«Жить в ладу со своей совестью…»

29 февраля исполняется 100 лет со дня рождения Федора Абрамова. Люди, родившиеся 29 февраля, в особенный день года всегда будут казаться нам особенными. Таким и был русский писатель Федор Абрамов.

Крестьянская многодетная семья, забота о хлебе насущном, тяжкий сельский труд, а потом учеба в Ленинградском университете, война, ранения, блокадный госпиталь, обжигающая правда «бабьей, подростковой и стариковской войны в тылу», которую увидел, приехав на побывку из госпиталя в 1942 году… Все это позднее отозвалось в его творчестве.

Романы «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом», многочисленные повести и рассказы Абрамова стали памятником северному крестьянину – труженику и воину. Особое место в его творчестве уделено простым русским женщинам, крестьянкам… «Встаньте, люди! Русская крестьянка идет с восьмидесятилетним рабочим стажем», — писал он в одном из рассказов…

Творчество Федора Абрамова, Василия Белова, Валентина Распутина и создало феномен «деревенской прозы», явило вершины русского духа в мировой культуре в двадцатом веке…
Устарел ли писатель Федор Абрамов? Или слова хорошего русского писателя вечны, как сама русская литература:

«Да , уж такой наш человек : не успел еще первый дымок над крышей взвиться, а смотришь — где-нибудь у крылечка уже полощется на ветру тонколистая береза. И куда, на какую чужбину ни закинь судьба русского человека, хоть в самые теплые заморские края, где и зимы не бывает, а все холодно и неуютно на душе без тебя, береза…» Фёдор Абрамов «Братья и сестры»

«…Какой-нибудь молчаливый Кузьма за всю свою жизнь не сумел сказать надоедливой женке и двух ласковые слов. А почитай его письма с фронта! И лапушка, и любушка, и кровинушка моя, — наговорил такого, чего и сам никогда не подозревал в своем сердце…» Фёдор Абрамов «Братья и сестры»

«…Проблема из проблем: выполняем ли мы свой долг перед павшими? Они отдали жизнь, стояли насмерть, а мы? Не разжирели ли? Не переродились ли? Что делаем? Как себя ведем? Увековечить ребят в мраморной доске надо. Но достаточно ли этого? Самый ли это главный памятник павшим? Главный памятник павшим – это наши дела сегодня, наше поведение. Выдержали ли мы экзамен? И не тяжелее ли выдержать проверку жизнью (долгой), чем проверку войной?» Фёдор Абрамов «О войне и победе»

«Мы ничего не можем, ничего не решаем!» — это самый ненавистный мне образ мышления, с которым необходимо бороться, ибо многое на местах зависит от нашей собственной активности, от поведения каждого человека. И мне кажется, что наиглавнейшая, общегосударственная задача сегодня – активизировать тех, кто погружен в болото равнодушия, безразличия и неверия в свои силы. И все мои писания, все мои сочинения преследуют именно эту цель». Федор Абрамов

В сентябре 2019 года была объявлена Всероссийская акция
«Читаем Абрамова всей страной». 300 участников, жителей Российской Федерации, прочитали не менее 50 000 страниц произведений писателя. Итоги будут подведены 29 февраля 2020 года,
в день 100-летнего юбилея писателя.

Биография Федора Абрамова здесь здесь здесь здесь

Вспоминаем Федора Абрамова

  • Абрамов Федор Александрович. – Текст: непосредственный //Русские писатели. ХХ век: биобиблиографический словарь в 2-х ч. Ч.1. А-Л / под ред. Н.Н. Скатова. – Москва: Просвещение, 1998. –С. 5-7.
  • Абрамова, Г. «Мой дом – твой дом» : [Отрывки из воспоминаний племянницы писателя Федора Абрамова Галины] / Г. Абрамова – Текст: непосредственный // Москва. – 2000. – № 2. – С. 174-176.
  • Данилина, Т. М. «Поездка в прошлое» Ф. Абрамова: XI кл. / Данилина Т. М. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2000. – № 1. – С. 84-86.
  • Кононова, О. В. Наследию Федора Абрамова жить на родине / О. В. Кононова. — Текст : непосредственный // Библиотечное дело. — 2013. — №15. — С. 8-11.
  • Крутикова-Абрамова, Л. Свет вечности : к 80-летию Федора Абрамова Ст. о творчестве Федора Абрамова написана вдовой писателя] / Крутикова-Абрамова Л. – Текст: непосредственный // Нева. – 2000. – № 2. – С. 182-188; Москва. – 2000. – № 2. – С. 162-168.
  • Крутикова-Абрамова, Л. В. Ищите праведный путь: [К 80-летию со дня рождения рос. писателя Ф. Абрамова] / Крутикова-Абрамова Л. В. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2000. – № 2. – С. 41-53.
  • Крутикова-Абрамова, Л. Вернуться к чистоте : [80 лет со дня рождения Ф.Абрамова] / Л. Крутикова-Абрамова – Текст: непосредственный // Москва. – 2000. – № 2. = С.169-174.
  • Ларин, О. Помните, у Абрамова… / О. Ларин – Текст: непосредственный // Новый мир. – 2000. – № 2.
  • Молотягина, О. «Живу за двоих» : [Жена знаменитого русского писателя Федора Абрамова Л.В. Крутикова готовится к 90-летнему юбилею мужа] / О. Молотягина– Текст: непосредственный // Рос. газета – Неделя. – 2009. – 7 мая.
  • Панкин, Б. Федор Великий Александрович : Творцу «Пряслиных» – 80 лет / Б. Панкин – Текст: непосредственный // Рос. газета. – 2000. – 12 февр. – С. 5.
  • Щукина С. В. Фёдор Абрамов на Ярославской земле / С. В. Щукина // Литература в школе. – 2017. – № 3. – С. 29–30.
  • Кононов, С. Федор Абрамов – писатель и контрразведчик / С. Кононов
  • Морозов, Г. Абрамовский угор : [стихи памяти Ф. Абрамова] / Г. Морозов //Нева. – 2003. – № 2.

Изучаем творчество Федора Абрамова

  • Овчаренко, А «Братья и сестры», «Две зимы и три лета Ф.Абрамова / А.Овчаренко. – Текст: непосредственный // Большая литература. Основные тенденции развития советской художественной прозы 1945-1985 годов. Сороковые-пятидесятые годы. – Москва, 1985, — с.312-319, 357- 361.
  • Буторина Н. А. Федор Абрамов. Дилогия «Пелагея» и «Алька»: X класс / Н. А. Буторина. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2010. – № 1. – С. 31–34. (Урок литературы для 10 класса по теме «Федор Абрамов. Дилогия «Пелагея» и «Алька»)
  • Валикова, Д. Деревенская проза : создатели и герои / Д. Валикова. – Текст: непосредственный // Литература. – 2001. – № 5.
  • Гилева К. В. «По-своему она была счастлива…»: повесть Ф. Абрамова «Пелагея». XI класс / К. В. Гилева. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2010. – № 1. – С. 34–37.
  • Груша С. А. Праведники и праведницы Ф. Абрамова: ХI класс / С. А. Груша. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2011. – № 12. – С. 23–26.
  • Губарева, Л.А. Рассказ Ф. Абрамова «О чем плачут лошади». VIII класс / Л.А. Губарева. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2004. – № 10. – С. 31.
  • Дождикова Н. И. Ф. А. Абрамов. «Пролетали лебеди»: VIII класс / Н. И. Дождикова. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2012. – № 1. – С. 34–35.
  • Дружинина, Т. В. Верите ли вы, что… : литературная игра, посвященная жизни и творчеству Ф.А.Абрамова / Т. В. Дружинина. — Текст : непосредственный. – Текст: непосредственный // Уроки литературы. — 2015. — № 2. — С. 12-14.
  • Дубровин, Р. С. Заметки о романе-эпопее Ф.А.Абрамова «Братья и сестры» / Р. С. Дубровин. — Текст : непосредственный // Литература в школе. — 2012. — №1. — С. 16-18.
  • Карсалова Е. В. Русский дом: жизнь и судьба – сквозь годы испытаний: (И. С. Шмелев. «Лето Господне», М. А. Булгаков. «Белая гвардия», Ф. А. Абрамов. «Дом», В. Г. Распутин. «Изба») / Е. В. Карсалова. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2004. – № 9. – С. 32–39. ( Воплощение темы Дома в творчестве И. С. Шмелева, М. А. Булгакова, Ф. А. Абрамова, В. Г. Распутина. Материал для урока литературы в 11 классе)
  • Максимук, В. М. Дом в романе Ф. Абрамова «Братья и сестры»: XI класс / Валентина Михайловна Максимук В. М. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2001. – № 5. – С. 28-30.
  • Мельников, Ф. Рождение первого романа: [Воспоминания заслуж. худож. России Федора Мельникова о работе писателя Федора Абрамова над романом «Братья и сестры»] / Мельников Ф. . – Текст: непосредственный // Москва. – 2000. – № 2. – С. 169-174.
  • Мешалкин А. Н. Земля, дом, семья в русской прозе второй половины XX века / А. Н. Мешалкин. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2009. – № 6. – С. 2–5. (Понятия дома, семьи, труда, земли как база художественного метода писателей В. Распутина, Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова)
  • Недзвецкий, В. А. Война и мир в Пекашине : «Братья и сестры» Ф. Абрамова. [К 80-летию со дня рождения] / Недзвецкий В. А. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2000. – № 1. – С. 53-65; № 3. – С. 32-40.
  • Новожилова, Н. Л. Человек и природа в творчестве Ф.Абрамова : на материале рассказов и повести «Пелагея» / Н. Л. Новожилова. — Текст : непосредственный // Литература в школе. — 2014. — № 10. — С. 27-29.
  • Рубашкин, А. Двадцать лет спустя : [Уроки Федора Абрамова] / А. Рубашкин. – Текст: непосредственный // Звезда. – 2003. – № 6.
  • Соловей Т. Г. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». Анализ рассказа Ф. Абрамова «О чем плачут лошади». VII класс / Т. Г. Соловей. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2018. – № 12. – С. 29–32.
  • Фролова, Е. А. «Русь уходящая»: лингвостилистический анализ повести Ф. Абрамова / Фролова Е. А. . – Текст: непосредственный // Русский язык в школе. – 2009. – № 10. – С. 46-51.
  • Фролова, Е. А. Фольклорные мотивы в повести Ф. Абрамова «Деревянные кони» / Фролова Е. А. . – Текст: непосредственный // Русский язык в школе. – 2003. – № 3. – С. 73-77.
  • Чернышкова Т. А. Шолоховская традиция в изображении русского национального характера в тетралогии повести «Братья и сестры» Ф. А. Абрамова / Т. А. Чернышкова. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2011. – № 12. – С. 9–13.
Библиотека рекомендует / ПроЧтение