он был в чем-то неправ, сдаваться Юрий Васильевич никогда не любил, не любит и до сих пор.

Горячий снег
Действие романа разворачивается под Сталинградом в декабре 1942 года. В основе произведения лежат реальные исторические события — попытка немецкой группы армий «Дон» фельдмаршала Манштейна деблокировать окруженную под Cталинградом 6-ю армию Паулюса. Сражение, описанное в романе, решило исход всей Сталинградской битвы. Юрий Бондарев написал свой роман так, что читая, его мы становимся соучастниками действий, переживаем, испытываем душевное потрясение, которое овладевает его героями на огненном рубеже передовой.
Один из читателей написал: «Я считаю, роман Бондарева «Горячий снег» обязателен к прочтению. Это кровавая история нашей большой страны. Нужно помнить и ежеминутно скорбеть!»
В 1972 году режиссёром Гавриилом Егиазаровым по роману Юрия Бондарева «Горячий снег» был снят одноименный художественный фильм.
Роман принес Юрию Бондареву поистине мировую славу, трудно перечислить все языки, на которые он был переведен.

Берег
Главный герой этого известного романа Юрия Васильевича Бондарева (1924 г.р.) — выживший в жаркой схватке с фашизмом, умудренный опытом человек, советский писатель Вадим Никитин,— мучается над многими проблемами бытия, среди которых главнейшими являются все те же, порожденные войной. В памяти Никитина, приехавшего в Гамбург на презентацию своего нового романа, воскресают последние отчаянные бои за победу в 1945 году, короткий отдых в немецком городке и Эмма, молодая немка, в которую он был влюблен. Спустя двадцать шесть лет они встречаются вновь… Одноименный фильм был снят в 1984 году режиссерами Александром Аловым и Владимиром Наумовым, в главных ролях: Борис Щербаков, Наталья Белохвостикова, Владимир Гостюхин.
Роман «Берег» – многоплановое, социально-философское произведение, охватывающее проблемы войны и мирных дней, гуманизма, нравственности, сохранения мира между народами. Глубина и острота поднятых писателем вопросов ставит роман «Берег» в число лучших произведений советской прозы.
В конце 70-х годов «Берег» стал поистине культовым романом для интеллигенции. На него записывались очереди в библиотеках. За роман «Берег» автору в 1977 году присуждена Государственная премия СССР.

Выбор
Во время традиционного зимнего венецианского карнавала герой романа, художник Владимир Васильев, неожиданно встречает своего школьною и фронтового друга Илью Рамзина, которого считал погибшим. Тогда, в 1943 году, в одном из боев командир полка послал Рамзина с несколькими бойцами на верную и бессмысленную смерть…
В романе «Выбор» рассказывается об интеллигенции 70-х годов XX века. Автор прослеживает судьбы героев с довоенного времени, в повествовании много возвращений в прошлое. Такая композиция позволяет выявить характеры героев во времени и показать время в характере героев. Герои Бондарева всегда находятся между выбором: жизни и смерти, любви и ненависти, порядочности и подлости. Они должны выбирать. Автор не делает выбора за них. Но всегда понятно, на чьей он стороне. Одноименный двухсерийный фильм был снят в 1987 году (режиссер Владимир Наумов, в главных ролях: Михаил Ульянов, Наталия Белохвостикова, Альгис Матуленис).

Игра
Роман «Игра» логически завершает своеобразную трилогию («Берег», «Выбор») о современной интеллигенции. В нем поднимаются все те же вопросы добра и зла, смысла жизни ее цели, темы любви и смерти человека, который за недолгий срок своей жизни должен осознать себя и оставить в ней свой неповторимый след. Роман во многом ассоциативен. В нем поставлены проблемы предоставляющие читателю широкое поле для раздумий.
Обращаясь к судьбе кинорежиссера Крымова, автор вновь поднимает многие из вечных вопросов бытия. Это раздумья о добре и зле, правде и лжи, любви и смерти, о необходимости уметь различать нравственные ценности, истинные и фальшивые.
Искушение
В своем романе «Искушение» Ю. Бондарев обращается к теме русской интеллигенции, ее драматического существования в современном мире. В центре внимания писателя – борьба людей, которым дорого будущее России, будущее народа, с теми, кто предал его интересы ради собственной корысти, карьеры и личного благополучия.

Бермудский треугольник

В романе «Бермудский треугольник» описываются драматические события в России в постсоветский период начала 1990-х годов, повествуется о сложной судьбе литературных героев, переживших крайние стрессовые ситуации на грани жизни и смерти и изменивших свои жизненные помыслы, цели и отношения в обществе. Особенно ярко раскрываются нравственные позиции и мужество главного героя в противоречиях и отношениях его с деятелями системы власти и ее охранников. В романе четко прослеживаются жизненные позиции автора. Юрий Бондарев не побоялся вплести в ткань художественного текста «Бермудского треугольника» – лучшего российского романа конца прошедшего века – подлинные слова мерзавцев, находившихся в исполнительной власти и около нее, не побоялся снизить художественный уровень романа голой публицистикой, понимая, что она, эта публицистика, только усилит эмоциональный накал романа, а с другой стороны – станет вещественным доказательством совершенного преступления для грядущего суда Истории, который непременно придет.

Ольга Шакирова