Прокурор идет по следу

В январе 2022 года Российская Прокуратура отметила важную дату — 300-летие со дня основания. С 1722 года берёт своё начало  история надзорного ведомства, пережившего величайшие эпохи и непростые времена, триумфы и падения, но пронёсшего сквозь века своё основное предназначение — укреплять державные устои, обеспечивать законность на всей необъятной территории Российского государства. Образ работников прокуратуры в кинематографе – это отражение отношения общества к правоохранительным органам. Каким же предстает перед нами работник прокуратуры в российских и зарубежных художественных фильмах?

Сувенир для прокурора (1989, режиссер Александр Косарев, сценарист Анатолий Безуглов, Россия). События разворачиваются в небольшом приморском городке. Прокурор города Захар Петрович Измайлов берётся за расследование автокатастрофы, в которой погиб завскладом машиностроительного завода. По официальной версии, это просто несчастный случай — результат нетрезвого состояния водителя. Но прокурор уверен, что дело гораздо запутанней, и что это самое настоящее убийство. Организовывается проверочная комиссия на завод, и постепенно вырисовывается неприглядная картина, которая показывает, что за этим преступлением стоит городская мафия. Теперь под угрозой жизнь и самого прокурора. Захар Петрович это понимает, и признаёт: «К сожалению, наши возможности невелики».
Но тем не менее принимает вызов — и проигрывает. Как это чаще всего и бывает в жизни. Ведь выиграть одиночке у системы, невозможно.

Криминальный квартет (1989, режиссер Александр Муратов, сценарист Борис Гиллер, Россия).  Май 1989 года. Многие годы спустя встречаются четверо воспитанников детского дома: Семён Портной, ставший следователем городской прокуратуры, Марат Муханов и Пётр Сараев, работающие в милиции, и журналист Николай Ларин. Семен Портной вернулся из командировки в Омск, где им был выявлен факт поставки обуви из некачественного сырья, за которым, очевидно, скрываются особо крупные хищения на местной обувной фабрике. Он опечатал склады, а вагон с бракованной обувью, из Омска, отправил на экспертизу. Руководство фабрики, недовольное таким развитием событий, обращается к преступникам, которые похищают восьмилетнего сына работника прокуратуры Антона, и требуют снять охрану со складов и отдать обувь, которую сейчас везут по железной дороге. Главный герой не может официально продолжать следствие, не рискуя при этом ребёнком. На помощь приходят трое друзей его детства.

Презумпция невиновности (1990, режиссер Аллан Пакула, сценарист Фрэнк Пирсон, США). Главный герой Расти Сэбич — окружной прокурор, который за долгие годы своей карьеры привык выступать лишь в роли обвинителя. Неожиданно его начальник поручает ему провести срочное расследование убийства сотрудницы прокуратуры.

Процесс (1993, режиссер Дэвид Хью Джонс, Великобритания). Проснувшись обычным будничным утром, законопослушный работник банка, господин Йозеф К. обнаруживает в своих апартаментах двух незнакомцев, которые сообщают ему о том, что он арестован и находится под следствием. От чьего имени выступают эти люди и какова статья обвинения, узнать не удается. Зная только, что он обвиняемый и ничего больше, Йозеф естественно пытается оправдать и защитить себя, но вскоре понимает, что полностью погряз в неравной борьбе с правительственной бюрократией, не предоставляющей ему никакого выхода.

Запутанность (2011, режиссер Яцек Бромский, сценарист Зигмунт Милошевский, Польша). По следам убийцы идет комиссар Смолар и неуступчивый прокурор Агата, пара очень темпераментная и взрывоопасная. Детективам предстоит столкнуться с событиями, о которых давно ходят легенды, но никто не ожидал, что они окажутся правдой. Только вот какая штука: скрываемые годами тайны появляются на свет случайно, или кто-то их специально раскрывает?

Каминный гость (2013, режиссер Анатолий Матешко, сценарист Николай Рыбалко, Украина). Главная героиня – прокурор Элеонора, строгая на работе и угрюмая дома. Пять лет назад она потеряла любимого мужа. Однажды, вернувшись с работы, женщина приходит в недоумение: в вазе с цветами, которую она еще утром наполнила до краев, почти нет воды. Следы чужого присутствия в квартире доводят женщину до отчаяния. Подруга, увлекающаяся экстрасенсорикой, утверждает, что к вдове вернулся дух ее мужа.Но однажды ночью из камина выпадает незнакомый мужчина. Оказывается, что он-то и был «духом». Незваный гость – беглец, обвиненный в убийстве партнера по бизнесу, который хотел присвоить себе все, что было на двоих. Спасаясь от погони, он случайно нашел убежище в заброшенном камине ее квартиры. Поверив в эту историю, героиня помогает ему уйти из-под суда и сама как будто перерождается. И спутником в этой новой жизни может оказаться он — ее «каминный гость».

В лабиринте молчания (2014, режиссер Джулио Риччарелли, Германия).Фильм посвящен «Освенцимским процессам» — под таким названием в немецкую историю вошли суды над охранниками, надзирателями и персоналом концлагеря Освенцим (Аушвиц), которые проходили во Франкфурте-на-Майне в 1960-е годы.Молодой прокурор Йоханн Радманн обнаруживает сведения, изобличающие преступную деятельность бывшего персонала концлагеря.При поддержке генерального прокурора Фрица Бауэра  он начинает расследование, в результате которого на скамье подсудимых оказалась целая «команда» лагерных палачей. Основная тема фильма — конфликт между теми, кто желает забыть прошлое во имя национального примирения в условиях «экономического чуда» и теми, кто стремится к установлению справедливости.

Почему я? (2015, режиссер Тудора Джурджу, Румыния). Кристиан, молодой преуспевающий прокурор, ещё не растерявший свои идеалы, ведёт дело против хитрого, изворотливого коррупционера со связями на самом верху. Ему предстоит сделать нелёгкий выбор между карьерой и правдой. Всё глубже и глубже погружаясь в это дело, герой вступает на опасный путь, полный неожиданных и болезненных откровений и разоблачений…

Закон нерушим и за любое преступление неотвратимо должно последовать наказание. И сотрудники прокуратуры — гаранты чести, закона и справедливости.

Центр правовой и социально-значимой информации