Память забытой войны

1 августа( по старому стилю 19 июля) 1914 года Россия вступила в Первую мировую войну. Эта война оставила неизгладимый след не только в истории всех вступивших в нее народов, но и в истории литературы.

В России ее называли Великой или Второй Отечественной войной. И если на Западе события тех далеких лет отмечаются каждый год, то в России Великая война и миллионы погибших наших соотечественников были заслонены последующими событиями: двумя революциями, гражданской войной, разрухой, сменой социального слоя.

Пришло время восстановить справедливость. С 2013 года в российском календаре появилась новая памятная дата — дата памяти жертв Первой мировой войны — 1 августа.

Взрыв войны не мог не отразиться в литературе. Многие писатели и поэты, так или иначе, откликнулись на это грандиозное событие. Многие из них приняли непосредственное участие в боях, награждены боевыми наградами.

«Жизнь Клима Самгина (Сорок лет)» — самое крупное, итоговое произведение Максима Горького (1868-1936), одного из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.
Книга состоит из четырёх частей. Роман писался с 1925 года до смерти Горького в 1936 году. На его страницах воссоздана духовная жизнь России почти за полвека – с 80-х годов XIX века до 1918 г. XX века. Роман имеет характер хроники, которая отметит все наиболее крупные события этих лет, особенно же годы царствования Николая II. Действие романа — в Москве, Петербурге и провинции. В романе показаны судьбы людей разных классов и сословий, их умонастроения, философские споры. Начало Первой мировой войны изображается писателем как символ краха коллективного разума.

«Доктор Живаго» — итоговое произведение Бориса Леонидовича Пастернака, удостоенного за этот роман в 1958 году Нобелевской премии по литературе. Роман, явившийся по собственной оценке автора вершинным его достижением, воплотил в себе пронзительно искренний рассказ о нравственном опыте поколения, к которому принадлежал Б. Л. Пастернак, а также глубокие размышления об исторической судьбе страны. Главный герой романа Юрий Живаго – интеллигент, личность поэтического склада, человек внутренне свободный и наделённый даром глубоко своеобразного, индивидуального видения мира. Военная действительность ставит Юрия Живаго в условия, которые противоречат его внутренней сути. Первую мировую войну Живаго воспринимает как страшную разрушительную силу, уничтожающую, прежде всего, физический мир.

Роман «Моонзунд»Валентина Пикуля посвящен героическим действиям русских моряков на Балтике против германского флота за Моонзунд. Это, в первую очередь, дань вечной памяти верным защитникам Родины. Тем, кто насмерть стоял на рубеже страны не сколько по политическим убеждениям и не ради признания заслуг, не только по приказу командования — по приказу сердца, совести. «Моонзунд» – это не просто передача фактов, это скорее попытка осмыслить те переломные моменты, которые выпали на долю России. Первая мировая. Канун революции. Страшное для нашей страны время.

Трилогия Алексея Толстого «Хождение по мукам» – уникальное по яркости и масштабу произведение, на страницах которого появляются картины событий, потрясших весь мир. Драматические судьбы героев первых двух книг трилогии, идейные и нравственные искания передовой русской интеллигенции, развертываются на широком фоне исторических событий Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и гражданской войны.

Роман-эпопея «Тихий Дон» Михаила Шолохова — одно из наиболее значительных произведений русской литературы XX века, рисующее широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и гражданской войны в России. Роман переведён на множество иностранных языков. За этот роман в 1965 году Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

Анри Барбюс занимает особое место во французской литературе. Продолжатель традиций христианского реализма, он стал вместе с тем основоположником литературы социалистического реализма во Франции. Ни по возрасту, ни по состоянию здоровья Барбюс не подлежал мобилизации и всё же добровольно пошёл на фронт простым солдатом, когда началась Первая мировая война. Он увидел войну такой, какая она была на самом деле. Роман «Огонь» впервые был опубликован в августе 1916 года в газете «Эвр», а в октябре того же года автор был удостоен Гонкуровской премии. Роман вошёл в историю мировой литературы как честная и талантливая книга, разрушившая вокруг войны ореол парадности и романтики. Барбюс написал будни войны, он изобразил войну как тяжёлую и грязную работу взаимного истребления ни в чем не повинных людей.

«Похождения бравого солдата Швейка» мастера политической сатиры Ярослава Гашека — книга, переведенная почти на все языки мира. Действие романа разворачивается во время Первой мировой войны, на территории доживающей последние годы Австро-Венгерской империи. Произведение описывает события, происходящие с Йозефом Швейком — отставным солдатом, с началом войны вновь призванного на службу. Автор неподражаемо сочетает авантюрно-плутовские приключения Швейка, о которых нельзя читать без смеха, с острейшей социальной и политической сатирой. Бравый солдат Швейк фигура одновременно и комическая, и трагедийная. В 1915 году война вошла и в жизнь Гашека. Его призвали в армию и зачислили в 91-й пехотный полк, расположенный в Ческе-Будеёвицах. Многое из похождений Швейка, описанных в романе, в действительности произошло с самим писателем. В армии будущий роман пополнился не только историями и курьёзами, но и персонажами.

Ричард Олдингтон был участником Первой мировой войны. Мучительная острота воспоминаний о пережитом на войне, потребность рассказать всю правду о мировой бойне побудили писателя перейти от имажинистских стихов к антивоенному социально-психологическому роману. Через десять лет после войны Олдингтон написал роман «Смерть героя» (1929), в котором подвергает резкой критике английское общество начала века, осуждает безумие и преступность войны. «Смерть героя» — это роман о «потерянном поколении». Олдингтон рассказал о трагедии молодого поколения, сломленного и раздавленного войной. «Смерть героя», по словам автора, «…в сущности, надгробный плач, слабая попытка создать памятник поколению, которое на многое надеялось, честно боролось и глубоко страдало». Герой этой книги, молодой интеллигент Джордж Уинтерборн, прочитал к 16-ти годам всю поэзию, прекрасно знал живопись, сам пробовал себя в искусстве. На войне он стал просто порядковым номером, 31819, одним из тысячи безликих. На фронте не нужны личности и таланты, там нужны только послушные солдаты. Джордж не смог и не захотел приспособиться к войне, не научился убивать и лгать…

Роман немецкого писателя Э.М.Ремарка «На Западном фронте без перемен» – одно из наиболее ярких литературных произведений о Первой мировой войне. Опубликованная в 1929 г., эта антивоенная книга быстро приобрела популярность не только у себя на родине. В эпиграфе к роману Ремарк пишет: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов». Но роман вышел за эти рамки, став и исповедью, и обвинением. Это история убийства на войне четырех одноклассников. Повествование ведётся от имени Пауля Боймера и, несмотря на отсутствие датировки, напоминает фронтовой дневник. Описание военных событий перемежается с воспоминаниями о мирных днях и горестными раздумьями о несправедливости и зле мира, олицетворённых в войне. Эрих Мария Ремарк в 1916 г. был призван в армию и сам испытал то, что испытали его литературные герои. Отсюда и реализм, с каким описывает автор войну и солдатский быт.

В 1929 году американский писатель Эрнест Хемингуэй (1899-1961) публикует книгу «Прощай, оружие!», которая стала самой лучшей и первой книгой «потерянного поколения» англоязычной литературы. В этом романе писатель стремился художественно раскрыть, как война и связанные с ней бедствия лишают человека права на достойную, полнокровную жизнь и деятельность. События романа разворачиваются на итало-австрийском фронте в 1917 году. Хемингуэй создаёт потрясающе яркие и сильные эпизоды военных будней, сражений, коротких дней отдыха, пьяный угар ресторанов в прифронтовых городках, гнетущую тоску лазаретов. Роман во многом является автобиографичным — Хемингуэй служил на итальянском фронте, был ранен и лежал в госпитале в Милане. В финале писатель приводит своего героя к осознанию жестокости, бессмысленности жизни, потерянности человека в этом огромном и враждебном мире.

Книги, представленные в обзоре, хранятся в фондах библиотек Миасса.

Ольга Шакирова