Навеки вместе

9 августа – Международный день коренных народов мира. Если говорить о нашем крае, то самым коренным, исконным является народ, занимающий сегодня третье место по численности населения, — башкиры (по данным переписи населения: 4,81% от общего количества жителей Миасского городского округа — 7 286 человек).

На территории Южного Урала тюркоязычные племена появились в начале Великого переселения народов в 4-5 веке. Однако следует сделать поправку — башкиры расселились не на всей территории, а в горной части и предгорьях. Река Урал, междуречье Уя и Миасса столетиями были пограничьем башкир с киргиз-кайсаками, тюрками, значит, юг области казахский. В остальной части Урала никто никогда, кроме предков башкир, не обитал, можно сказать, с каменного века.

О менталитете аргиппеев (предшественников современных башкир) древний историк Геродот написал: «…Они улаживают распри соседей, и если у них найдет убежище какой-нибудь изгнанник, то его никто не смеет обидеть». Башкиры живут на своей нынешней земле (в том числе — в горнозаводской зоне Челябинской области, на юге Уральского хребта) с конца IX —начала X веков. Как отмечают исследователи, этноним «башкорт» появился в IX веке. Он берет начало от имени известного по письменным источникам военачальника Башгирда, под руководством которого башкиры объединились в военно-политический союз и начали осваивать современные территории расселения.

История башкир здесь здесь здесь

После завоевания Казанского ханства царь Иван IV обратился к башкирам с предложением добровольно войти в состав Русского царства. С тех пор мы 465 лет — вместе.

По нашей воле: 465 лет со дня присоединения башкир к России: рекомендательный список литературы — здесь здесь

Башкиры сыграли важную роль в период заводского освоения Урала. Они были хорошими рудознатцами, но из-за многочисленных восстаний им запретили самим ковать оружие. Башкиры показали русским рудные места, а затем снабжали заводы древесным углем.

Как любой народ башкиры обладают особенностями:

  • Башкирский мужской костюм
  • Башкирский женский костюм
  • Башкиры сначала использовали руническую тюркскую письменность, затем арабскую. В 1920 годах был разработан алфавит на основе латиницы, а в 1940-х годах башкиры перешли на кириллический алфавит. Но, в отличии от русского, в нем 9 дополнительных букв для отображения специфических звуков.
  • Башкортостан – единственное место в России, где сохранилось бортничество, то есть форма пчеловодства с собиранием меда диких пчел из дупел деревьев.
  • Кочевой образ жизни привел к формированию широкого ряда продуктов длительного хранения. Основную массу башкирских национальных блюд составляют отварная, сушеная и вяленая конина, баранина, молочные продукты, сушеные ягоды, сушеные злаки, мёд. Все эти блюда относительно долго сохраняются даже при летней жаре и их удобно брать с собой в дорогу. Говорят что кумыс готовился именно в дороге – сосуд с кобыльим молоком привязывался к седлу и болтался в течении дня.
  • У башкир принято рукопожатие двумя руками – оно символизирует особое уважение. По отношению к старым людям такое приветствие обязательно.
  • Еще несколько десятилетий назад, задолго до официального запрета мата в публичном пространстве, в башкирском языке отсутствовала ненормативная лексика. Историки связывают это как с нормами, запрещающими сквернословить в присутствии женщин, детей и старейшин, так и с убеждением, что бранные слова наносят вред говорящему.
  • Башкиры участвовали в разгроме наполеоновской армии во время войны 1812 года. Они были вооружены только луками и стрелами. Несмотря на архаичное оружие, башкиры считались опасными противниками, и европейские солдаты прозвали их Северными амурами.
  • Женские башкирские имена традиционно содержат частицы, обозначающие небесные светила: ай – луна, кон – солнце и тан – заря. Мужские имена обычно связаны с мужественностью и стойкостью.
  • У башкир было два имени – одно давалось сразу после рождения во время заворачивания младенца в первые пеленки. Оно так и называлось – пеленочное. А второе малыш получал при обряде наречения от муллы.
  • Культурное наследие башкирского народа невероятно богато. Основные праздники башкир приходились на весенне-летнюю пору, в период расцвета природы. Наиболее известны каргатуй (грачиный праздник, день прилета грачей), майдан (майский праздник), сабантуй (день плуга, окончание посевных работ), который остался самым значимым праздником башкирского народа и отмечается с большим размахом. Летом проходил джиин – праздник, на котором собирались жители нескольких соседних деревень. У женщин был свой праздничный день – обряд «кукушкин чай«, к участию в котором мужчины не допускались. В праздничные дни жители сел собирались и устраивали соревнования в борьбе, беге, стрельбе, скачках, заканчивающиеся общей трапезой.

Сабантуй В Миассе здесь здесь здесь

Башкирская литература берет начало в устном народном творчестве. Героические эпосы («Урал-батыр», «Акбузат«, «Алпамыша» и другие) заставляют погрузиться в воинственное прошлое этого народа. Фольклор включает многочисленные волшебные сказания о людях, божествах и животных.

Современная башкирская литература имеет богатую историю, характеризуется разнообразием жанров и направлений, взаимным обогащением национальных культур. Коллекция книг на башкирском языке сейчас хранится в библиотеке-филиале № 4 (ул.Циолковского, 10):

История большой страны складывается из истории каждого народа. Россия всегда ориентировались на добрососедство разных народов. В наличии многих наций — сила нашей Родины и нашего края. Чтобы жить вместе, нам надо хорошо знать самих себя и друг друга. Нужно слышать красоту звучания курая, понимать символику цвета и удобство тюбетейки, делиться рецептами бешбармака и русских блинов.

Изображения из открытых источников

2022 год - год народного искусства и нематериального культурного наследия / Библиотека рекомендует / Библиотечное краеведение / Краеведческая страница / ПроЧтение