Театр — всегда особый мир…

Театр — это  искусство, которое в первую очередь учит быть человеком, чувствовать и сопереживать. Ничто не оказывает на людей такое сильное эмоциональное влияние, как театр. Только театр может дать человеку живое восприятия действительности. Он одаривает своих зрителей истинными ощущениями и эмоциями. Отдел библиографической работы предлагает вашему вниманию рекомендательный обзор книг о великом, высоком и всегда живом искусстве театра.

Белинский, В.Г. О театре / В.Г. Белинский. – М.: Детгиз, 1961 – 90с. – (В мире прекрасного).

Великий русский критик В.Г.Белинский страстно любил театр. В своих статьях он живо запечатлел игру замечательных актеров М.С.Щепкина, П.С.Мочалова, В.А.Каратыгина и других, которых видел во многих ролях и спектаклях. Статьи Белинского о театре, помещенные в этом сборнике, — свидетельство современника об игре замечательных русских актеров, а также глубокое проникновение в сущность театрального искусства и актерского мастерства.

Бояджиев, Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров / Г.Н. Бояджиев – М.: Просвещение, 1988. – 352 с.

Книга известного ученого и театрального критика посвящена спектаклям, которые были поставлены в театрах разных стран по пьесам, входящим в золотой фонд мировой драматургии. Автор,  сам видел эти спектакли и ярко, живо, содержательно передает свои впечатления о них.

История русского драматического театра: в 7 т.— М.: Искусство, 1977-1987.

В этой энциклопедии принята следующая периодизация:

  • том 1 — от истоков до конца XVIII века,
  • том 2 — с 1801 по 1825 год,
  • том 3 — с 1826 по 1845 год,
  • том 4 — с 1846 по 1861 год,
  • том 5 — с 1862 по 1881 год,
  • том 6 — с 1882 по 1897 год,
  • том 7 — с 1898 по 1917 год.

Первые тома дают возможность проследить историю театра в период, когда только еще формировалась дворянская революционность. Третий и четвертый тома посвящены истории театра в период с 1826 по 1861 год, охарактеризованный как дворянский этап освободительного движения. История театра в разночинский, или буржуазно-демократический, период, датируемый приблизительно с 1861 по 1895 год, отражена в пятом и шестом томах. И наконец, движение самих масс в пролетарский период освободительного движения определяет важнейшую проблематику истории театра в конце XIX и начале XX века, которой посвящается последний, седьмой том.

Рубежами, отделяющими один том от другого, служат крупнейшие события политической истории, сказавшиеся на ходе развития театрального искусства.

Еремеева, Т.А. В мире театра / Т.А. Еремеева. – М.: Искусство, 1984. – 239с.

Народная артистка Т.А.Еремеева–когда — то одна из ведущих актрис Малого театра. В главах книги, посвященных 30-м годам и первым годам войны, Т.А.Еремеева рассказывает о своей работе на периферии, о людях периферийного театра.

Вторая часть книги посвящена Малому театру, его замечательным мастерам-актерам и режиссерам. Интересны размышления автора об искусстве актера, описания работы над наиболее значительными ролями. Издание дополнено фотоиллюстрациями.

 

Куликова, К.Ф. Российского театра первые актеры /К.Ф. Куликова. – Л.: Лениздат, 1991. – 331с.

Книга посвящена старинному театральному Санкт-Петербургу. Рассказ о судьбе первых прославленных русских актеров — Ф.Волкова, И.Дмитревского, А.Яковлева, Е.Семеновой — дается на широком историческом фоне жизни столицы России XVIII — первой четверти XIX века.

Моров, А.Г. Три века русской сцены/ А.Г. Моров.- М.: Просвещение, 1978. — 319с.

Автор в популярной, занимательной форме знакомит читателя с историей русского театра. Читатель найдет в книге творческие портреты выдающихся русских драматургов, актеров и режиссеров.

Узнает о многих интересных и значительных явлениях театральной жизни дореволюционной России от народных гуляний и скоморошества до крепостных актеров и музыкального театра.

Савушкина, Н.И. Русский народный театр /Н.И. Савушкина. – М.: Наука, 1976- 152с.

В книге рассматривается одно из явлений русского фольклора — народное театральное искусство, включающее в себя скоморошество, драматические и театральные элементы календарных и семейных праздников и обрядов, народные драматические представления. Отмечается большое значение народных театральных традиций для развития профессионального театра, как в прошлом, так и в настоящем.

 

Смолина, К. А. Сто великих театров мира / К.А. Смолина. – М.: Вече, 2002. — 480с.

Театр — одно из древнейших искусств. Его зачатки можно наблюдать уже в детской игре, в обычаях и обрядах. Но именно театр, как никакое другое искусство, вбирает в себя множество элементов. Театр разнообразен и разнолик. Человеческая память хранит представление о величии театров самых разных эпох.

Древнегреческие и древнеримские театры до сих пор пленяют воображение своей масштабной и грандиозной архитектурой, своим удивительным образом организованным пространством.

Но театр может жить не только в великолепных архитектурных зданиях, он может обитать и на улице, совершенно не теряя при этом своей магической притягательности. Таков Театр Петрушки, для которого только и нужна была ширма, да еще шарманщик. Роскошные театры Италии, великолепные театральные сооружения Европы, театры как памятники архитектуры — все это разнообразие пройдет перед взором читателя нашей книги.

Театральная энциклопедия в 5 томах / Глав.ред. С.С. Мокульский. – М.: Сов. Энциклопедия, 1961-1967.

Театральная Энциклопедия — научно-справочное издание по театральному искусству на русском языке — освещает историю и теорию театра с древнейших времён до середины XX века.

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства — драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре.

Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актёра, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати и образования.

Царев, М.И. Мир театра / М.И. Царев. — М.: Просвещение, 1987 – 255с.

Известный деятель искусства делится своими размышлениями о проблемах современного театрального искусства, его истории, значении русской театральной школы, ее эстетических позиций для развития культуры в целом. Автор рассказывает о творческих встречах с драматургами, режиссерами и актерами, что придает книге  достоверность.

Библиотека рекомендует