Учитель, воспитай ученика…

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян», — говорил педагог и великий химик Дмитрий Менделеев.

Труд педагога был всегда непрост – в Древнем Риме, в средневековой Европе или в нынешний информационный век. Учителей нередко сравнивают с ювелирами, создающими из негранёных камней произведения искусства. В самом деле, педагоги появляются в нашей жизни как раз в тот момент, когда нужны нам больше всего. Они помогают нам открыть в себе качества и таланты, которые мы не смогли бы рассмотреть в одиночку. Какими были учителя тех, кого мы сейчас по праву называем гордостью России?

Михаил Ломоносов. В 1736 году в числе самых выдающихся учеников Петербургской Академии Михаил Ломоносов был отправлен в Германию для дальнейшего обучения, где и встретился со своим главным «благодетелем и учителем» Христианом Вольфом. К этому времени немецкий профессор уже оказал огромное влияние на европейское образование, изложив систематическое видение практически всех известных на тот момент наук. Ломоносов же стал самым талантливым наследником его знаний и в области научного мировоззрения даже пошёл дальше своего учителя.На протяжении трёх лет Вольф с присущей немцам педантичностью развивал природный талант юноши: учил его сосредотачиваться на самом важном и систематизировать собственные знания. И в результате воспитал не только настоящего учёного, но и тактичного человека (спустя годы Ломоносов понял, что его взгляды вошли в противоречие с тезисами Вольфа, и на протяжении нескольких лет не решался публиковать результаты некоторых своих наблюдений).
Ломоносова же восхищала не только энциклопедическая образованность своего учителя, но и его доброе отношение к другим. Вольф помогал русским ученикам, оказавшимся в чужой стране расплачиваться с кредиторами, в числе которых были портные, учителя танцев и фехтования, башмачники и книгопродавцы. Есть легенда, что в день отъезда русских студентов Вольф пригласил к себе всех их кредиторов и на глазах у изумлённых учеников расплатился с их долгами, что до слёз растрогало Ломоносова.

Подробнее здесь, здесь

Александр Пушкин. До поступления в Царскосельский лицей Пушкин воспитывался дома. В дом приглашали гувернеров из Европы, которые сменялись один за другим. Среди них был француз граф Монфор, он много общался с детьми на родном языке: рассказывал детям истории о рыцарях, играл с ними в шарады и другие словесные игры. Благодаря этому Пушкин выучил иностранный язык в совершенстве, даже свои первые стихи писал на французском. После Монфора латинский и французский в семье Пушкина преподавал учитель по фамилии Русло, его сменил Шедель, затем — Лодж. Английскому языку учила гувернантка мисс Бейли. Русским языком и математикой с детьми занимался священник Мариинского института Александр Беликов. Он был одним из лучших учителей того времени, несколько раз удостаивался наград императрицы Марии Федоровны, занимался переводами на русский язык проповедей зарубежных духовников, принимал участие в издании русско-латинского словаря.

Подробнее здесь, здесь

Михаил Лермонтов. Михаил Лермонтов провел детство в фамильном имении Тарханы Пензенской губернии. Его воспитывала бабушка Елизавета Арсеньева. К образованию внука она отнеслась серьезно: оборудовала в усадьбе классную комнату для занятий, наняла лучших учителей, среди которых были как российские, так и европейские педагоги. Первым гувернером-учителем стал француз Жако, он был и «дядькою», то есть воспитателем будущего поэта. Позже Арсеньева пригласила Жана Капэ — французского учителя из Петербурга. Помимо них, в усадьбе жили ученый Леви, гувернер Винсо и немка Христина Ремер, религиозная женщина строгих правил, которая занималась с мальчиком немецким языком. Современники вспоминали, что «в доме Елизаветы Алексеевны все было рассчитано для пользы и удовольствия ее внука». Чтобы Лермонтову не было скучно, бабушка стала приглашать в дом и учеников среди соседей-ровесников Лермонтова. В итоге получился почти целый класс — вместе с внуком уроки посещали примерно 10 мальчиков. Вместе они занимались грамматикой, историей, математикой, географией, иностранными языками. Продолжил учиться Лермонтов в Московском пансионе. К поступлению его готовили основательно: почти год с 12-летним мальчиком занимались университетские педагоги. Один из них, Алексей Зиновьев, преподавал ему русский и латинский языки, историю и географию. Своему наставнику молодой поэт показал первые стихи. Домашние уроки Лермонтову давал и Алексей Мерзляков — профессор и декан отделения словесных наук Московского университета, литературный критик, поэт и переводчик. Мерзляков всю жизнь посвятил изучению и преподаванию словесности. В начале XIX века он открыл публичные бесплатные курсы, на которых любой желающий мог послушать лекции об истории и теории поэзии. Эти лекции были очень популярны в Москве: их посещали не только студенты, но и светская общественность.

Подробнее здесь

Иван Тургенев. Иван Тургенев родился в богатой и знатной семье. С детства его окружали французские и немецкие гувернеры. С девяти лет Тургеневы жили в Европе, но позже вернулись в Россию, чтобы сын мог получить образование. Для Ивана Тургенева наняли домашних учителей по русскому, латинскому и французским языкам, математике и танцам. День у Тургенева был расписан, уроки шли один за другим: русские и иностранные языки, география, история, алгебра, рисование. В 12 лет будущий писатель прекрасно говорил на нескольких языках и читал европейских философов в оригинале.
Поступив в Московский пансион Вейденгаммера, он продолжил домашние занятия с педагогами, большинство из которых трудились в пансионе. Один из них — Иван Клюшников — преподавал мальчику русскую историю. Клюшников был известным поэтом и членом литературного кружка Станкевича. Белинский ставил его творчество в один ряд с поэзией Лермонтова и Кольцова, считая одним из выдающихся поэтов эпохи. Тургенев с большим уважением относился к своему учителю и продолжил общаться с ним, уже повзрослев.

Подробнее здесь

Федор Достоевский. Федор Достоевский происходил из знатной, но небогатой дворянской семьи. Федора и его старшего брата Михаила воспитывали и учили вместе: они родились с разницей в один год. Первые уроки детям давали родители: обучали детей грамоте, основам счета и иностранным языкам. Позже в семью пригласили домашних учителей — педагогов Драшусовых из петербургских училищ. Николай Драшусов преподавал французский язык, его старший сын Александр обучал Достоевских математике, а младший Владимир — словесности. Николай Драшусов был французом по происхождению, служил титулярным советником, содержал пансион для мальчиков, где и сам был педагогом. Сын Александр впоследствии стал одним из первых русских астрономов, работал директором Московской обсерватории, которую сделал полноценным научно-исследовательским учреждением. Его младший брат Владимир стал известным издателем и редактором, работал в газете «Московский городской листок», где публиковал статьи Герцена, Григоровича, Островского и других.

Лев Толстой. В детстве будущего писателя окружали учителя-иностранцы. В пять лет Толстой начал заниматься с теми же преподавателями, что и его старшие братья. Позже он признавался своей жене Софье, что дома учился плохо: мешала разница в возрасте между учениками — старшие дети получали больше внимания со стороны учителей и гувернеров. Первым гувернером Толстого стал француз Сен-Тома. Приехав из Франции, он не знал русского языка, но освоил его буквально за год. Француз был влюблен в Россию: его интересовал русский быт, он мечтал путешествовать по городам, изучать традиции. В работе Сен-Тома был строг. Устраиваясь к Толстым, он оговаривал условия, среди которых было и такое требование: «Я должен иметь полную власть и неоспоримый авторитет в такой мере, чтобы при словах «об этом будет сообщено господину Сен-Тома» — восстанавливался порядок». С мальчиками гувернер занимался французским языком и латынью, а старших братьев Николая и Сергея водил на уроки гимнастики и верховой езды. Толстой не проникся к педагогу симпатией. Литературовед Павел Басинский в книге «Лев Толстой: бегство из рая» описывает такой случай. Однажды Сен-Тома решил наказать маленького Льва за плохо выученный урок, заперев его в чулане, и пригрозил ему розгами. У будущего классика это вызвало шок: «Едва ли этот случай не был причиною того ужаса и отвращения перед всякого рода насилием, которое испытываю всю свою жизнь».
Совсем иные чувства у мальчика вызывал другой учитель — немец Федор Россель — прототип Карла Ивановича из повести «Детство», немец «с добрым лицом». Человеку с несчастной судьбой Толстой сочувствовал с самого раннего возраста. Этот немец пошел на военную службу вместо брата, попал в плен, бежал из страны и был вынужден покинуть свою родину. «Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он — один-одинешенек, и никто-то его не приласкает», — писал Толстой.

Подробнее здесь

Николай Лобачевский. Лобачевский был сыном разночинца, поэтому попасть в императорское учебное заведение, куда его в девятилетнем возрасте привела мать, было непросто. Однако мальчику повезло: экзамены принимал педагог Казанского императорского университета Григорий Карташевский, который сразу разглядел талант мальчика. Так Лобачевский попал в Казанскую гимназию, где в течение трёх лет ему предстояло усвоить обширную программу: иностранные языки, русскую грамматику, арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, механику, гидравлику, землемерие, историю, логику, практическую философию, гражданскую архитектуру, военное дело и многое другое. А так как официальных учебников почти не существовало, каждый преподаватель был обязан написать учебник по своей дисциплине. И Карташевский создал учебник чистой математики, который настолько увлёк Лобачевского, что он буквально ни на шаг не отходил от своего учителя. С первого дня талантливый педагог не только расширял кругозор юноши, но и развивал в нём критическое чутье, чтобы тот не боялся проявлять творческую смелость.

Подробнее здесь здесь

Кстати

Когда Билл Гейтс учился в начальной школе Сиэтла, он был типичным ботаником. Будучи интровертом до мозга костей, он делал все возможное, чтобы не выделяться в классе. Но благодаря миссис Бланш Кафьер — библиотекарю, которая заметила его потенциал, Билл Гейтс смог стать тем человеком, который в один прекрасный день навсегда изменил мир. Миссис Кафьер помогла четверокласснику Биллу вырваться из панциря и заставила его поверить в себя. Она поощряла страсть Гейтса к чтению и всячески помогала ему исследовать литературные миры. Наставница искренне интересовалась его мнением и ощущениями от каждой прочитанной книги, побуждая его делать всё новые и новые открытия, которые и повлияли на будущее создателя компании Microsoft.

Стив Джобс, человек, который начал технологическую революцию в мире, был наставником для многих. Создатель компании Apple был не самым усидчивым ребенком в классе. «Мама научила меня читать до того, как я пошел в школу, так что мне было довольно скучно на уроках, и я часто изобретал различные шалости. В третьем классе мы практически свели с ума нашего учителя. Мы отпускали змей в классе и взрывали бомбы.» — рассказывал Стив Джобс. Однако вскоре ситуация изменилась. В школе появилась новая учительница — миссис Имоджен Хилл, которой удалось заинтересовать Стива и зажечь его страсть к учёбе. «Она была одной из святых в моей жизни. Миссис Хилл понадобилось больше месяца, чтобы разобраться с моей ситуацией и найти ко мне подход. И у неё получилось. Она меня подкупила» — с улыбкой вспоминал Стив Джобс.Чтобы юный Стив принимал участие в уроке, наставнице приходилось завлекать его конфетами и пятидолларовой купюрой за выполненные задания. Как видите — это сработало.

Это интересно:

  • Об учителях, ставших писателями здесь
  • Семь писателей, которые преподавали в школе здесь
  • Образ учителя в литературе здесь здесь здесь
  • 7 невероятных историй учителей, которые изменили мир здесь

Наше издание «Высокое звание миасского учителя» включает в себя краткую историю праздника «День учителя», а также библиографический список статей из периодических изданий, посвященных миасским учителям.

Все изображения взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images

ПроЧтение