Скоро в школу

Уже все куплено, подшито, обернуто, наглажено – тетради, учебники, форма. Впрочем, спор о школьной форме идет давно. Сторонники утверждают, что она дисциплинирует, а также нивелирует различия между учениками из семей с разным доходом. Противники справедливо указывают, что меряются состоятельностью в наше время не одеждой, а гаджетами, и пугают перспективами «стирания индивидуальности». Давайте вспомним историю школьной формы в нашей стране.
Одним из первых вариантов школьной формы в Российской Империи стали платья, введенные в основанном в 1764 году Смольном институте. Примером для подражания стали правила Сен-Сир, французской школы-пансиона для обедневших дворянок: там носили платья из муслина коричневого цвета, самого модного на момент создания школы в конце 17 века. Создатели формы даже не предполагали, что задают стандарт женского школьного платья на ближайшие три столетия.
Униформа для мальчиков в некоторых российских учебных заведениях существовала уже к началу 19 века, а в 1834 году была утверждена общая система гражданских мундиров для средних учебных заведений. Женские гимназии и училища, созданные во второй половине 19 века, тоже получили свою униформу, по образцу Смольного: коричневые платья и черные фартуки. К нарядному белому фартуку полагались белые нарукавники, в некоторых учебных заведениях также позволялись белые воротнички.
Вопреки расхожему мифу, школьная форма не была отменена в 1918 году «Положением о единой трудовой школе», она исчезла из обихода из-за послереволюционных трудностей. Первая попытка вернуться к униформе состоялась уже в 1935 году, но только постановление 1949 года оказалось успешным. Для девочек был введен все тот же «гимназический» комплект из коричневого платья с фартуком, а для мальчиков военного толка костюм из брюк и гимнастерки, перетянутой ремнем с пряжкой.
Разработка любого нового типа униформы — это всегда «заказ» на новый тип желаемой личности, особенно когда дело касается униформы для детей. Так, послевоенный образец школьной формы подчеркивал традиционные гендерные роли. К 1962 году «оттепельные» тенденции возобладали, военизированная униформа сменилась серым костюмчиком, который в народе прозвали «костюмом маленького бюрократа». Следующее изменение произойдет только в 1973 году, появится синий костюм с курточкой. Девичий образ оставался неизменным до 1984 года, когда старшеклассницы получили возможность сменить привычное коричневое платье на синий костюм-тройку.
Дискуссии о том, нужна ли школьная форма, начались еще в середине 1980-х и в результате привели к ее отмене в 1992 году, но от этого не утихли.

В России к 2020 году появится национальный стандарт на школьную форму. Речь идет всего лишь о нормировании свойств материалов, из которых форму шьют. Кроме того, будут прописаны требования к прочности и стойкости материалов, способности образовывать катышки, а также изменению в размерах после стирки. Эти меры необходимы для того, чтобы избежать «эффекта скафандра», когда школьникам некомфортно из-за синтетических материалов. Стандарт утвердят на ограниченный срок — чтобы проверить перечисленные требования на практике перед принятием ГОСТа.

Стоит ли бояться того, что однотипная одежда ведет к однотипному мышлению и ссылаться на роман Замятина «Мы»? Точно нет. Стоит ли утверждать, что униформа повышает эффективность и решает дисциплинарные проблемы? Тоже нет. Мы прославляем известных деятелей, годами носивших одно и то же, среди деловых людей процветает идея uniform dressing, так с чего бы бояться униформы?

  • Журавлева, С. В школу — в белом [Текст] : школьная форма / С. Журавлева // Челябинский рабочий. — 2014. — 10 апреля. — С. 7.
  • Кудаева, Н. Б. Педсовет «Школьная форма»: за и против [Текст] / Н. Б. Кудаева // Классный руководитель. — 2012. — №5. — С. 13-15.
  • Дюльдина, Ж. Н. Школьная форма в России и ее влияние на формирование нравственных ценностей у детей [Текст] : историко-педагогический аспект / Ж. Н. Дюльдина // Воспитание школьников. — 2014. — № 2. — С. 73-76.
  • Дорожкина, Н. И. Поговорим о школьной форме [Текст] : беседа с элементами инсценировки о том, как раньше одевались ученики в России, для уч-ся 5-7-х классов / Н. И. Дорожкина // Читаем, учимся, играем. — 2016. — № 11. — С. 80-83.
  • Виртанен, М. От Российской империи до СССР: как школьная форма отражала «заказ» на новый тип личности?/ Мэган Виртанен. — Текст: электронный. // Собака.ru : [сайт]. – 2019. – 26 авг. – – URL: http://www.sobaka.ru/chlb/fashion/heroes/95172 (дата обращения: 27.08.2019).

Ольга Шакирова