Дети и терроризм

3 сентября наша страна отмечает День солидарности в борьбе с терроризмом. В 2004 году во время праздничной линейки в честь Дня знаний на школу №1 в Беслане напали террористы. На линейке в тот момент находилось более 1000 человек — всех их бандиты загнали внутрь школы и удерживали там почти три дня. В результате теракта погибло 333 человека, из которых 186 — дети в возрасте от 1 до 17 лет. Памятная дата стала символом солидарности государства и общества в борьбе с терроризмом, ее отмечают ежегодно по всей России. 3 сентября мы вспоминаем жертв всех террористических актов, случившихся в нашей стране, и отдаем дань уважения сотрудникам силовых структур, погибшим при предотвращении терактов и спасении заложников.

Дети и терроризм — есть ли сочетание более немыслимое? Проблема терроризма, поворачиваясь к миру детства, удваивает свою тяжесть и остроту. За выстрелами и взрывами – подрыв детской веры в тот мир, который создают взрослые для детей. Терроризм – явление, перед которым одинаково бессильны дети и взрослые. И в момент удара все силовые структуры со своим мощным вооружением оказываются не более эффективными, чем в противостоянии цунами или метеориту.

Должны ли мы ограждать детей от взрослых проблем? Несомненно, нашим детям лучше не знать, что бабушка ждет важные результаты анализов или о сложностях семейной жизни соседей. Но ребенок в любом случае услышит об акте терроризма, мельком ли по телевизору или от взрослых, обсуждающих это в автобусе. И будет лучше, если дети услышат это от ответственного и доброжелательного взрослого — отца, мамы, учителя. Именно такие взрослые смогут оказать эмоциональную поддержку ребенку, научить его справляться с шокирующей, отрицательной и трагической информацией. Детские психологи уверены, что самый здоровый способ это сделать – помочь детям понять, что, хотя трудности и неизбежны, ребенок достаточно силен, чтобы справиться с тем, что жизнь подкидывает ему на пути. Научиться справляться с собственной болью – важнейший жизненный навык.

Когда приходит время говорить о по-настоящему сложных и тяжелых вещах, обычно простота и краткость – лучший выбор.

Что сказать ребенку?

  • Дошкольникам: «Плохой человек навредил людям. Теперь много людей помогают тем, кому сейчас плохо, а полицейские помогут нам с тобой быть в полной безопасности».
  • Детям школьного возраста : «Плохой человек причинил боль людям, некоторые из них умерли. В мире не так много плохих людей, но время от времени кто-то может совершить что-то ужасное. К счастью, есть множество полицейских, врачей и просто добрых и хороших людей, которые заботятся о пострадавших, они работают, чтобы сохранить нас в безопасности».
  • Подросткам: «Ты знаешь, что произошел теракт? Что ты слышал об этом?». Дайте подростку порассуждать на эту тему, внимательно его выслушайте. Если вы собираетесь говорить о политических или религиозных причинах теракта, делайте это таким образом, чтобы у подростка не сформировалось негативное отношение к определенной группе лиц или общности.
  • Независимо от того, сколько лет Вашему ребенку, расскажите ему о шагах, которые предпринимаются, чтобы обеспечить безопасность граждан. Кроме того, поделитесь с ним историями о добрых поступках, которые совершают простые люди, чтобы помочь тем, кто является жертвой терроризма.
  • Научите Вашего ребенка справляться с реалиями жизни. Вместо того, чтобы держать детей в защитной оболочке, которая может лопнуть в любой момент, научите их, переживать потрясения. Самым лучшим будет общение с ребенком, разговор об эмоциях. Найдите то, что поможет Вашему ребенку справиться с переживанием, для одних это может стать ведением дневника, для других — тихая прогулка, которая поможет успокоиться.
  • Станьте Вашему ребенку помощником, другом, учителем, который направляет, а не пугает. Помогите им вырасти сильными, уверенными взрослыми, которые могут справиться с эмоциональной болью.
  • Мудрые родители не изолируют детей от боли,а учат их справляться с ней. Поэтому, если Вы хотите вырастить ребенка, устойчивым к потрясениям — работайте над укреплением своей эмоциональной силы. Ведь что посеешь, то и пожнешь.

Рассказать детям о терроризме: как?: библиодайджест /составитель О.Б. Шакирова. – Миасс, 2021. – 24 с. – Текст: непосредственный, электронный. В издание включены советы психологов о том, как выстроить разговор с детьми разного возраста; краткий обзор художественной литературы о молодых людях и детях, пострадавших от террористических атак; библиографический список литературы (книги и периодических изданий).

Центр правовой и социально-значимой информации