Свадебные обряды и традиции мордвы в этногенезе времен


Кудашкина Яна Денисовна ученица 6 «Б» класса МАОУ «МСОШ № 20»
Руководитель: Слобода Вероника Викторовна

Свадебные обряды и традиции мордвы в этногенезе времен

Земля появилась – обычай появился,
Без обычаев на земле не проживёшь,
Без обычаев на земле жить не будешь.
Вся жизнь людьми делается,
Все обычаи людьми устанавливаются…
[Старая мордовская песня// http://www.zubova-poliana.ru/history-090.htm]

В словах старой мордовской песни воплощена народная мудрость, осознание того, что традиция, обычай – основа жизни. Каждый народ на Земле, независимо от цвета кожи и расы, имеет свои обычаи и верования, свой язык и свои легенды. Каждый народ имеет свою историю. Каждый народ внес в общечеловеческую культуру свой вклад. Неважно, велик этот вклад или мал, важно то, что он неповторим.

Своя история, свой вклад и у мордовского народа. Конечно, многие элементы обрядов мордвы ушли в прошлое, претерпели значительные изменения. Но, прослеживая изменения и инновации, происходящие в различные периоды, реконструируя древние пласты обрядовой культуры, можно получить глубокое представление об этнической истории народа, эволюции его мировоззрения, о различных аспектах духовной и материальной культуры. Обычаи и обряды являются своего рода хранителями достижений прошлого. С их помощью народ воспроизводит себя, свою культуру и характер из поколения в поколение.

Традиционный термин «мордва» является общим названием для двух культур: эрзян и мокшан. На самом деле, традиции мордвы очень сильно разнятся у этих двух народов, они говорят на совершенно разных языках, абсолютно различны между собой внешне, и что самое значительное – они даже не поймут друг друга, если будут разговаривать на своих родных языках. Так что можно сказать, что обычаи мордвы крайне разнообразны. Сразу оговоримся, что исследовать мы будем обряды и традиции мокшан. Именно к ним принадлежит половина моего генеалогического древа по папе. Я себя тоже причисляю к этому народу, поэтому хочу сохранить культуру и обычаи. По данным переписи 2010 года в России проживает 744237 человек [Всероссийская перепись населения 2010 // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm], а в Челябинской области – 12147 человек (1,6% от общероссийского). Хочется отметить, что с каждым годом население мордовского народа в России становится все меньше и меньше. Самым знаковым событием любой девушки является свадьба, поэтому мне стало интересно проследить, как менялись обряды на протяжении всего 20 века. Для этого я нашла 3 человек, которые мне смогли и рассказать о том, как праздновались их свадьбы. Свадьба папы с мамой не отличалась ничем от русской свадьбы: белое платье, выкуп, праздничный вечер (приложение – фотографии). А вот свадебные обряды бабушки и прабабушки уже очень отличались от современных [Воспоминания Кудашкиной Ирины Матвеевны от 15.11.2016// личный архив автора].

С самого начала, ночью, было сватовство. Могли выйти замуж и не по любви. Могли не принять подарок. У невесты было длинное самотканое платье, красиво вышитое внизу на рукавах, на груди и красивый кушак: зеленый или голубой, на голове платок. У жениха русская рубаха, плетеный поясок , и все это вышито, также темные штаны и лапти , которые одевали даже зимой. На свадьбе были подруга невесты и друг жениха, которые помогали им во всех свадебных делах и хлопотах. Подруги невесты оплакивали невесту перед свадьбой (утром). Невесту благословляла ее мама утром и дарила икону, с которой та выходила замуж.

Свадьбу праздновали несколько дней: 1 день- у невесты,2 день- у жениха, а 3 день-все наряжались как могли и ходили по деревне .У кого были гости, жених и невеста должен был готовить стол. На свадьбе гуляло 30-40 человек. В первый день (у невесты) подарки получали все от невесты (платок, рубаха, полотенце). А потом уже подарки дарили возлюбленным. Дарили деньги, но еще могли подарить постельное белье или корову.

Дом наряжали к свадьбе: вышитые полотенца, скатерти (вязанные крючком или вышитые), а также наволочки. На полу самотканные половички.

Не просто было и с межнациональными браками. Если жених был мокша, а невеста эрзя все равно женились (если родители не были против) просто у каждого была своя вера, но вот если кто-то из татар, а кто-то мордва, то свадьбы уже точно не было. Жених и невеста давали клятву, но после смерти кого-либо имели право выйти за муж или жениться снова . Детей на свадьбу не пускали так как считали , что дети со взрослыми за одним столом сидеть не должны.

Жених с невестой не делали документы, а только регистрировали брак в сельсовете. При советской власти не разрешали венчаться ( только через месяц венчались тайно). После церкви или в конце свадьбы муж и жена снимали свадебную одежду и убирали в сундук, а когда умирали их хоронили в этой одежде4. Похороны были такие же как и у нас сейчас (хоронили в гробу лежа). Такой сундук сохранился и у моей бабушки.

4. Воспоминания Дряхловой Татьяны Владимировны от 12.12.2016//личный архив автора

Еда была разнообразная, похожа на русскую. Капуста тушеная с мясом, блины , сало, соленые огурцы, квашенная капуста, мясо тушеное, птицы( куры , гуси ) , салаты не готовили. Но самым большим лакомством были блины. Я записала рецепт от бабушки:

«Мордовские-,,кислые блины»- толстые, пышные, где есть маленькие дырочки. Способ приготовления : Вечером берется пол кило манки и пол-кило пшеничной муки. Размешивается теплой водой до густоты, как сметана , и »туди,, чайная ложка сухих дрожжей. Оставляется до утра, где оно начинает бродить. Утром добавляют 3 яйца , соль , сахар, немного подсолнечного маслаи кипяченое молоко( до нужной густоты), перед выпечкой пол чайной ложки соды и сразу выпекать . Раньше выпекали в печи» [Воспоминания Кудашкиной Ирины Матвеевны от 15.11.2016// личный архив автора].

Пили на свадьбах «база» — полуквас. «Рожь »прощаевается» потом в чугуне в русскую печь, томится на первый день ,когда печь истопиться,рожь чернеет и становится сладкой. Ее просушивают и мелят, получается мука-солод( темная) . Из этой муки делают квас».
Мы видим, что постепенно, с 19 в., в свадебные обряды мордвы вошли советские правила, но на протяжении 20 века еще сохраняется связь с христианской религией. К сожалению, исконные обычаи и традиции дохристианского мордовского народа я не нашла. В своем исследовании я выяснила, что традиции мордвы тесно переплелись с русским народом, чему способствовало их тесное проживание, а во второй половине 20 века и межнациональные браки, которые уже никто не мог запретить. Были записаны интересные рецепты мордовских блинов, но, к сожалению, этот рецепт можно отнести только к 20 веку, так как используется сода. Составленное родословное древо я буду продолжать составлять уже по линии мамы.

Библиография:

1. Праздники народов России/Бронштейн М. М., Жуковская Н. Л. [и др.]. – М.: ООО «Издательство «Росмен-пресс», 2004. – 103 с.: ил. –.693 с.

2. Лузин, Л. Планета Южный Урал : Живая энциклопедия народов Челябинской области/ Л. Лузин. — Челябинск : Авто Граф, 2012. – 408 с.

3. Старая мордовская песня «Однажды  Чам-Паз  сотворил птицу…»или как древние предки мордвы представляли себе сотворение мира // http://www.zubova-poliana.ru/history-090.htm

4. Всероссийская перепись населения 2010 // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm

3. Воспоминания Кудашкиной Ирины Матвеевны от 15.11.2016// личный архив автора

4. Воспоминания Дряхловой Татьяны Владимировны от 12.12.2016//личный архив автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *