История Миасса
Первое поселение на месте будущего города появилось в 1773 году – тогда в этом месте началось возведение купцом Лугининым медеплавильного завода. В 1777 году завод начал свою работу, но к середине следующего века он закрылся в связи с исчерпанием запасов меди. В начале XIX в бассейне реки Миасс шла активная добыча золота. В 1924 году сюда прибыл Александр I, желавший попробовать себя в роли золотоискателя. Императору повезло – он нашел самородок весом в 3 килограмма. В связи с этим прииск получил название Царево-Александровский.
Вплоть до начала XX века добыча золота являлась основным градообразующим производством, однако после прихода советской власти и национализации производство угасло до тех пор, пока в 1930-х не началось техническое перевооружение золотых шахт. Также в начале XX века здесь шла широкомасштабная заготовка леса.
В 1891 году одновременно из Миасса и Владивостока началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Исторически всемирно известным Транссибом является именно этот участок отсюда до Владивостока, построенный с 1891 по 1916 годы. Длина участка около 7 тысяч километров. Первый поезд (это был рабочий поезд с материалами для прокладки рельсов) прошёл участок магистрали от Миасса до Челябинска 5 июля 1892 года. В 1903 году прошёл первый поезд Санкт-Петербург — Москва — Владивосток. В 1992 году на станции Миасс-I установлен памятный знак в честь 100-летия со дня начала строительства Великого Сибирского пути.
Статус города Миасс получил в 1926 году. 3 ноября 1941 года Госкомитетом обороны было принято решение об организации в Миассе автомоторного производства на базе эвакуированных цехов автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). Сначала выпускались двигатели и коробки передач, а 8 июля 1944 года с конвейера сошёл первый уральский автомобиль ЗИС-5. Первая партия автомобилей была отправлена на фронт, на них были смонтированы знаменитые «Катюши». В послевоенные годы Уральский автозавод продолжал успешно развивать производство и выпуск новых моделей «Уралов». В 1955 году началась история Машгородка, когда правительством было принято решение о переводе конструкторского бюро в Миасс из Златоуста и создании мощной экспериментальной базы ракетостроения — Государственного ракетного центра имени академика В. П. Макеева.
Что ещё почитать
Историческая справка о городе Миассе
Миасская Летопись сборник исторических фактов и событий, начиная с 17 века по 1945 год. Материал подготовлен к 250-летию Миасса
Цифровая летопись обзоры материалов из оцифрованных выпусков газеты «Миасский рабочий»
Фотографии взяты из открытых источников