От котомки до дамской сумочки

          Арт студия «Дилижанс» продолжает рассказывать об истории моды. Сегодня речь пойдет о сумках.

     Возможно ли представить женщину без одного из главных ее атрибутов — дамской сумочки? Сумка – неотъемлемая часть женского образа. Сегодня, как и много лет назад дамская сумочка не простой предмет, а неким сейфом, который надежно хранит секреты свой хозяйки. Как и раньше, чем меньше была сумка, тем обеспеченнее считались её обладательницы. В старину дамы очень тщательно подходили к выбору этого аксессуара, показывая таким образом статус. Сумка — это своего рода женская мини-вселенная, которая вмещает в себе все, что нужно для чувства комфорта и уверенности.

Котомка

         Проведем небольшой экскурс в историю.  На протяжении тысячелетий древние аналоги сумки выполняли единственную функцию – ношение личных предметов. Впервые о том, чтобы освободить руки задумались очень давно. Достоверно неизвестно кому первому пришла идея соорудить из кожи или холста котомку. Самым древним родственником сумок считается подобие рюкзака, найденного на месте раскопок в Египте в 1992 г. Заплечная котомка была похоронена вместе с мумией, возраст которой более 5 тыс. лет. Предполагалось, что человек отправляющийся в загробное царство должен взять из земной жизни с собой все необходимое.

          Первые упоминания об аналоге современного портфеля — римском локулусе — датируются I—III веками нашей эры. Типичный локулус имел 18 дюймов в ширину и 20 дюймов в длину, производился из цельной шкуры телёнка или козы и был украшен диагональными кожаными полосками, скрепленными бронзовым кольцом в месте пересечения. Наплечный ремень или ручка крепились к сумке с помощью двух бронзовых колец в верхних углах.

Локулус — аналог современного портфеля

        Дамская сумочка, в привычном для нас виде, появилась около 3-х веков назад. В средневековье женщинам приходилось довольствоваться небольшим мешочком-узелком, который прятался в складках платья или юбки. Чаще всего светские дамы хранили в нем деньги, иногда — мелкие предметы туалета.

          А вот женщинам среднего класса, домохозяйкам, приходилось носить вещи потяжелее пудры с помадой и пары монет. Для этого существовали специальные хозяйственные сумки — довольное объёмные сооружения из плотной ткани на металлическом каркасе.

          В старину сумочки имели более узкую специализацию, чем в наши дни. Существовали игорные сумочки, они были необычной круглой формы, похожей на барабан и изготавливались из красивой ткани с изящной, богатой вышивкой. Специальные сумочки шились для молитвенников. Мужчины также пользовались красиво украшенными сумочками для курительных принадлежностей.

         В XVI веке в Европе появляется клатч (агнл. clutch – схватить). Светские дамы носили в нём маленькие зеркальца, молитвенники, игральные кости, украшения. Позже клатчи начали украшать золотыми нитями, бисером, различными бубенчиками и кружевами, что придавало аксессуару оригинальный вид.

          Считалось, что чем больше украшений, чем вычурней форма сумочки, тем выше статус дамы. Мужчины также носили сумки, по которым можно было определить статус их владельца, при ходьбе монеты в мешочке звенели и чем громче был звон, тем состоятельней считался человек. В средневековье такие сумочки назывались «омоньеры» или «мешочек добра».

          Одна из первых сумочек, занявшая достойное место на арене высокой моды, была сделана из бархата, кружев и вышивки. Всё это великолепие прекрасно сочеталось с костюмами дам того времени. Законодательницей моды на этот красивый аксессуар считается маркиза де Помпадур.

            С распространением в конце XVIII и начале XIX века облегающих платьев в стиле «ампир» мест для карманов и узелков не осталось, и в моду вошли сумочки в виде корзинки, — они получили название «ретикюль» (в переводе с латинского — «сетка», «плетёная сумка»), но в насмешку были прозваны «ридикюлями» (в переводе с французского «смехотворные»). В ридикюлях носили: нити, иголки, украшения, духи, нюхательные соли, пудру и многое другое.

           На светские мероприятия дамы предпочитали брать с собой вечерний клатч или ридикюль из черного бархата с бисером. В нем хранили веера, записные книжечки и визитки.

Ридикюль

       Во второй половине XIX века был изобретен поезд, и дамы, отправляясь в поездку, брали с собой объёмную сумку для путешествий – саквояж. Со временем стали появляться сумки промышленного производства, их шили из атласа и шелка, гобелена и кожи, использовали даже дерево и железо. Дамские сумочки расшивали венецианским или богемским бисером, стеклярусом, полудрагоценными камнями, металлами, кружевом, вышивкой и камеями.

Кофр, сундук и саквояж

       В конце XIX века стремительно начал развиваться туристический бизнес, в связи с этим появились первые чемоданы (от персидского «хранитель одежды»). Их изготавливали из дерева и обшивали кожей, на некоторых моделях крепили металлические или медные уголки, что придавало дорожной сумке элегантности.

      XX век по праву считается веком величайших открытий в индустрии моды. Фантазия модных дизайнеров и кутюрье достигает своего пика. Уже в первое десятилетие появляются сумки различных форм и размеров, имеющие разное предназначение: для прогулки, для пляжа, для занятия спортом, для светских мероприятий и для путешествий.

       Именно поэтому женщины никак не смогли ограничить себя маленьким мешочком под юбкой, а отдали предпочтение более вместительным и практичным сумкам, изобилие которых мы и наблюдаем сегодня.

Музей сумок в Амстердаме

       Удивительная истории сумки от котомки до современного аксессуара нашла отражение в экспозициях музея сумок (Handbag Museum) в Токио. Здесь представлено более 3000 экспонатов, привезенных из всех уголков мира. Вниманию посетителей — сумки всевозможных размеров и назначений — от табачных кисетов до дамских сумочек. Подобные музеи есть также в Австралии и Голландии. Как шутят мужчины, женская сумка — это аналог мужского гаража. Дамы умудряются терять в своей сумке самые неожиданные вещи, как это часто случается с представителями мужского пола в гараже.

Машгородок / Новости библиотек / Филиал 4