Улицы нашего города


История Миасса… Она запечатлена в памятниках, книгах, газетах, разнообразных документах. И, конечно, в названиях улиц. Их более трех сотен. Каждая улица – свидетель истории, каждая — со своей судьбой, своей биографией. Есть улицы – ровесники города, есть совсем новые, которые существуют лишь несколько лет. Есть и такие, история которых менялась вместе с историей страны. Но все они очень интересны, особенно улицы, в названиях которых увековечено прошлое города. Знакомство с ними – увлекательное путешествие в историю города.

Северная часть города (МАШГОРОДОК)

История Машгородка началась в 1955 г., когда правительством принимается решение о переводе Конструкторского бюро в Миасс из Златоуста и создание в Миассе  мощной экспериментальной базы ракетостроения. С перебазированием на новую площадку КБ стало по месту расположения называться миасским. Строжайший режим секретности не допускал ссылок на название города – Миасс, Машгородок – так называли место базирования предприятия.

Трудно найти в Машгородке семью, которая не была бы прямо или косвенно связана с Государственным ракетным центром  и машзаводом. Морские ракеты, Макеев, ракетное КБ – странички истории Миасса.

Сложнейшие инженерные задачи требовали высочайшей квалификации, в Машгородок съезжались специалисты высокого уровня со всей страны. Для благоустройства их быта строились  жилые здания, магазины, школы, детские сады… Каждый раз со сдачей ракет на вооружение В. П. Макеев, генеральный конструктор КБ машиностроения (ныне ГРЦ  им. В. П. Макеева), добивался финансирования крупных объектов социального назначения. Так, постепенно, в машгородке были построены: поликлиника с больницей, кинотеатр «Восток», гостиница «Нептун» с рестораном, Дворец культуры «Прометей», Дворец спорта «Заря» с плавательным бассейном, Детский дворец культуры «Юность», стадион и др.

Внимание приезжих неизменно привлекали ухоженные дороги и тротуары, аллеи и скверы, клумбы с цветами, оригинальные и выполненные на высоком эстетическом уровне элементы отделки гостиницы, плавательного бассейна, оформление кафе и магазинов. Сегодня жители Машгородка, приезжие любуются серебристыми елями и аллеями   лип,  которые  придают  городку  неповторимый облик… Машгородок рос как новый район Миасса. Он существенно расширил границы города и обновил облик Миасса.

В составе Машгородка – улицы: Вернадского, Жуковского, Циолковского, Менделеева, Макеева, Попова, Добролюбова, Ильмен-Тау и др. Центральная улица машгородка – проспект Макеева, продолжает его пр. Октября.

Проспект имени В. П. Макеева (ранее пр.Чернышевского)

История Машгородка неразрывно связана с именем Генерального конструктора, академика Виктора Петровича Макеева. Виктор Петрович Макеев  (25.10.1924 — 25.10.1985) – конструктор баллистических ракет, создатель отечественной школы морского ракетостроения, доктор технич. наук (1965), член-корреспондент АН СССР (1968), акад. АН СССР (1976), дважды Герой Социалистического Труда (1961,1974), лауреат Ленинской (1959) и Государственных премий (1968, 1978, 1983), награжден орденами Ленина и Октябрьской революции, почетный гражданин г. Миасса (1997, посмертно). С 1955 г. по 1985 г. возглавлял КБ машиностроения (ныне  ФГУП ГРЦ «КБ им. В. П. Макеева»). 

Макеев был у истоков строительства городка и одним из первых новоселов. Никто не любил город так, как он. Он гордился своим детищем и много сделал для него. Немногие знают, что в облике городка отразился и макеевский взгляд на градостроительство. Все планы строительства всех объектов городка обсуждались и принимались в его кабинете. Он интересовался планировкой, отделкой, подталкивал к поиску лучших форм. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Память о нем сохранит название центральной улицы – проспект   Макеева, а в КБ, которое носит его имя, — огромные архивные материалы, музей ракетной техники, мемориальный кабинет. В память об  ученом – конструкторе установлены бюсты – памятники: на родине (г. Коломна Московской обл., в 1984 г.);  на  полигоне        (пос. Ненокса Архангельской обл.); в г. Миассе — на территории предприятия  ГРЦ  (25 окт. 1986 г.)   и  на  проспекте  Макеева у ДК «Прометей» (25 окт. 1999 г.).

В 1994 г., в связи с 70–летием со дня рожд. В. П. Макеева, на фасаде дома № 5, в котором проживал Виктор Петрович, установлена мемориальная доска с небольшим бюстом Генерального конструктора; решением администрации города Макееву присвоено звание Почетного гражданина Миасса.

Улица Уральских добровольцев

Улица названа в честь танкового корпуса, сформированного в Челябин­ске в 1943 году. Он получил название 30-й  Уральский добровольческий танковый корпус. Жители Миасса на строительство Челябинской танковой ко­лонны собрали 9 килограммов и 500 грамм золота и свыше 5 млн. рублей. Они подали 667 заявлений о желании вступить добровольцами в корпус. Но попали в корпус всего 67 добровольцев — миасцев. Боевой путь корпус прошел от Урала до Праги. Вернулись обратно в город 17 человек.

Улица имени В.И. Вернадского

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) — ученый, основатель гео­химии, биогеохимии, радиогеологии, создатель научной школы АН СССР, первый президент АН СССР. Отдавая дань памяти великому учёному, нужно отметить его вклад в изучение минералогии и защиту природы Южного Урала. В.И. Вернадский посещал Ильмены дважды: в 1887 и в 1911 годах. Именно по его настоянию ещё в 1912 г. Ильменские горы были закрыты для частного промысла. С 1895 г. почти ежегодно совершал поездки на Урал, в том числе и в Ильменские горы, составлял их геологическую карту, изучал минеральные копи. В 1911-1917 годах на  Южном Урале работала радиевая экспе­диция под его руководством. Вернадский провел широкий круг работ по изучению мине­ралов и особенно редких и радиоактивных элементов на территории нашей страны, в том числе и на Южном Урале. Он является одним из организаторов Ильменского заповедника.

Бульвар имени Н.П. Полетаева

Николай Павлович Полетаев (1905-1990) — почетный гражданин Златоуста и Миасса. В Миасс приехал одним из первых на строительство завода №139 и до конца своих дней связал жизнь с машгородком. Занимался капитальным строительством и возведением жилых кварталов городка машиностроителей. За за­стройку Машгородка с сохранением природного ландшафта получил звание лауреата Гос. Премии РСФСР. Огромный вклад внес в развитие не только северной части Миасса, но и всего городского хозяйства. Его заслуги перед Родиной отмечены высокими правительственными наградами: орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, орденом «Знак почета», медалями. В 1995г. – в 90-летие знатного строителя на доме №7 по пр. Макеева, где жил Полетаев, была открыта мемориальная доска. Название но­вому бульвару присвоено по инициативе его коллег  из  КБМ  (ныне — ГРЦ им. В. П. Макеева).

Центральная часть города  (АВТОЗАВОД)

Центр (центральная часть Миасса) начал создаваться с осени 1941 г., когда на этом большом массиве строился автомоторный завод. Сначала появилась лесопилка, прокладывались дороги, возводились предприятия строительной базы, производственные корпуса. В комплексе с объектами строительной базы началось возведение жилья. А в июле 1944 г. завод начинает действовать. В начале поселок назывался Новостройкой, а с 1950 г. его переименовали в Октябрьский поселок. В 1957 г. из старой части Миасса сюда переезжает исполком Совета и горком КПСС, Октябрьский поселок становится центральной частью Миасса. С этого же времени  этот район города начали называть «Автозавод».

Улица 8 июля (ранее — ул. Автозаводцев).

В годы «хрущевской оттепели», в связи с осуждением культа личности Сталина, партийно-профсоюзный актив автозавода и совет депутатов трудя­щихся переименовал проспект им. Сталина в проспект Автозаводцев, а улицу Автозаводцев в улицу 8 Июля. Улица названа  в память героического трудо­вого подвига в годы Великой Отечественной войны первых автомобилестрои­телей. В 1941 г. в Миасс был эвакуирован Московский автомобильный завод.

В 1942 г. был пущен первый цех автозавода. 8 июля 1944 г. с конвейера сошел первый грузовой автомобиль «ЗИС–5». С пуском Уральского автомо­бильного завода в истории города начался новый этап развития. Отныне 8 Июля – День города. Празднование дня выпуска первого автомобиля на Уральском автозаводе стал общим городским праздником.

Проспект Автозаводцев (ранее — пр. им. И.В. Сталина).

С проспекта начинался современный Миасс. В 40-е гг. от проходной за­вода была проложена узкоколейка до ст. Миасс, по которой везли строймате­риалы для домов и одновременно укладывали булыжную мостовую. На строительстве работали пленные немцы. Проспект построен в послевоенные годы и имеет выразительную архитектуру: дома небольшой этажности с лен­ными украшениями. Проспект активно застраивался в 60-е годы. В 80-е гг. увеличился поток транспорта, были пущены троллейбусы, на проспекте было вырублено много деревьев. В годы «хрущевской оттепели» парткомитет авто­завода созывает партийно-профсоюзный актив,  на  котором было принято решение переименовать Миасский завод им. И.Сталина в Уральский автомо­бильный завод – «УралАЗ», а проспект им. И. Сталина — в просп. Автозаводцев.    

Улица Инструментальщиков

В конце 1930-х — 40-х годах начался новый Миасс, центральная часть го­рода. Сначала появилась лесопилка, прокладывались дороги, возводились предприятия строительной базы, производственные корпуса. В комплексе с объектами строительной базы началось возведение жилья. На западной стороне центральной части города появилась улица, позднее названная улицей Инструмен­тальщиков. Бригадами плотников и бригадой штукатуров-маляров Екатери­ны Ивановны Макрушиной, впоследствии награжденной орденом Трудового Красного Знамени, были построены первые три 2-х этажные 8-квартирные дома. Так, в 12 километрах от старого Миасса возникла новая административная единица города – Новостройка.  

Бульвар Мира

На бульваре находится центральная площадь Миасса, а рядом — административное здание городского управления. На Бульваре Мира на фоне Иль­менских гор в скорбном молчании застыла фигура матери у 15-метровой стелы, на которой высечен силуэт воина-героя. Этот монумент поставлен в знак памяти миасцам, погибшим в годы Отечественной войны. Он был открыт 4 ноября 1967 года к полувековому юбилею Советской власти. Здесь же распо­ложен мемориальный комплекс, посвященный 40-летию Победы.

В 1992 году по проекту Д.В. Строганова на бульваре был открыт памят­ник жертвам политических репрессий 20 – 50-х годов. Памятник был установлен по инициативе и при участии общества «Мемориал». При этом многие работы были проведены на благотворительной основе (разработка проекта, выбор и транспортировка материалов, изготовление, отливка мемориальной доски и др.). Каждый год по традиции на этом месте 30 октября, в международный День политзаключенных, городское общество «Мемориал» ровно в полдень проводит возложение цветов и венков к памятному камню.     

Улица Орловская

В 1941-1942 гг. в Миассе разместился эвакуированный Московский ав­тозавод. Возникла острая нужда в жилье для москвичей. Началось строитель­ство каркасных бараков с печным отоплением. У юго-западного склона Иль­менских гор оформились и получили название сначала 6 и 8 жилые кварталы, а позднее улицы Орловская, Победы и Романенко. Только в этом районе  было построено 43 барака общей жилой площадью около 19 тысяч кв. метров. В них разместилось и долгое время жило около трех тысяч человек. Постепенно бараки сноси­лись и на их месте возводились многоэтажные капитальные здания с благо­устроенными квартирами. На ул. Орловской еще в 70-е годы оставалось несколько бараков. Сегодня район бывшей барачной застройки приобрел современный городской вид.      

Улица Победы

В 40-50-е годы началось строительство бараков на месте нынешней ул. Победы. В городе в это время остро ощущался недостаток жилья. Получе­ние квартиры было великим событием для каждой семьи. В бараках размеща­лись молодежные общежития, магазины, столовые, лечебные учреждения, ра­бочий клуб. Первый пятиэтажный дом (№19) на ул. Победы был построен в 1967 г. За пять лет в этом районе было снесено 40 бараков и на их месте возве­дено 16 многоэтажных капитальных зданий с благоустроенными квартирами. Здесь открылись магазины, школа, библиотека, музыкальная школа, общежитие, детские сады. Улица названа в честь победы советского народа в Великой Отечествен­ной войне. Много миасцев было участниками и героями Отечественной вой­ны. Весь город в эти тяжелые годы трудился в тылу.

Улица им. Д.Ф. Колесова

Улица названа именем человека-легенды — Дмитрия Фроловича Колесо­ва (1911-1991 гг.). Кадровый рабочий, слесарь-сборщик Московского автозавода им. Сталина. В 1939 г. участвовал в войне с белофиннами. После эвакуации московского завода на Урал работал на Уральском автомобильном заводе. 8 июля 1944 г. Колесову было доверено вывести с конвейера первый уральский автомобиль «ЗИС-5В» за  ворота  сборного  цеха  УралАЗа,  затем  –  «Урал-ЗИС-355М» (1958 г.), «Урал-375Д» (1964). После войны окончил школу мастеров и в 1947 г.  был  назначен  старшим  мастером на участке испытания и сдачи автомобилей. Колесов награжден медалями и Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. На одном из домов на улице установлена мемориальная доска.   

Улица имени И.А. Лихачева

Иван Алексеевич Лихачев (15.06.1896-24.06.1956) многие годы был директором Московского автозавода, который носит сейчас его имя. Родился в семье крестьянина. Член КПСС с 1917 года, депутат Верховного совета, лауреат Государствен­ной премии, награжден пятью орденами Ленина, орденом Отечественной вой­ны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Лихачев руководил всей работой по эвакуации  людей и оборудования из Москвы и становлению завода на новых местах. С 1941 го­да был директором Уральского автомобильного завода. В трудную зиму 1941-1942 годов он вдохновил и организовал людей на строительство автоза­вода.    

Улица им. Н. И. Романенко (ранее — ул. Пушкина).

Николай Илларионович Романенко (1890 – 1918) – рабочий Миасского напилочного завода, первый председатель Миасского ревкома в 1917 г. Сын крестьянина. В Миассе жил с 1916 г. При контрреволюционном перевороте 29 мая 1918 г. был арестован, а 31 мая избит камнями и изрублен шашками за городским кладбищем. Похо­ронен в братской могиле на площади революции. На улице Романенко д. 2 находится мемориальная доска.     

Улица имени Г.А.Чучева (ранее – пер. Сосновский).

Григорий Алексеевич Чучев (1908-1973 гг.) – герой Великой отечественной войны, воспитанник коллектива миасских инструментальщиков. Работал на Миасском инструментальном за­воде с 1921 по 1926 гг. электромонтером. Коллектив завода послал его на рабфак. Закончил школу военных пилотов, Военно-Воздушную академию. Стал кадровым офицером ВВС страны, генералом штаба Армии. Всю войну его авиационное соединение наносило мощные удары по фашистским вой­скам. Отмечен 19-ю наградами. На фасаде здания электроцеха напилочного завода и на доме № 4 по пер. Чучева помещены мемориальные доски.   

Улица им. А.К. Ферсмана (ранее – ул. Красноармейская)

Александр Евгеньевич Ферсман (1883-1945) — выдающийся ученый, один из основоположников науки геохимии, крупнейший минералог, первый советский академик (1919). Ученик и соратник В.И. Вернадского. Как геохимик обосновал геоэнергетическую теорию. В его многооб­разной деятельности важное место занимает изучение природных богатств Урала. Исследование Уральских гор начал в 1912 г. с района Ильменских гор в составе радиевой экспе­диции Петербургской АН. В организации здесь заповедника он принимал самое активное участие, а в последствии был его внештатным сотрудником вплоть до 1942 г. С тех пор различные районы Среднего и Южного Урала стали объектом его пристального внимания. Много сил и энергии отдал для развития науки в нашем крае. Открыл ряд крупных месторождений различного минерального сырья, крупнейший знаток драгоценных камней, добился перевода Ильмен­ского минералогического заповедника в комплексный, способствовал развитию экономики области. В годы ВОВ сыграл выдающуюся роль в мобилизации ресурсов Урала для нужд фронта. В честь Ферсмана названы два минерала: ферсмит и ферсманит. В 1957г. улица Красноармейская в г. Миассе бы­ла переименована в улицу Ферсмана.         

Южная часть города (СТАРЫЙ ГОРОД)

С южной части  начал свою биографию город Миасс – с типичного для горнозаводской зоны названия «завод». Первые поселения находились на территории будущего города до начала официальной даты 18 ноября 1773г. строительства медеплавильного завода. Начало будущему городу дали небольшое селение и медеплавильный завод на реке Миасс у Чашковских гор. Второй толчок, послуживший дальнейшей славе Миасса, — открытие и разработка богатейшего месторождения золота. В первой половине ХIХ в. вся долина реки Миасс превратилась в огромный золотой промысел. Миасский завод разделился рекой Миасс на три части: Заводскую, Шадринскую и отделенную Миасским прудом – Запрудную.

Переулок Автомеханический (ранее — пер. Горный)

Переулок переименован в 1960 году. Название связано с Автомеханиче­ским техникумом, который расположен в этом переулке. Ранее на этом месте была Александровская площадь у бывшего храма Александра Невского, по­строенного в 1881 г.

Улица Латвийская (ранее — пер. Шерстневский)

Улица Латвийская названа в честь латышей — рабочих напилочного завода, принимавших активное участие в создании первых партийных и советских органов в Миассе, в борьбе за установление Советской власти на Урале. Потомки бойцов революции до сих пор живут в нашем городе. На доме № 23  улицы установлена мемориальная доска в память о тех давних событиях.

Улица Ветреная

Название улицы Ветреной произошло от ветряной мельницы братьев купцов Косяковых, стоявшей в XIX в. районе этой улицы. Мельница сгорела в конце XIX века, а название улицы сохранилось до наших дней.

Улица Октябрьская (ранее — ул. Орловская)

В доме № 1 по этой улице в 1917 году заседал первый совет рабоче-крестьянских депутатов, возглавляемых большевиками. Здесь же после Ок­тябрьской революции находился ревком г. Миасса. С балкона этого здания в начале мятежа местной контрреволюции, председатель исполкома горсовета Н.П. Свиридов 29 мая 1918 г. призывал трудящихся спасать революцию от буржуазии. Эта улица и здания на ней —  важный исторический памятник ре­волюционных событий в нашем городе. В честь революционных событий Октября и названа улица. 

Площадь Октябрьской революции (ранее — пл. Больничная)

Площадь напоминает о тяжелых боях белогвардейцев с красными, о дне 17 июля 1919 г., когда произошел бой с колчаковскими отрядами, которые были выбиты с почти неприступных позиций Чашковских гор. На площади состоялось захоронение погибших. Над братской могилой в окт. 1957 г. был установлен памятник — обелиск героям гражданской войны.      

Улица Пролетарская (ранее — ул. Церковная)

Прежде улица была респектабельной буржуазной улицей с лавками, магазинами и ломбардами. Переименована в 1927 г. большевиками «воинствующими атеистами», которые переименованием улиц начали борь­бу с церковью. На этой улице находится первое каменное здание в Миассе, построенное еще в конце XVII в. В нем останавливались знаменитые люди, посе­щавшие Миасс: физик, минералог, академик А. Купфер, ученый, путешествен­ник А.Гумбольдт и др.

Улица Советская (ранее — ул. Кладбищенская)

Улица была переименована в 1927 году большевиками — атеистами, ко­торые начали борьбу с церковью с переименования улиц. Раньше на этой ули­це жили старатели, добывавшие золото для царской казны.

Площадь Труда (ранее — пл. Торговая или Базарная)

Название Базарная она получила потому, что недалеко от храма велась ак­тивная торговля. Площадь была центром общественной жизни. Здесь распола­галась Петропавловская церковь, каменный пожарный двор с башнею для наблюдения, дом женского училища. В годы Первой мировой войны отсюда прово­жали казаков на фронт. 27 мая 1918 г. жители Миасса собрались здесь по гуд­ку завода — начался мятеж белочехов. Отсюда отряд красногвардейцев напра­вился в Златоуст, к которому подходили мятежники. Была площадь свидетель­ницей того, как разрушили церковь, а на ее месте воздвигли памятник В.И Ленину. Здесь по-прежнему происходили все важнейшие события город­ской жизни: митинги и демонстрации, 24 июня 1941 г. сюда горожане собра­лись на митинг по случаю нападения Германии и произносили клятву защи­щать свою Родину. Переименована в 1927 г.

Улица им. С.П.Байдина (ранее — ул. Нижне-Сарафановская)

Улица переименована к 200-летию Миасса Городским советом депута­тов трудящихся. Степан Петрович Байдин — рабочий напилочного завода, со­вершил воинский подвиг при освобождении Миасса от колчаковцев в 1919 г. Узнав, что белые приготовились обстрелять завод зажигательными снаряда­ми, он со своим товарищем Н. Торбеевым рассказал своим об услышанном. Эти сведения легли в основу плана внезапной операции с тыла. Малочислен­ный отряд во главе с Байдиным и Торбеевым ночью обошли белых с тыла и ворвались на их огненные позиции. Приказом 5-й армии под командованием М.Н. Тухачевского от 5 авг. 1919 г. награжден 1000 р. и золотыми часами. 

Улица имени Ф.Горелова (ранее — ул. Болотная)

Горелов Федор Яковлевич (1901-1918) – красногвардеец, герой гражданской войны, родился в семье рабочего. Окончил низшее ремес­ленное училище, работал на мельнице купца Дунаева, потом перешел на На­пилочный завод. В декабре 1917 г. вступил в ряды Красной Гвардии и в том же году стал членом Социалистического Союза рабочей молодежи. 31 мая 1918 г. участвовал в бою с белочехами у горы Моховой, близ г. Миасса. Был ранен и взят в плен. За отказ дать сведения о численности и воору­жении красногвардейского отряда был повешен на окраине города. Похоронен на Троицком кладбище. Было герою 17 лет. В 1967 г. на месте гибели Горелова комсо­мольцы напилочного завода поставили памятник юному герою. На Памире есть пик его имени. В Миассе бывшая ул. Болотная названа именем Ф. Горелова, а на доме № 67 по этой улице, где он родился и жил, установлена мемориальная доска. В Челябинске также есть ул. Ф. Горелова.

Улица им. Н.Д. Демина (ранее — ул. Боровая)

Николай Данилович Демин (1902-1918) — красногвардеец миасского отряда. В 1913 – 1914 гг. с родителями переехал в Миасский завод. Проживал на Болотной улице (сейчас – ул.Феди Горелова). По окончании школы в 1916 г. поступил работать в ремонтную кузницу на Миасский напилочный завод. В январе 1918 г. вступил в Красную Гвардию, тогда же – в Социалистический Союз Рабочей Молодежи (ССРМ). Погиб в бою с белочехами у горы Моховой в 1918 г. Похоронен на месте боя. В июле-августе 1919 г. перезахоронен в братской могиле на площади Октябрьской революции. В 1967 г. ул. Боровая в районе Мебельной фабрики переименована в ул. Н. Д. Демина.

Улица имени Н.В.Жебруна (ранее — ул. Маньгина, ул. Заводская)

Николай Васильевич Жебрун (1900-1918) — латыш, рабо­чий напилочного завода, красногвардеец. Семья Жебрунов приехала в Миасс в 1916 г. вместе с эвакуирован­ным из Риги пилозубным заводом. Николай Жебрун поступил учиться в ремесленное училище, по окончании которого работал на напилочном заводе. В 1918 г. вступил в Социалистический союз рабочий молодежи и в заводской отряд Красной гвардии вместе с отцом. В мае 1918г. отряд ушел на помощь к златоустовцам, которым угрожали белочехи. При возвра­щении отряда, во время боя у горы Моховой, попал в плен к белочехам и погиб. Похоронен в братской могиле. В 1966 г. занесен в списки комсомольской организации Миасского напилочного завода. При выезде из города, на углу улиц Трактовой и Жебруна установлен посвященный ему мемориал. Улица переименовывалась в 1927 и 1960 гг.

Улица им. К.Г.Казымовой (ранее – ул. Штанная, позднее – ул. Одинарная)

Капитолина Георгиевна Казымова (1923-1943) — комсомолка, медсестра, связистка Уральского добровольческого танкового корпуса. Героически погибла в годы Великой Отечественной войны. Посмертно награждена орденом Красной звезды. В 1941 г. окончила курсы медсестер, работала в эвакогоспитале в Кусе, затем — в Миассе. Вместе с санитарным поездом отправилась на фронт. После ранения в конце 1942 г. вернулась в Миасс. Преподавала военное дело в геологоразведочном техникуме. В марте 1943 г. ушла на фронт в составе Уральского добровольческого танкового корпуса, выполняла обязанности старшей радистки. Погибла во время боя, обеспечивая радиосвязь.

В первый раз улица была переименована новой Советской властью. Во второй раз переименована в 1965 году к 20-летию Победы постановлением  го­родского Совета. На доме №6 установлена мемориальная доска.

Улица имени Г.Ф. Киселева (ранее — ул. Шестая Ильменская)

Гавриил Феоктистович Киселев (1885-1920 гг.) — рабочий Напилочного за­вода, шорник. Член партии большевиков, председатель Совета рабочих депутатов. Был кандидатом в Учредительное собрание в большевистском списке № 1, начальником продовольственного от­ряда. Убит белогвардейцами в 1920 году у Поликарповской мельницы (ныне пос. Динамо). Похоронен в братской могиле. Улица Ильменская  была переименована в ул. Г.Ф. Киселева в 1967 г. На доме № 38 установлена мемориальная доска.

Улица им. С.Г. Кислякова (ранее — ул. Набережная)

Сергей Герасимович Кисляков (Уралов) (1983-1969) – советский партийный и государственный деятель, участник февральской и Октябрьской революций, кавалер орденов Ленина и Красной звезды. Фамилию Уралова взял в го­ды подполья. В 1914 г. в Саратове, где учился, вступил в большевистскую пар­тию, в 1916 г. дважды арестовывался за революционную деятельность. После февральских событий в 1917г., вернувшись на родину, активно участвовал в установлении Со­ветской власти, вступил в состав Совета. В дни июльской реакции уехал в Петроград и занялся подпольной работой. Активно участвовал в революци­онных событиях в стране. В мае 1917 года приехал в Миасс, вошел в состав местного Совета и комитета РСДРП. Его опыт революционной и организаторской работы очень пригодился миасским большевикам.

В дни Октябрьского вооруженного восстания находился в Петрограде, командовал красногвардейским отрядом, занявшим типографию, в которой тут же начала печататься «Правда». В 1918-1920 гг. находился на руководящей работе в ВЧК, охранял квартиру В.И. Ленина. Создавал в 1919-1920 гг. первые органы ЧК на Юж­ном Урале и в Сибири. Занимал ответственные посты в СНХ, СНК РСФСР, Министерстве обороны СССР. Мемориальная доска есть на доме, где с 1893 по 1912 г. жил С.Г. Уралов (ул. Свердлова, 5). Улица была переименована в ознаменова­ние 60-летия Октября в 1977 г.

Улица им. И.М. Малышева

Малышев Иван Михайлович (1889-1918) — известный уральский большевик, участник революции, военком. Из семьи рабочего-железнодорожника. Окончил Пермские учительские курсы. В 1905 г. вступил в РСДРП(б), вел революционную агитацию на заводах Урала. За участие в восстании мотовилихинских рабочих в 1905 г. был посажен в тюрьму.  После Октябрьской революции встал во главе борьбы за установление Советской власти на Урале. Был избран первым председателем Уральского обкома партии, членом облисполкома Советов Урала. Являлся организатором профсоюзов Урала и первым комиссаром труда области.

Во главе красногвардейских отрядов участвовал в разгроме дутовцев под Троицком. Был назначен командующим и комиссаром Златоуст-Челябинского направления фронта. В 1918 г. во время антисовет­ского мятежа белочехов лично руководил боевыми операциями. Во время по­давления мятежа был ранен у разъезда Тургояк, но не оставил своего боевого поста. Был убит в селе Сыростан 18 июня 1918 г. Похоронен в братской могиле в г. Златоусте. Почтовый переулок переименован в 1977 г. На одном из домов установлена мемориальная доска, по­священная И.М. Малышеву.

Улица им. Н.П. Свиридова (ранее — ул. Банная)

Николай Петрович Свиридов (1893-1918) — комиссар финансов и пер­вый председатель Миасского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Сын крестьянина-старателя. После окончания народной школы и ремесленного училища работал на Енисейских золотых приисках слесарем-техником. В годы первой мировой войны был мобилизован в армию. Де­мобилизовавшись после февральской революции, работал на Миасском напи­лочном заводе. В апреле 1917г. одним из первых вступил в члены РСДРП(б). В ноябре 1917 г. был избран в Совет рабочих депутатов, где занял пост комиссара финансов. В феврале 1918 г. на объединенном съезде Советов был избран председателем исполнительного комитета, одновременно назначен комиссаром финансов Миасского совнаркома. 28 мая 1918 г.  при контрреволюционном перевороте в Миассе был арестован и рас­стрелян вблизи станции Миасс на берегу озера Ильмень. Захоронен в братской могиле на площади Октябрьской революции. Мемориальная доска находится на ул. Свиридова, 1.       

Улица им. И.И. Силкина (ранее — ул. Ключевая)

Илларион Иванович Силкин (1898 -1918 гг.) —  рабочий Миасского напилочного завода, большевик. Родился в семье старателя. Учился в ремесленном училище. В 1917 г. вступил в члены РСДРП(б). Был председателем Миасского комитета партии большевиков. Вел борьбу с эсера­ми и меньшевиками. Член красногвардейского отряда. Во время белочешского мятежа в бою у горы Моховой 1 июня 1918 г. был захвачен в плен. Белые пытали его, а потом расстреляли. После окончания гражданской войны похоронен в братской могиле на пл. Октябрьской революции. В память о большевике  в 1921 г. рабочие МНЗ постановили назвать вновь открываемый рабочий клуб именем Силкина. В честь него переименовали ул. Ключевую. На одном из домов по ул. Силкина есть мемориальная доска.

Улица им. В. А. Скрябинского (ранее — ул. Вторая Пионерская)

Вячеслав Алексеевич Скрябинский (1905-1936) – редактор районной «Рабочей газеты» Миасса, участник гражданской войны. Родился в г. Усть-Катаве в семье рабочего. По комсомольской путевке приехал в Миасс в 1924 г. Работал на Миасском напилочном заводе насекальщиком, был инициато­ром создания стенгазеты на заводе. Потом его отправили в Москву в литера­турный институт на факультет журналистики. С 12 февраля 1935 г. Скрябин­ский был редактором миасской районной газеты, организованной в 1934 г. Позднее она стала называться «Миасский рабочий». Скончался в 1936 г. от туберкулеза легких. Мемориальная доска —  на ул. Скрябинского, 3.

Улица им. Н.Д. Торбеева (ранее — пер. Малый Лесной)

Николай Дмитриевич Торбеев — герой гражданской войны, рабочий Миасского напилочного завода. Совершил воинский подвиг при освобожде­нии города от колчаковцев в 1919 г., вместе с С. Байдиным провел отряд красноармейцев в тыл белогвардейцев. Этим помог быстрому освобождению Миасса от колчаковцев. Приказом по 5-й армии под командова­нием маршала М.Н. Тухачевского от 5 авг. 1919г. за героизм награжден 1000 рублями и золотыми часами с надписью «Честному воину Рабочее-Крестьян­ской Красной армии от Всероссийского Центрального Исполнительного ко­митета». Улица переименована в 1973 г.

Улица им. П.С. Удилова (ранее — пер. Кладбищенский)

Петр Степанович Удилов (1899 — не ранее 1937) — телефонист Миасского напилочного завода, де­путат первого большевистского совета в Миассе в 1918 г. Во время контрреволюционного переворота в Миассе уходит с отрядом Красной гвардии в Златоуст. В 1919 г. воюет на Самаро-Златоустовском фронте в ранге военкома 30-й дивизии, в рядах которой сражается против колчаковцев на Урале и в Сибири. В 1922 г. возглавил полит­управление морских сил Дальневосточной республики. В 30-х годах занимает ряд крупных военных постов на Украине и в Белоруссии. Избирается чле­ном ЦК партии Белоруссии. В 1927 г. назначается военным комиссаром Ленинградской Военно-медицинской академии РККА. Репрессирован в 1937 г., умер на допросе. Улица была переименована в Советское время к 200-летию города.

Улица им. Ф.А. Чечеткина (ранее, до 1927 г., — пер. Верхне-Кисляковский 2-й; позднее, до 1960 г., — пер. Крайний)

Федор Андреевич Чечеткин (1902-1920) родился в Миассе. В 1919 г. вступил в комсомол. В сентябре 1920 г., будучи кандидатом в РКП(б), был на­правлен в станицу Уйскую для заготовки хлеба (продразверстки) и работы среди сельской молодежи. Здесь стал организато­ром и секретарем комсомольской ячейки. Зарублен бандой Луконина в 1920 г. в возрасте 17 лет. Похоронен в братской могиле на площади Октябрьской революции в г. Миассе. Переулок Крайний переименован в ул. Ф. А. Чечеткина в 1960 г.

Улица им. Ф.И. Панферова (ранее — пер. Второй Луговой)

Федор Иванович Панферов (1896-1960) — писатель, в годы ВОВ был эва­куирован в Миасс, жил в Доме отдыха в Тургояке. В Миассе работал над кни­гой «Борьба за мир». Будучи корреспондентом «Правды», он посещал ново­стройки, заводы и колхозы Урала. Часто бывал в колхозах сел Филимоново, Устиново, Черное. О людях Миасса, их трудовых подвигах пишет ряд очерков: «Фабрика овощей» (о Митрофановском совхозе), «Поэзия труда» (о торфоразработках в Миассе). Но основное внимание писателя было сосредоточено на миасском автозаводе. Панферов был участником торжественного момента пуска первого автомобиля. Об этом событии написан рассказ-зарисовка «Автомобиль сходит с гор». Очерки о людях завода послужили материалом для написания романов «Борьба за мир» (1945-1947), «Большое искусство» (1954). В его художественных произведениях показана кровная связь уральского тыла с фронтом, воспета красота нашего заповедного края. Панферов — Лауреат Гос. премии СССР (1948). Переулок был переименован к 200-летнему юбилею города. На доме № 8 находится мемориальная доска.

Что ещё почитать

Улицы нашего города: мини-справочник

Литературная память миасских улиц: презентация-экскурсия

Фотографии взяты из открытых источников