Исторические памятники Сыростана

Работу выполнила учитель МКОУ «ООШ №36» Соломатова Вера Александровна

 Тот уголок земли, где ты увидел мир,
где сделал первый шаг,
всегда должен быть для тебя
самым лучшим на свете.
Э.Межелайтис

К северо – западу от Миасса находится наша малая родина – старинное село Сыростан. Все мы любим родину. Каждому она близка своей незабываемой красотой. Эта красота в колыбельной песне матери, в тропинке, бегущей к светлым благоухающим полям, в свежести утреннего ветерка, в звенящих капельках весеннего дождя…

Большое уральское село расположилось между Миассом и Златоустом на Южном Урале, относится к Миасскому городскому округу. Оно уютно расположилось в живописном распадке между цепями гор, которые задерживают большие и малые тучки. Места здесь красивы в любое время года.

Есть в низинке между гор не поляна и не бор.
Здесь посёлок Сыростан – всех дождей и ливней стан.
Цепи гор, как будто волны, старины глубокой полны.
Помнят прошлые века, нам их память дорога.
Ночью надевает иней светлоокая луна.
И деревню озаряет светом сказочным она.
Звёзды, будто пыль алмаза, не сведут с посёлка глаз.
Ночь уходит. Несомненно, облаков большая пена на восток летит не зря. Загорелась уж заря.
К.Аксёнова

Через село до конца XIX века проходил старый Сибирский тракт, имелась почтовая станция. Это сырое место было одной из остановок станов каторжан, направляемых на каторгу в Сибирь. Остановка каторжан называлась этапом. Со строительством железной дороги этап утратил своё назначение, заключённых стали перевозить по железной дороге.

А.Д.Адамайтис в своей книге «Каменная гривна Миасса» (1995г.) пишет: «… Сырой Стан – так назвал эту местность Гарин – Михайловский Николай Георгиевич – горный инженер, руководивший постройками Сибирской железной дороги…». В 1837 году великий русский поэт Василий Андреевич Жуковский сопровождал наследника престола, великого князя Александра Николаевича в большом путешествии по России. Проезжая по Уралу, Жуковский вёл дневник и делал путевые зарисовки. Василий Андреевич был искусным рисовальщиком, проезжая от Миасского завода до Златоуста, в Сыростане сделали кратковременную остановку. Жуковским была выполнена зарисовка центральной части Сыростана, и под рисунком он написал: «Станица Сыростан».

Село богато своей историей. В нём находятся замечательные исторические памятники и памятники культуры.

В перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Миасского городского округа в селе Сыростан занесены: Крестовоздвиженский храм, киот (часовня), памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и памятник, погибшим в годы гражданской войны.

  Каменный храм Крестовоздвиженья является уникальным архитектурным сооружением. По просьбе православных жителей Сыростана и Атляна на добровольные пожертвования начала строиться каменная церковь, которая стала единственным не только религиозным, но и культурным центром в округе. Храм посвящался Воздвижению Честного Животворящего Креста Господня.

Строительство храма началось в 1879 году и продолжалось 6 лет. Он стоит на возвышенном месте в центре села и поражает величием и красотой, будто озаряет невидимым светом расположенный внизу посёлок.

В моём посёлке Сыростан есть старый, но красивый храм.
Он окружён со всех сторон стеной зелёных, старых крон.
Здесь часты ливни и дожди, а на лугах растут цветы,
Гуляют ветры по полям, видны домишки здесь и там.
Река бурлит, кипит и плещет, и звёзды с неба светом блещут.
Зимой заснежены тропинки, блестят на солнышке снежинки.
Украшенный стоит весь лес, луна глядит на нас с небес.
Задумчиво молчит село, уж на рассвете рассвело.
А.Аксёнов

Праздник Крестовоздвиженье отмечается 27 сентября, он входит в число 12 главных церковных праздников. Православный храм построен в стиле эклектики, то есть гармоничного смешения опыта архитектурного храмостроительства всех эпох: Византийского (Киевская Русь), Владимиро – Суздальского (храм в Тургояке), Московского Средневековья (Свято – Троицкий храм в г. Миасс) и классицизма (храмы Санкт – Петербурга). Его отмечают строгая симметрия, уравновешенность, сдержанность в оформлении. В основе лежит вытянутый прямоугольник. Галерея аркообразных окон с южной и северной сторон, украшенных кокошниками, облегчают здание, зрительно делают его выше, прозрачнее. Парадный и служебные входы обрамлены ложными колоннами, которые поддерживают треугольный фронтон. Эти архитектурные элементы делают храм торжественным и величавым. Чтобы придать ему образ парящего облака или взлетающей птицы, мастера использовали приём облегчения и уменьшения каменной массы снизу вверх: объёмное и массивное прямоугольное здание завершается высоко взметнувшимся в небо луковичным куполом, расположенным на одном уровне с остроконечной шатровой колокольней.

Внутреннее строение и убранство подчинено единой цели: показать величие и строгость божьего храма. Для придания помещению наибольшего объёма убраны все внутренние перегородки, что обеспечивает беспрепятственный поток света и воздуха через высокие галереи окон. Если учесть, что подавляющее число прихожан жило в низких и тесных деревенских домишках, то посещение храма было настоящим праздником, соприкосновением с чудесным высшим миром, где господствует торжество Духа и Разума. Для обеспечения прочности постройки использовали секреты древнерусского зодчества: раствор замешивали на куриных яйцах, которые целыми корзинами приносили жители строителям. Наличие пустот в стенах обеспечивает прекрасную акустику.

Общая стоимость храма с утварью и колоколом составили 14тыс.руб.серебром. Ввиду открытия самостоятельного прихода жителями приобретён дом для священника и положено жалованье 300 рублей в год. 30 мая 1882 года на церковь были подняты 7 колоколов, из которых наибольший весил почти 40 пудов. Все колокола были сделаны по заказу местного общества на заводе известного шадринского купца Шишкина. Стоимость колоколов исчислялась из расчёта по 18 рублей серебром за пуд.

Точно установить имя первого священнослужителя храма не удалось. Сведений о строительстве, освещении и первых годах действующего храма с 1886 по 1891 годы не найдено. Самая ранняя сохранившаяся метрическая книга датирована 1892 годом, она содержит имена священников, диаконов и послушников, совершавших таинства крещения, венчания в храме.

7 января 1895 года при большом стечении народа прошло торжественное освящение храма настоятелем Миасского прихода священником Александром Малышевым. В 1885 году в храме было зарегистрировано 1400 прихожан. Он был отнесён к Оренбургской епархии Троицкого уезда Миасского района. В период с 1892 – 1907 г.г. настоятелем был Михаил Петров. Сведений о его семье не найдено, можно лишь сделать предположение, что два священнослужителя Владимир и Симеон Петровы были его сыновьями либо кровными родственниками. С 1908 года до 1917 года, священником храма был Симеон Петров, а на протяжении всего дореволюционного периода — Александр Малвин.

  Тяжёлые испытания для сыростанского храма и его прихожан пришли в 1929 году. Жители помнят, как с церкви снимали колокола и кресты. Два года службы не было, но церковь находилась под наблюдением приходского старосты. С 1935 года священником был Павел Галкин. Семья у Павла и Марии была большой. Павел Галкин был расстрелян 16 ноября 1937 года.

Храм был закрыт 15 мая 1938 года. После закрытия в здании размещался клуб, но купол рассеивал звуки, и фильмы прекратили демонстрировать. Впоследствии там размещались подсобки, мастерские, склады. Ограду и ворота уничтожили. Церковь не охранялась.

  Величественный, белоснежный храм словно парил над старинным селом.

Участь его, как и многих других церквей страны, была печальной.

Его тихо закрыли. От сырости и холода стёрлись росписи, на его территорию забредали коровы. Местные мальчишки нередко подбирали здесь старинные гвозди – гранёные, с плоскими, вручную расплющенными шляпками.

Многие жители были неравнодушны к тому, как рушится такое красивое здание. Одним из них являлся художник Василий Горелов.

 Он написал картину «Сыростан. Храм Крестовоздвижения». Это был ещё не восстановленный храм. Художник постоянно проявлял интерес к архитектуре православных храмов. Для Горелова церковь – это не просто красивое здание с колоннами, куполами, оконными наличниками и высокими входами. Он изображал храм как живой организм, каждый раз по – новому. «Эта картина вобрала в себя философские раздумья художника, своеобразие живописи и любовь к уральской земле.

Полотно — своеобразный гимн жизни, в котором есть рождение и рост, развитие и увядание, кончина и вновь рождающая жизнь. А над бытовыми мелочами, над кладбищем, над деревьями, горами и лесами, как памятник русскому таланту, как непобедимая песня русской душе, осыпанный солнцем, как алмазами и янтарём, горит, гордо возвышается Храм!» — говорится в каталоге произведений художника.

Так было до тех пор, пока на этот памятник архитектуры не обратил внимания предприниматель Николай Николаевич Самодумов. Он тогда числился атаманом казачьего хутора «Тёплый» и всё внимание сосредоточил на возрождении храма Крестовоздвиженья. Добившись успеха в предпринимательской деятельности, получаемую прибыль стал вкладывать не в организацию новых производств, не в собственное обогащение, а в восстановление заброшенных храмов, в воспитание молодёжи на православных традициях. Став председателем приходского совета, отдавал строительству почти всё время, остававшееся от текучих дел. Началось всё с субботника, на который он пригласил не только своих казаков, но и местных жителей и учащихся школы. Они оказали посильную помощь в уборке территории и очищении помещения церкви. Затем начался монтаж отопительной системы, одновременно проводились строительные работы. Так, день за днём, месяц за месяцем храм в селе стал обретать вторую жизнь. Разительные перемены в облике приметны тем, кто его часто посещает.

Восстановление храма относится к тысяча девятьсот девяностым годам. В реставрации фресок принимали участие художники В. Горелов, А. Пастухов, В. Шамкин, В. Ермаков, Е. Лузин. Владимир Васильевич Мандрыгин, близко знавший Н. Самодумова, отмечает, что при подключении храма к отоплению наблюдался необычайный эффект, который запомнился людям: фрески наполнились светом, теплом, ожили. Особый уют помещению придаёт печка, добавляя тепла большому помещению. Первое богослужение в храме после его восстановления состоялось в 1997 году. Посмотреть на него приходят те, кто приезжает в Сыростан в гости, туристы и участники экспедиций. С 2000 года настоятелем храма является Аксёнов Владимир Анатольевич. В выходные дни храм посещает до 50 прихожан. С началом работы храма возобновились традиции и обычаи больших православных праздников: рождество, крещение, троица и другие.

Бюст Николаю II был установлен в 1996 году у входа в храм в память о пребывании по поводу проводов войск на русско-японский фронт. Фактически это не установка нового памятника, а восстановление первоначального облика храма – подобный бюст находился здесь ещё до революции.

 

Памятником культуры является киот. Жители села называют его часовня.

В центре нашего родного села расположен киот на вершине холма.
Он часовой наш и оберег, село охраняет от несчастий и бед.
Он на посту своём век простоял, много событий села повидал.
Видел разруху, войну, нищету, видел на братской могиле звезду.
Первым он видит закат и рассвет, пусть простоит не одну сотню лет.
  Соломатова Ольга

Киот установлен в память о пребывании на торжествах по поводу проводов 282-го Черноярского и 214-го Мокшанского пехотных полков. В 1891 году, ещё цесаревичем, Николай II посетил Южный Урал. Визит Высочайшего наследника проходил по Оренбургской губернии. А в 1904 году, будучи императором, Николай II повторно прибыл на Южный Урал. Самым восточным пунктом его поездки стал Златоуст. Император посещал гарнизоны, где благословлял солдат, готовых к отправке в Манчжурию. Царь со свитой находился в Златоусте всего около двух часов. На коне он совершил объезд 214 Мокшанского и 282 Черноярского пехотных полков и благословил их иконами. В ходе поездки Николай II посетил посёлок Сыростан, где и отобедал. Факт посещения императором Сыростана документально не подтвержден и известен только со слов жителей посёлка, которые в доказательство приводили два памятника: бюст императора и киот. Киот, кивот или кивоть – это шкафчик или ящик, в котором установлена икона. В переводе с греческого киот означает раму или ящик (ковчек). Для больших храмовых икон предназначались напольные киоты, а для небольших икон в домах и храмах – навесные киоты.

На месте, где проходила царская трапеза, «Обывателем Иваном Димитривичемъ Бояршиновымъ 1907 года июля 20 дня» был построен киот, в который была помещена икона Николая Чудотворца. Киот в Сыростане был разрушен в начале XXвека, но в конце того же века восстановлен.

На улице Октябрьской находится памятник борцам за власть Советов, жители его называют братская могила. Он был воздвигнут в 1920 году почти у того места, где был этап. Зеленкова Валентина Григорьевна вспоминает: «На краю села стояло непохожее на все другие дома длинное и высокое здание. Его звали этап. Будучи детьми, мы боялись его, да и много позже оно наводило на грустные мысли. В этом доме останавливались ссыльные, которых гнали по этапу в Сибирь. Высокое крыльцо, одна длинная комната, слышится звон кандалов, кашель, стоны. Мы – дети, не слышали и не видели это, но пылкое воображение дорисовывало картину истории села».

Вместе с Солодянкиным здесь похоронен матрос, фамилия которого неизвестна местным жителям. Звали его Иваном. Он был схвачен белыми на пути к Солодянкину и убит у фабрики. Труп был закопан в яму. Никто не решался выкопать его, так как белогвардейцы за это жестоко наказывали местное население. Перезахоронение состоялось только в 1920 году.

На улице Ленина в центре села установлен памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Памятник воздвигнут по проекту председателя сельского Совета с. Сыростан Шухлиной Анны Васильевны в 1966 году. Строительство вели жители села. Он выполнен из мрамора. Памятник состоит из двухступенчатого постамента (нижний постамент прямоугольной формы, верхний — квадратный) и усечённой пирамиды, венчает памятник звезда. На текстовой доске надпись: «Воинам – землякам, принявшим смерть во имя жизни, во имя счастья на Земле. Вечная память павшим героям». Надпись выполнял житель Сыростана, ветеран Великой Отечественной войны Мальцев Андрей Антонович. Он на фронте был разведчиком, воевал под Курском, дошёл до Берлина. В Берлине встретил Победу. Ветеран награждён грамотами: «За взятие Барановичи», «За взятие Берлина» и другими. Имеет медали: «За взятие Берлина», «За боевые заслуги» и все юбилейные медали. К 30-летию Победы по инициативе председателя сельского Совета Егорова Владимира Николаевича и секретаря сельского Совета Зубовой Надежды Петровны к памятнику была достроена стела. Она представляет собой стену, в нишах которой установлены мемориальные мраморные плиты с фамилиями 175 героев. Стела поднята на невысокий постамент, отделанный мраморными плитами, на которых надпись «Ничто не забыто — никто не забыт». Каждый год 9 мая здесь проходят митинги, на которые приглашаются ветераны труда, труженики тыла. Поздравить их с великим праздником приходят жители, учащиеся школы и гости села.

Мы только начинаем жить,
Вы в наши годы воевали…
Вы шли на фронт, стране служить,
Вы на войну детьми бежали.
Мальчишки бросили играть,
Девчонки платья позабыли…
И быстро взрослыми вам стать
Пришлось, как вы бы не хотели.
Винтовка, танк, окоп, блиндаж –
Для вас слова были не чужды.
Но на войне умели вы
Не забывать ребячью дружбу.
Прошли года, ушла война,
Но ваша память бесконечно
Хранит родные имена
Друзей, что с вами будут вечно.

Многовековая культура и история России отразились во множестве не дошедших до наших дней памятников истории и культуры. Однако, не все памятники исчезли бесследно. От одних остались планы, рисунки, фотографии, от других – фрагменты, третьи живут в описаниях, воспоминаниях. Только в нашем селе были отреставрированы памятники истории и культуры: храм, киот, памятник борцам за власть Советов, памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Как важно сохранить и рассказать молодому поколению историю создания памятников. Ведь изучая историю, достопримечательности, мы больше узнаём о своём крае, становимся его патриотами. Как важно донести это до молодого поколения!

Литература

1. Алексеева, Л. Газета «Златоустовский рабочий» 6 мая 2000г. Отец Павел

2. Беляева, О. Газета «Глагол» №11-12 12.02.1997г. Старинный храм возрождается

3. Горелов, В. Каталог произведений. Челябинск. 2004г.

4. Уставная грамота 1864г. /архив г. Златоуст/

5. Официальный вестник п.45 муниципального образования «Миасский городской округ», решения 46 сессии собрания депутатов Миасского городского округа от 10.06.08г.

6. Покровская, Л. Газета «Я – женщина». Колокольный звон над Сыростаном

7. Самодумов, Н.Н. Газета «Глагол» №75-7527.09.1995г. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

8. Суродина, О. Газета «Миасский рабочий». Крестовоздвиженье. 2007г., стр.6

9. Федорищев, В.Г. Топонимический словарь. Язык земли миасской

10. Челябинская область: энциклопедия / под редакцией К.Н.Бочкарёва /, Челябинск: Каменный пояс, 2008г.,т.6, стр.372-373.

11. В работе использовались материалы государственного архива Челябинской области, интервью с настоятелем храма Аксёновым В.А., местными жителями и прихожанами храма.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *