Татьяна – покровительница студентов

Центральная городская библиотека им. Юрия Либединского представляет выставку-просмотр «Именем Татьяны: право на образование».

Татьянин день, День российского студенчества — особая дата в России, а также в православном и народном месяцеслове. Название праздника произошло от имени раннехристианской мученицы Татьяны Римской. Молебны в память о ней совершается в Православной церкви 12 (25) января.

После подписания в 1755 году императрицей Елизаветой Петровной указа об учреждении Московского университета «Татьянин день» стал отмечаться как день рождения университета, а позднее и как праздник российского студенчества. В современной России «профессиональный» праздник российских студентов был официально утвержден указом президента РФ 25 января 2005 года.

На выставке представлены книги по истории праздника, а также художественная литература о студентах. Это книги о взаимоотношениях, о любви и дружбе, о весёлых приключениях, об учёбе и преподавателях, о поисках своего места в жизни, а также о проблемах и трудностях, с которыми приходится сталкиваться на пути к заветному диплому о высшем образовании.

Усов, В. В. Святая мученица Татиана / В. В. Усов. – Текст : непосредственный // Русский народный православный календарь. В 2- т. Т. 1. / В. В. Усов. – Москва, 1997. – С. 190-191.    (ЦГБ)

О трагическом пути римской мученицы Татианы.

Чекулаева, Е. С. Татьянин день / Е. С. Чекулаева. – Текст : непосредственный // Сто великих праздников / Е. С. Чекулавева.. – Москва : Вече, 2006. – С. 241-244.  (ЦГБ, ф. 1, 2, 3, 4, 6, 9, 16, 17, 20)

Об истории праздника Дня студентов и о том, как святая Татиана стала покровительницей студентов.

«Татьяна» и «пьяна» рифмуются (Студенческий праздник, 25 января). — Текст : непосредственный // Я познаю мира. Праздники народов мира : детская энциклопедия / авт.-сост. И. Полянская, Н. Ионина. – Москва, 2002. – С. 144-148.   (ЦГБ, ф. 1, 4, 16, 17, 20)

О традициях празднования Дня студентов. «В прошлом веке московская знать любила обедать в роскошном ресторане «Эрмитаж»… Но наступал один день в году, когда ресторан преображался… 25 января в него вваливалась толпа не привычных в этих стенах посетителей – студентов и их гостей, которые не имели толстых кошельков. Но француз Оливье с почтением относился к празднику русского студенчества – дню святой Татьяны, которую студенты избрали своей покровительницей.

Сабурова, Т. Татьянин день  / Т. Сабурова. – Текст : непосредственный // Родина. – 2004. – N 1. – С. 143-145.      (ЦГБ, ф. 4, 6, 16, 17, 20)

Житие Святой Татьяны и студенческие традиции празднования Татьяниного дня. Как праздновали Татьянин день в императорской России. Церковь Святой Татьяны при Московском университете. О самых известных Татьянах России.

Студенты в художественной литературе

Осипов, В. Д. Факультет журналистики : роман / В. Д. Осипов ; ред. Н. Рыльникова. — Москва : Московский рабочий, 1985. — 367 с. – (Современный городской роман). – Текст непосредственный.        (ЦГБ)

Роман о будущих журналистах точно передает атмосферу 50-х годов, участие студентов в строительстве нового здания университета на Ленинских горах, Волжской ГЭС. Сам автор окончил  факультет журналистики МГУ, поэтому роман написан интересно, живо, с юмором. Студенческие годы — прекрасная пора, ностальгия по которой присутствует на каждой странице книги. Факультет журналистики учит думать, стремиться, воевать за свои права, дружить и любить.

Моторов, А. Юные годы медбрата Паровозова / Алексей Моторов. — М. : Астрель, 2012. — 512 с. – Текст непосредственный.    (ЦГБ, ф. 1, 4, 16, 20)

Сюжет книги основан на подлинных фактах. Место действия — предперестроечная Москва с ее пустыми прилавками и большими надеждами. Автор, врач по профессии, рассказывает о своей юности, пришедшейся на 80-е годы. Мечта о поступлении в институт сбылась не сразу. Алексей Моторов окончил медицинское училище и несколько лет работал медбратом в реанимационном отделении. Этот опыт оказался настолько ярким, что и воспоминания о нем воспринимаются как захватывающий роман, полный смешных, почти анекдотических эпизодов и интереснейших примет времени. Через всю книгу проходит мысль о ценности высшего образования.

Трифонов Ю. В. Студенты : повесть / Юрий Трифонов. – Текст : непосредственный // Собрание сочинений. В 4-х т. Т. 1. / Юрий Трифонов. – Москва : Художественная литература, 1985. – С.21-406.   (ЦГБ, ф. 1, 16) 

Главные герои повести – студенты филологического факультета педагогического института. Они посещают лекции и семинары, сдают зачеты и экзамены, пишут доклады в студенческом научном обществе, участвуют в самодеятельности, успешно проходят практику в школе. Студенческая жизнь в духе послевоенного времени была связана с жизнью заводской: институт решил взять шефство над заводом, и студенты организовали литературный кружок для заводской молодежи. Студенты, показанные Ю. Трифоновым, — молодые люди, уже имеющие за плечами опыт работы, пережившие войну.

Герман, Ю. П. Дело, которому ты служишь : роман / Ю. П. Герман. — Москва : Рипол, 1993. — 352 с. – Текст непосредственный.       (ЦГБ, ф. 16, 17, 20)

Роман посвящен взрослению и становлению личности Владимира Устименко, который, обучаясь в школе, загорелся желанием стать врачом. Он долго и упорно шёл к своей цели, сталкиваясь с различными трудностями, такими как непонимание окружающих. Интересно читать, о том, как главный герой учится в институте, о его взаимоотношениях с профессорами и докторами, о практике у доктора Богословского. Определяющей в этом произведении оказывается связь студента с конкретной сферой профессиональной деятельности. Студент — это прежде всего будущий специалист, профессионал.

Санаев, П. В. Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом — 2 / Павел Санаев. – Москва : АСТ, 2013. — 480 с. – Текст : непосредственный.      (ЦГБ, кх, ф. 4)

«Хроники Раздолбая» — продолжение культовой повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Герой «Плинтуса» вырос, ему девятнадцать лет, и все называют его Раздолбаем. Он студент Суриковки, будущий художник-иллюстратор, милый и общительный парень. Взросление Раздолбая пришлось на непростые 1990-е годы, когда в стране и в обществе происходили радикальные перемены. Если прежде Раздолбаю была гарантирована надёжная работа художника-иллюстратора, то в период, когда на смену плановой экономике пришёл внеплановый хаос, будущее студента Суриковки оказалось весьма туманным. Раздираемый противоречивыми желаниями и стремлениями, Раздолбай пытается найти своё место в жизни методом проб и ошибок.

Рыбаков, А. Н. Дети Арбата / Анатолий Рыбаков. – Москва : Книжная палата, 1988. – 560 с. – (Популярная библиотека). – Текст : непосредственный.    (ЦГБ, кх, ф. 1, 8, 16, 17, 20)

В первой книге трилогии запечатлена характерная черта советского времени и студенческой жизни в частности — участие молодых людей в субботниках и демонстрациях, которое было мерилом общественной активности человека. Молодые парни и девушки (в том числе студенты) — это люди, чья юность проходила в атмосфере культа личности Сталина. Одним из главных сюжетных событий романа является исключение Саши Панкратова из института и комсомола.

Толстой, Л. Н. Детство. Отрочество. Юность / Лев Толстой ; вступ. ст. Б. Аверина ; худож. Л. Селизаров. – Ленинград : Художественная литература, 1979. — 336 с. – Текст непосредственный.        (ЦГБ, ф. 6)

Герой повести Л. Н. Толстого «Юность» (1857) Николай Иртеньев представляет образ студента середины XIX в. Он мечтает о поступлении в университет: ведь студенчество – это «мундир, треугольная шляпа, собственные дрожки, собственная комната и, главное, собственная свобода». Первые главы повести подробно описывают подготовку и сдачу вступительных экзаменов. Николай очень эмоционально переживает каждую неудачу, хочет быть лучшим среди абитуриентов, ведь он готовит себя к блестящей студенческой карьере. Однако мечтам студента Иртеньева не суждено было претвориться в жизнь. Предавшись радостям студенческой жизни, он слишком увлекается кутежами и забрасывает учебу. К началу экзаменов герой понимает, что из восемнадцати предметов он толком не готов ни к одному. Первый экзамен «дифференциалов и интегралов» становится последним. За ним следует позорное исключение из университета. В повести четко обозначена социальная и материальная дифференциация студентов. Студенты делятся на аристократов и разночинцев. Их отличие заключается во внешнем виде, поведении и манере говорить. Студенты также разделялись на своекоштных и казеннокоштных, подобно тому, как сегодня выделяют платников и бюджетников. В круг их чтения входили книги по древней истории, французские романы.

Гарин-Михайловский, Н. Г. Студенты; инженеры / Н. Г. Гарин-Михайловский ; худ. Ж. Ефимовский. — Ленинград : Художественная литература, 1988. — 480 с. : ил. — (Классики и современники. Русская классическая литература). – Текст непосредственный.    (ЦГБ)

«Студенты» (1895 г.) – третья повесть автобиографической тетралогии Н. Г. Гарина-Михайловского, продолжение «Детство Темы». Описывая развитие характера главного героя – Артемия Карташева – автор показывает широкую картину жизни, быта и настроений дореволюционного русского студенчества. Полунищий, полуголодный, бедный, нуждающийся, оказавшийся на обочине жизни, вечно ищущий место гувернера или репетитора, вынужденно закладывающий свои вещи, — таким предстает перед нами типичный студент конца XIX в.

Пушкин, А. С. Лицейская лирика / Александр Пушкин. – Санкт-Петербург : Лимбус-Пресс, 1994. – 352 с. : ил. – Текст непосредственный.       (ЦГБ, ф. 1, 20)

Книга лицейской лирики Пушкина включает в себя тексты лучших стихотворений юного поэта. Стихотворения, посвященные лицею («Воспоминание (к Пущину»), «Пирующие студенты», «К сестре», «Воспоминания в Царском селе», «К Н. Г. Ломоносову», «Моему Аристарху»  и др.) прославляют сформированное за годы учебы лицейское братство, уникальных преподавателей и особенную атмосферу, которую вряд ли удастся воссоздать даже в самых престижных учебных заведениях современной России. Верно, однако, и то, что лицей, строго говоря, не был высшим учебным заведением.

Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание : роман в шести частях с эпилогом / Федор Достоевский. – Москва : Эксмо, 2009. — 592 с. – (Русская классика). – Текст : непосредственный.     (ЦГБ, ф. 5, 16, 21, 22, 23)     

Студента юридического факультета Родиона Романовича Раскольникова можно считать, наверное, самым известным представителем петербургского студенчества в русской литературе. Однако известность ему приносят отнюдь не успешная учеба и не занятия наукой. Федор Достоевский подробно останавливается на признаках бедственного положения героев 60-х годов 19 в., студентов-разночинцев Родиона Раскольникова и его университетского друга Дмитрия Разумихина: заношенная одежда, практически лохмотья, жалкая комната «шагов в шесть длиной», нехватка денег на еду и отопление. Старое, ветхое, студенческое пальто, покрытые толстым слоем пыли тетради и учебники и остатки знаний, полученных за недолгое время в университете – это всё, что позволяет называть Раскольникова студентом. Но герой не стремится ничего менять: «Он решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу» и главным для него становится лишь его «Дело».

Тургенев, И. С. Отцы и дети / Иван Сергеевич Тургеньев. — Москва : Алтей, 2016. — 224 с. — (Читаем в школе. Мировая классика). – Текст : непосредственный.            (ЦГБ, Ф. 6, 20, 21,22)

Герои романа: два поколения Кирсановых (Николай Петрович и Аркадий Николаевич) выходят из университета кандидатами, а Евгений Базаров, студент медицинского факультета, весьма неплохо разбирается в естественных науках и готовится стать врачом. Важнейшей деталью в образе Евгения Базарова является его приверженность нигилистическим идеям, модным среди российских студентов середины XIX века. Он становится первым героем в русской литературе, который активно отстаивает близкое ему учение. Фамилия Базарова превращается в нарицательную и показывает чрезмерную склонность к материализму.

Чехов, А. П. Вишневый сад : пьеса / Антон Чехов ; рис. Л. Селизарова. – Москва : Детская литература, 1978. – 61 с. : ил. – (Школьная библиотека).    (ЦГБ)

Одно из действующих лиц пьесы — Петр Трофимов, сын аптекаря и вечный студент начала XX века, полный  позитивного виденья мира и ожидания счастья. В разговоре с Аней Раневской Трофимов говорит: «Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес!.. И все же душа моя всегда, во всякую минуту, и днем и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий. Я предчувствую счастье, я уже вижу его…». Петя Трофимов считает себя абсолютно свободным и видит в этом высшее счастье.

Грибоедов, А. С. Студент / Александр Грибоедов. – Текст непосредственный // Горе от ума. Комедии. Драматические сцены / Александр Грибоедов. – Ленинград : Искусство, 1987. – С.195-251.      (ЦГБ, ф. 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 16, 17)

В 1817 году Александр Грибоедов в соавторстве с Павлом  Катениным написали комедию «Студент». Главный герой – Евлампий Аристархович Беневольский – студент из Казани, «в котором нет ни ума, ни души». Он приезжает в Петербург с тем, чтобы жениться на Вариньке, воспитаннице семьи Звёздовых, назначенной ему невестой по давней договоренности отца. Все попытки Евлампия Беневольского блеснуть эрудицией и придать себе веса упоминанием публикаций в «Сыне Отечества» и «Русском Музеуме» оборачиваются провалом. Он становится лишь шутом в глазах остальных героев пьесы, а статус студента ставится ему в укор и превращается в обидную кличку.

ЦГБ им. Ю.Н. Либединского