Настоящая грамотность

8 сентября во всем мире отмечается Международный день грамотности, учрежденный ЮНЕСКО в 1966 году.

Сегодня грамотой владеют около четырех миллиардов жителей Земли. Однако конечная цель — всеобщая грамотность — еще не достигнута. Более 860 миллионов взрослых до сих пор не владеют навыками чтения и письма, а свыше 100 миллионов детей не посещают школу.

Однако в наше время, помимо проблемы всеобщего распространения грамотности, остро встает проблема функциональной неграмотности. Функциональная неграмотность — это неспособность человека, формально умеющего читать и писать, понимать тексты для выполнения простейших общественных задач; в частности, это выражается в неумении читать инструкции, в неумении находить нужную в деятельности информацию.

Практически все взрослые в России — грамотные люди. Крестик вместо подписи уже никто не ставит, и вывески по слогам читают только дошколята. Неграмотных у нас всего 0,03%. А вот функционально неграмотных, по самым скромным оценкам, 25%.
Согласно данным PISA — 2018 (международные исследования по оценке образовательных достижений учащихся), первые места достались школьникам из таких стран, как Сингапур, Гонконг (Китай), Канада, Финляндия, Ирландия, Эстония, Республика Корея, Япония, Новая Зеландия, дети из нашей страны заняли 26-е место из 70.

ЮНЕСКО предлагает бороться с функциональной неграмотностью. Для этого всем развитым странам рекомендованы создание и поддержка школьных и публичных библиотек, своеобразных генераторов инновационной образовательной среды. Говорят, наркому просвещения СССР Луначарскому принадлежит «рецепт» выращивания умных и интеллигентных людей. На вопрос «Сколько надо закончить университетов, чтобы стать таким же умным?» редкий эрудит и знаток наук ответил: «Всего три. Один должен закончить ваш дед, второй — отец, и третий — вы». Сегодня базу для этих университетов мы создаем в каждой отдельной семье сами.

Пока Россия пытается возвратить людям грамотность и любовь к книгам, каждой конкретной семье придется действовать самостоятельно. Исследования показывают: если ребенка к 10 годам не научить правильно читать, не только распознавая слова, но и понимая смысл, то дальше все знания придется осваивать методом зубрежки. Достаточные навыки чтения есть только у трети наших тинейджеров, а справиться с заданием средней сложности может каждый четвертый. Высокий уровень грамотного чтения — у 2% выпускников школ. А читать-писать при этом умеют все.

Что делать?

  • Обучать чтению, как только появились навыки распознавания слов;
  • Тренировать память ребенка самыми разными способами и играми. Любыми, все варианты хороши, а особенно те, где надо прочесть и запомнить, пусть это даже список продуктов для покупок или расписание на вторник;
  • Учить видеть большие объемы текста, смотреть в одну точку и замечать слова вокруг;
  • Учиться делить тексты на части. Прочитать параграф и составить план содержания полезно и для чтения, и для памяти;
  • Обучать разным видам чтения: показывать, как можно «пробежать» глазами текст, ознакомиться и выхватить основное или тщательно изучить. Это совершенно разные техники, и все полезны;
  • Учить составлять схемы и таблицы из текста и обратно;
  • Обучать задавать вопросы к тексту (надоедливо, но полезно!), искать на них ответы. Причем самые неявные;
  • В качестве текстов не надо замыкаться на школьных учебниках и литературе. Разберите текст песни Монеточки, пост друга из соцсети, опишите стратегию игры вместе. Перевод жизненных интересов в текстовую форму показывает ценность слов. Да и круто похвастаться приятелям новым видением модной стратегии, альбома рэппера или разъяснить, почему текст в ВК — это фейк, и где там «провалы» в логике;
  • ну и сами, конечно, читайте. Много, с удовольствием, и делитесь впечатлениями от прочитанного.
  • Не стоит ждать от школы и социума создания инновационной, интеграционной, образовательной, увлекательной и т. п. среды, которая вдруг сама справится с проблемой. Родители и дети — минигруппа, находящаяся в тесном общении долгие годы. А значит, помогая ребенку избавиться от функциональной неграмотности, мы не только избавляем его и себя от возможных проблем, но и растим приятного и умного собеседника и родителя будущих внуков.

Лечение от неграмотности: функциональная неграмотность: Дайджест /Составитель Шакирова О.Б., зав.ОБР. – Миасс: МКУ «ЦБС», 2019. – 24с. . — Текст : непосредственный; электронный.

Ольга Шакирова