Миасский автомеханический: страницы истории

История Миасского автомеханического техникума неразрывно связана с историей Миасса и Уральского автомобильного завода. В морозном декабре первого военного года из Москвы одновременно с оборудованием завода имени Сталина (ЗиС), была эвакуирована и часть Московского автомеханического техникума. Так зимой 1941 года родился Миасский автомеханический техникум — МАМТ. Администрация нового учебного заведения разместилась по соседству с горным техникумом, на улице Пушкина № 53. Сюда и потянулись молодые люди – будущие специалисты.

Вместе с преподавателями из столичного техникума приехала и библиотека, где были, в основном, учебники. Библиотека располагалась в доме № 53 по улице Октябрьской.

А.В. Терский

«3 декабря 1941 года начались занятия. Нашей группе № 2 была отведена комната на втором этаже двухэтажного дома № 45 по улице Трактовой. Там стояли школьные парты, так как раньше здесь размещался класс начальной школы. Помню, что первым уроком у нас была математика. Первый преподаватель из москвичей — Андрей Иванович Москалёв», — вспоминал выпускник автомеханического техникума 1946 года, миасский краевед Альберт Васильевич Терский.

Черчение преподавал Иван Капитонович Наливайко. Он стал первым директором МАМТа. Жена его, Елена Николаевна, преподавала русский язык и литературу. Историю читал Александр Алексеевич Хряшков, технологию металлов вёл Николай Михайлович Никифоров, физику — Арон Хацкелевич Гутентог, механику — Владимир Иванович Сосницкий.

На первом курсе были сформированы четыре группы в среднем по 25 человек. Специальность — «Техник–технолог по холодной обработке металлов». В техникум была зачислена молодёжь, окончившая 7–8 классов средней школы. Из тех, кто имел образование 9–10 классов, были созданы две группы для ускоренного обучения, которые с каждым месяцем редели, так как старших по возрасту парней призывали в армию. Через несколько месяцев была сформирована ещё одна группа — «Техник–технолог инструментального производства». Первыми преподавателями спецдисциплин были инженеры завода, тогда ещё автомоторного — УралЗиС. Это Ю. В. Барановский, А. А. Рыскин, А. Н. Шепеляковский, С. А. Столова, С. И. Хорович, С. М. Рыскин, С. И. Фезельштейн, кандидат технических наук Н. И. Клепиков, В. П. Бобров, М. Н. Антонова. Молодые инженеры, они приезжали с работы, проводили занятия со студентами и снова возвращались на завод. Рабочий день в военную пору длился двенадцать часов, и не было ни выходных, ни отпусков.

Первые три года существования техникума оказались очень трудными. Но коллектив под руководством директора Ивана Капитоновича Наливайко сумел, мобилизовав все силы, уже в 1942 году провести набор учащихся в количестве 120 человек, сформировав четыре группы. Весной 1942 года из всех трёх зданий техникума студентов переселили в один дом — двухэтажное здание школы по ул. Ф. Горелова, на берегу реки Миасс. Там техникум существовал до весны 1944 года. Учиться было трудно. Холодно, голодно. В аудиториях замерзали чернила. Студенты грели чернильницы за пазухой, в карманах. От недоедания у ребят случались голодные обмороки. Учащиеся техникума работали на субботниках по расчистке дорог, на строительстве завода, копали землю, разгружали вагоны, возили дрова из леса.

Летом вместо каникул практика — работа на заводе, на станках. Заготовка торфа, дров. А ещё участие в уборочных сельхозработах. Приходилось нелегко. И всё же желание учиться было сильнее невзгод. Осенью 1943 года была открыта студенческая столовая, где выдавали спецталоны на дополнительное питание: тарелка овсяной каши с кусочками омлета из яичного порошка. Это были продукты, полученные нашей страной в рамках американской помощи. Основной паёк состоял из 500 граммов хлеба в день, по карточке.
Самоотверженные усилия учащихся и преподавателей завершились выпуском в 1944 году группы техников-технологов по холодной обработке металлов резанием в количестве 18 человек. Один из них получил диплом с отличием. С 1943 года техникум стал готовить и техников-технологов литейного производства черных и цветных металлов.

В начале 1944 года в городе стали освобождаться здания, занятые в начале войны военными училищами, эвакуированными в Миасс из Москвы и с Украины. Летом 1944 года было отремонтировано трёхэтажное здание по улице Пушкина, 57, где автотехникум существовал долгие годы.

Закончилась война. Жизнь продолжалась. В 1956 году была открыта специальность «Бухгалтерский учет» (вечерняя форма обучения), а с 1961 года стали готовить бухгалтеров и на дневном отделении. В 60-е годы продолжала укрепляться материальная база техникума. Для удобства и улучшения качества подготовки специалистов обучение велось по дневной, заочной и вечерней формам.

С 4 июля 1968 года вечернее отделение МАМТа стало существовать как самостоятельное учебное заведение. Но через 18 лет — 8 июля 1986 года — дневной и вечерний автомеханические техникумы вновь объединились и получили общее учебное здание на Предзаводской площади.. Учебное заведение возглавил Анатолий Тимофеевич Жидков.
Шли годы, рос авторитет автотехникума — базовой кузницы кадров для автомобильной промышленности России. Более десяти лет его возглавлял Владимир Иванович Зельман, который внес значительный вклад в дело становления учебного заведения.

С 1992 года техникум находился в ведении Министерства общего и профессионального образования РФ. Готовил специалистов в области экономики, бухгалтерского учета и контроля, менеджмента, литейного производства черных и цветных металлов, технологии машиностроения, автомобиле- и тракторостроения, технического обслуживания и ремонта автотранспорта, организации перевозок и управления движением на автотранспорте.
Практику учащиеся проходили на производствах ОАО «АЗ «Урал» и на других предприятиях города.

В начале второго десятилетия двухтысячных систему начального профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации захватила новая волна под названием «оптимизация». В 2012 году  Миасский автомеханический техникум, Миасский электромеханический техникум,  Профессиональный лицей №38 и  №89 путем их слияния были реорганизованы в государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Миасский машиностроительный колледж».

В наши дни коллектив МАМТа, возглавляемый Валерием Ивановичем Дёминым, осуществляет подготовку специалистов по очной и заочной формам обучения по пяти специальностям. Студенты и преподаватели техникума проводят большие научные исследования, являются призёрами республиканских, российских олимпиад по всем предметам. Учреждение сотрудничает с несколькими предприятиями города, в том числе со своим главным социальным партнёром — АЗ «Урал». Учащиеся проходят курс «бережливое производство», который внедрён на заводе в рамках проекта «рабочий нового поколения». Он готовит ребят для работы на современном оборудовании, что позволяет легко адаптироваться к производству. Специалисты техникума стараются всесторонне раскрыть личность студента, для этих целей созданы спортивные секции, творческие кружки (театральная студия, хореографическая). За многие годы существования техникум подготовил для страны более 17 тысяч специалистов, более полутора тысяч из них получили дипломы с отличием. Заслуги работников и преподавателей техникума были отмечены сегодня руководством города и автомобильного завода «Урал», Министерством образования области, Законодательным Собранием Челябинской области.

МАМТ в зеркале прессы

1960

1961

1991

  • Как летали, как верили : ветеран войны, преподаватель автомеханического техникума М.И.Ильин. — Текст : непосредственный // Глагол. — 1991. — № 10.- С.6.
  • Юбилей, да еще золотой : юбилей автомеханического техникума. — Текст : непосредственный // Глагол. — 1991. — № 10.- С.6.

2017

Зубков, В. Причудливые линии судьбы / В. Зубков. — Текст : непосредственный // Уральский автомобиль. – 2017. — 27 января. — С. 3. Жидков, А.Т. (Директор вечернего МАМТа ; 1927-? )

2018

  • Волокитина, Е. Кузница кадров для завода и города / Е. Волокитина. — Текст : непосредственный // Уральский автомобиль. — 2018. — 2 ноября. — С. 3.

Использованы изображения открытых источников Интернета, сайта https://yandex.ru/images/?utm_source=main_stripe_big

Краеведческая страница / Цифровая летопись