Писал исключительно красивым языком

Однажды мне в руки попала книга об американской жизни Сергея Довлатова. Написано живо, ярко, интересно. Писатель по-автобиографически  рассказывал, как обустраивался в эмиграции, как «работал на дядю» в русскоязычном издании «Новое русское слово», а потом создал свою газету «Новый американец». Довлатов до мельчайших деталей описывал трудности, с которыми столкнулся, притом вел диалог с читателем, как с самым близким и лучшим другом.

3 сентября день рождения Сергея Довлатова – повод в очередной раз вспомнить о писателе, публицисте и мастере прозы.

Сергей Довлатов, фото fi.pinterest.com

Родился будущий писатель 3 сентября 1941 года в Уфе, куда во время войны была эвакуирована семья. Его отец – режиссер, мама – актриса драматического театра. В 1944 году Довлатовы переехали в Ленинград. Через 15 лет в 1959 году Сергей поступил в Ленинградский госуниверситет на филологический факультет. Был отчислен по собственному желанию.

Отслужил в армии, после чего три года прожил в Таллине – с сентября 1972 по март 1975-го. Для получения таллинской прописки около двух месяцев работал кочегаром в котельной, одновременно являясь внештатным корреспондентом газеты «Советская Эстония». Позже устроился на работу в выпускавшуюся Эстонским морским пароходством еженедельную газету «Моряк Эстонии», заняв должность ответственного секретаря.

Являлся внештатным сотрудником городской газеты «Вечерний Таллин», затем принят на работу в отдел информации газеты «Советская Эстония». В своих рассказах, вошедших в книгу «Компромисс», Довлатов описывает истории из своей журналистской практики в качестве корреспондента «Советской Эстонии», а также рассказывает о работе редакции и жизни своих коллег-журналистов. Набор его первой книги «Пять углов» в издательстве «Ээсти Раамат» был уничтожен по указанию КГБ Эстонской ССР.

Сергей Довлатов в армии, фото biographe.ru

В 1975 году Довлатов вернулся в Ленинград. Трудился в журнале «Костёр», писал прозу. Заметим, что в советское время произведения Сергея Довлатова издавались редко. Журналы отвергали его произведения по идеологическим причинам. Опубликованы были лишь повесть в «Неве» и рассказ «Интервью» на производственную тему в «Юности» (в 1974), за последний он получил солидные 400 рублей. Также ему удалось напечатать более 10 рецензий в «Неве» и «Звезде».

Довлатов печатался в самиздате и в эмигрантских журналах «Континент», «Время и мы». В 1976 году писатель был исключён из Союза журналистов СССР.

В августе 1978 года из-за преследования властей Довлатов эмигрировал из СССР и поселился в районе Форест-Хилс в Нью-Йорке, где стал главным редактором еженедельной газеты «Новый американец». Членами его редколлегии были Борис Меттер, Александр Генис, Пётр Вайль, балетный и театральный фотограф Нина Аловерт, поэт и эссеист Григорий Рыскин. Газета быстро завоевала популярность в эмигрантской среде. Одна за другой выходили книги его прозы. К середине 1980 годов Довлатов добился читательского успеха у американской аудитории, печатался в престижных журналах «Partisan Review» и «The New Yorker».

фото interesnyefakty.org

При жизни произведения писателя были переведены на английский, немецкий, датский, шведский, финский, японский. Довлатов писал исключительно красивым русским языком. Был замечательным стилистом, подбирал «только лучшие слова в лучшем порядке». Точность довлатовского художественного слова оставляет впечатление большей силы и достоверности, чем живая речь. Вся проза Довлатова в той или иной мере автобиографична. Он писал трудно, ничего не придумывая и не фантазируя, но в рассказах Довлатова люди, их слова и поступки становились крупнее и живее, чем в жизни. Литературный метод Довлатова можно определить как «театрализованный реализм».

За двенадцать лет эмиграции он издал 12 книг в США и Европе. Готовя к печати свои ранние произведения, переписывал их, а в завещании оговорил запрет на публикацию всех текстов, созданных им в СССР. В Советском Союзе писателя знали по самиздату и авторской передаче на Радио «Свобода».

В постсоветской России произведения Довлатова стали невероятно популярны и изданы миллионными тиражами. Его цитировали, ему посвящали сотни статей в прессе. Увы, по-настоящему «советским» писателем ему так и не суждено было стать.

Сергей Довлатов умер 24 августа 1990 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. Похоронен на еврейском кладбище «Маунт-Хеброн».

https://worldofaphorism-ru.turbopages.org/worldofaphorism.ru/s/kratkie-biografii/sergej-dovlatov
https://citaty.su/kratkaya-biografiya-sergeya-dovlatova

Книги писателя вы можете прочесть в библиотеках города.

Встретились, поговорили / С.Д.Довлатов. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2006. — 528с. (фил 4, 20)

В данном издании представлены ранние произведения писателя, в том числе рассказы из сборника «Демарш энтузиастов». Завершают том зарисовки из эмигрантской жизни и книга «Компромисс» — о журналистских буднях.

Заповедник / С.Д.Довлатов. — Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2006. — 528с. (фил. 1,16)

Как и во многих других произведениях, главный герой является олицетворением самого автора. В отличие от других повестей, в этой, у главного героя вымышленная фамилия и имя. Борис Алиханов – главный герой повести, он разведенный мужчина, писатель. Его жена от него ушла из-за его любви к алкоголю. Много лет он стремился стать известным автором, чтобы его произведения были популярны в обществе. Но с каждым разом он все меньше верил в свой успех. После ухода жены он превратился в безработного, бесцельного человека с пагубной привычкой к алкоголю. Он устраивается работать экскурсоводом в музей, посвященный жизни Пушкина. Он вызывает интерес у одиноких женщин, которые работают в этом музее…

Собрание сочинений в 4-х томах : т.1 / Довлатов С. — Санкт-Петербург : Азбука, 1999. — 400с. (фил 2, 4, 16, 17, 20)

Собрание сочинений / С.Довлатов. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2006 —  в двух томах. — 576с. (фил 9)

О нем

Компромисс между жизнью и смертью: К 70-летию Сергея Довлатова / Е. Скульская // Звезда. — 2011. — №9. — С. 134-145.
ЦГБ им. Ю.Н. Либединского

Поминки по персонажу: Творчество С.Довлатова / Г. М. Литвинцев // Москва. — 2011. — №8. — С. 175-181.
ЦГБ им. Ю.Н. Либединского

Довлатов как культ: влияние творчества Довлатова на современное общественное сознание / О. Кудрин // Новый мир. — 2014. — № 1. — С. 162-174.

ЦГБ им. Ю.Н. Либединского

Псевдонимные юморески и фельетоны Сергея Довлатова : к вопросу об атрибуции / Г. Доброзракова // Вопросы литературы. — 2014. — № 4. — С. 21-54.

ЦГБ им. Ю.Н. Либединского

Один день в истории, ПроЧтение