Читаем сказки малышам

6 апреля в России отмечается День русской народной сказки. Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Разнообразные сюжеты, посвященные животным, богатырским подвигам, миру волшебства, будят воображение, учат доброте, справедливости, честности и ответственности. Увлекательные и поучительные русские народные сказки для малышей способны привлечь внимание и заинтересовать даже самых непоседливых детишек.

Когда нужно начинать читать сказки малышам? Психологи, педагоги, библиотекари единодушно утверждают: первое знакомство ребенка с книгой должно состояться как можно раньше. Конечно, это должна быть хорошая книга, способная дать пищу уму и сердцу, заставить сопереживать, думать, удивляться. К чтению русских народных сказок можно переходить вслед за колыбельными, потешками, прибаутками и пестушками.

Возможно, сначала сказки малыш услышит в мамином пересказе, а став постарше, познакомится и с книгами. Какие именно сказки выбрать? Решить этот вопрос поможет программа семейных чтений «Ступени», разработанная ещё в 90-е годы прошлого столетия коллективом авторов Областной детской библиотеки г. Перми.

Программа поможет определить круг детского чтения  и сориентирует в выборе литературы для семейных чтений. А используя советы по работе с литературными произведениями, родители помогут малышу ступенька за ступенькой подниматься к вершинам мудрости, красоты и познания. Первая ступенька программы (для детей от 0 до 3 лет) была опубликована в №4 и 5 журнала «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» за 2001 год https://refdb.ru/look/2736813.html. Кроме того, «Ступени» можно найти в брошюре «Подсказки для взрослых» (приложение к журналу «Читайка» №6, 7 и 9 за 2008 год) в Отделе методической работы ЦБС Миасса (пр. Октября, 9, тел. 53-81-00).

Начинать семейные чтения сказок пермские библиотекари советуют с бытовых сказок («Курочка Ряба», «Репка»). Важно помнить, что сказка должна радовать малыша, его еще рано сталкивать с грустными сторонами жизни. А если все-таки пе­чальные эпизоды встречаются, и ре­бенка это тревожит, необходимо его успо­коить.

Сказки о животных («Колобок», «Волк и козлята», «Петушок и бобовое зернышко») введут ребенка в необыкновенный мир, где звери разговаривают, думают и поступают как люди. Малыш будет учиться добрым поступкам, осудит жадность и злобу, хитрость и коварство.

Можно выбрать сказки с повторами и в диа­логовой форме — «Теремок», «Заячья избушка». Повторы содействуют усво­ению и пониманию содержания, разви­вают память. Сказки с диалогической речью помогут ребенку быстрее на­учиться разговаривать.

В семейной библиотеке непременно должны быть сборники сказок. Кроме перечисленных выше, они могут включать в себя такие русские народные сказки, как «Снегурочка», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Журавль и цапля», «Петушок – золотой гребешок», «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой». Прекрасно если такая книга будет большого формата, с крупным шрифтом, хорошо проиллюстрированная.

Страна сказок прекрасна, волшебна и неповторима. При помощи сказок взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, поможет им стать более уверенными и успешными людьми.

2022 год - год народного искусства и нематериального культурного наследия / Библиотека рекомендует / ПроЧтение