С юбилеем, автомобильный завод!

Сегодня автомобильный завод «Урал» отмечает свой 80-летний юбилей. 30 ноября 1941 года Государственный комитет обороны принял решение об эвакуации Московского автомобильного завода и организации в Миассе автомоторного и литейного производств. Тогда на Южный  Урал отправились многочисленные эшелоны с рабочими, станками и другим оборудованием. В сложных условиях  прямо под открытым небом рабочие монтировали площадки, возводили новые цеха. Зимой 1941-42 годов стояла морозная погода.

svmiass.livejournal.com, строительство первого цеха Уральского автомобильного завода. 1941г.

Вот как описывает то тяжелое время Артур Манин в книге «Завод у подножия Ильмен»: «Дни выдались на редкость «горячие» – почти 50 градусов ниже нуля, показывал спиртовой столбик… случалось, кто-то из «легкомысленных» брался за дело оголенными руками. Тем, кто «обжигался» железом, отливали руки теплой водой».

Тяжело приходилось эвакуированным, в том числе и подросткам, которые прибыли на Урал без родственников. У многих не было теплой одежды.

«В единственной столовой не набалуешься: на первое – вода, заправленная мукой, или «баланда», что приправлялась двумя-тремя небольшими картофелинами с чайной ложкой жира, или «затируха», да стакан подслащенного чая».

Первое время эвакуированные жили в цехах. В течение 1942 года рядом с заводом были построены три дома, четыре барака и две землянки, в которых разместили 1137 человек.

В апреле 1942 года предприятие выпустило первые коробки передач, а в мае – первые двигатели для грузовика. Всего за 1942 год завод произвел  9303 двигателя и 15375 коробки передач. Люди работали не покладая рук по 12-16 часов в сутки.

В феврале 1943 года Уральский автомоторный завод был преобразован в автомобильный. Главный конвейер был смонтирован к 27 мая 1944 года, а первый грузовик «ЗиС-5В» сошел с конвейера 8 июля 1944 года. Право вывести первый грузовик из ворот автозавода заслужил сборщик-водитель Дмитрий Федорович Колесов.

В послевоенное время уральский автомобильный завод стремительно разрастался. Менялась автомобильная линейка предприятия. Грузовики, известные под маркой «Урал», отправлялись во все отрасли промышленности и сельского хозяйства. Миасские автомобили экспортировались во многие страны мира. В 1987 году УралАЗ выпустил свой миллионный автомобиль. Сегодня автозавод по-прежнему остается градообразующим предприятием, в котором работает более 4000 сотрудников. АО «Урал» производит седельные тягачи, вахтовые автобусы, самосвалы, шоссейные автомобили, бронированные машины для Росгвардии и Министерства Обороны РФ.

МКУ «ЦБС» сердечно поздравляет всех работников АО «Урал» и ветеранов предприятия с юбилейной датой. Желаем вам крепкого здоровья, бодрости, хорошего настроения, долгих лет!

Книги об истории предприятия вы можете взять в библиотеках города.

Календарь знаменательных дат