От маленькой комнатки — к современному зданию

85 лет назад Ильменский музей впервые обрёл залы, предназначенные специально для его коллекций.

Естественно-научный музей Ильменского заповедника имеет историю давнюю и нелёгкую.
Начало его создания совпало с началом работы заповедника в 1924 году. Первый директор Ильмен, Дмитрий Иванович Руденко, уже тогда мечтал о создании музея, а потому попросил своих сотрудников всё самое интересное, что находилось ими во время расчистки копей, свозить в контору.

В 1928 году для этих находок выделили комнатку сначала в Миасском краеведческом музее, позже — в здании на углу улицы Свердлова и Волостного переулка.

Начавшееся строительство центральной базы заповедника позволило молодому музею и
его экспонатам в 1931 году занять почётное место на веранде одного из двухэтажных домов. А пять лет спустя, в 1936 году, открылся Дом научных работников. Именно там 1 января 1937 года торжественно открылся настоящий музей, разместившийся в двух специально предназначенных для него залах.

Тем же летом в заповедник прибыла экскурсия XVII Международного геологического
конгресса, в состав которой вошли около сотни учёных из Испании, Голландии, Швеции, Японии, Чехословакии, Англии, России. Гости осмотрели наиболее интересные копи, познакомились с музейными экспонатами — и оставили кучу восхищённых отзывов.

Постепенно музей становился научным и культурным центром города, популярность его
росла: так, в предвоенные годы более пяти тысяч человек за сезон посещали южноуральскую «минералогическую жемчужину». Но 1-го февраля 1941 года случилась беда…

В Доме научных работников, который отапливался дровами, случился пожар. Всего за два
часа двухэтажное деревянное здание сгорело вместе с музеем, кабинетами, фотолабораторией, библиотекой и квартирами сотрудников. Остался только фундамент…
Как указано в акте, подписанном членами комиссии по проверке ЧП, «загорание произошло от неисправности печи вследствие сильного нагрева. Пожар был обнаружен начальником охраны примерно в 7 часов 35 минут. Послав жену в пожарное депо, он стал звонить в колокол. Разбуженные сотрудники пытались через окна спасти имущество. Однако здание было охвачено пламенем и при сильном западном ветре горело сильно и быстро. В пожарном сарае не оказалось вёдер, лопат, топоров».

Один из сотрудников Ильменского заповедника, метеоролог Антон Скаруцкий, оставил
воспоминания об этом событии: «От высокой температуры стекло стало вязким и надулось огромными пузырями. Когда пузыри лопнули, ворвался воздух, и тогда с треском, воем и гудением огромное пламя взметнулось к небу.

Большое здание сгорело с быстротой непостижимой, и, когда через полчаса из города прибыла пожарная команда, тушить было уже нечего. Я бродил по пепелищу в тщетной надежде найти хоть что-нибудь, но это были напрасные попытки.

Сгорели вещи уникальные, восстановить которые было невозможно: старые карты, исторические документы, уникальные образцы минералов — наподобие кристалла граната величиной с мужской кулак с прекрасно сохранившимися гранями. Все, кто приходил в музей, обязательно выражали своё восхищение».

Пожар принёс огромный ущерб. Но уже первого июня 1941 года музей открылся и начал
принимать посетителей в помещении красного уголка. Первые триста экспонатов для него были собраны частично из личных коллекций сотрудников, а частично — из свежих сборов с копей.

…А затем грянула война. Более 80 работников заповедника ушли на фронт. Но те, кто
остались, продолжали заботиться о пополнении музейного фонда. В сезон 1943-го года в музей поступило 368 образцов каменного материала. Таксидермист Сергей Львович Ушков изготовил и смонтировал 60 экземпляров чучел птиц и зверей, в том числе — знаменитую композицию «Нападение волков на косулю», которая до сих пор пользуется огромной популярностью у посетителей.

Параллельно шло строительство нового здания. И 18 июня 1944 года музей обрёл новое
место жительства! В тот сезон был даже организован живой уголок с большим аквариумом и тремя террариумами. Также здесь экспонировалась выставка работ челябинских художников, которые подарили заповеднику восемь своих картин.

После окончания войны большую помощь в художественном оформлении музейных
экспозиций Ильмен оказал Евгений Васильевич Никольский, руководитель народной изостудии. Благодаря ему в музее появился макет территории, художественные панно к биогруппам «Косуля сибирская», «Бобры», «Пятнистые олени в природе», «Фауна озёр и болот» и многое другое.

Казалось, всё наладилось. Но… музей был рассчитан на работу только в тёплое время года. Зимой здесь стоял невероятный холод, летом — духота, а весной и осенью — сырость. Температурные перепады не лучшим образом отражались на сохранности экспонатов. Нужно было строить новое здание, которое бы отвечало всем музейным требованиям.

В 1977 году миасские строители возвели коробку лабораторного корпуса и заложили
фундамент музея с просторными залами, хранилищами фондов и рабочими кабинетами.

…Современный период в истории музея Ильменского государственного заповедника
начался 14 мая 1990 года. В новом здании, художественно оформленном специалистами
комбината живописно-оформительского искусства и Зоологического музея Санкт-Петербурга, нашлось место всем богатствам заповедного края: те­матическим коллекциям месторождений Урала и других регионов, истории научных исследований «минералогического рая», ар­хеологической коллекции, собранной на территории заповедника, где открыто около 50 сто­янок древнего человека (неолит, бронзовый век), и, конечно же, животному и растительному миру Ильменского запо­ведника и Южного Урала.

Краеведческая страница