Учителями славится Россия… и Миасс!

Учитель… Как много скрыто в этом слове! В жизни каждого человека учитель играет очень важную роль, и, выйдя за школьный порог, став взрослым, многие из нас с благодарностью вспоминают своего первого учителя, любимого учителя. Педагогами были  Симеон Полоцкий и Василий Жуковский, Лев Толстой и Надежда Крупская, Антон Макаренко и Шалва Амонашвили.
Список выдающихся учителей продолжается постоянно. И каждый может его продолжить. У многих из нас были и есть любимые учителя, которые честно отвечали на трудные вопросы, помогали и выручали, учили думать и не бояться ошибок. Люди, которые нас понимали. Просто педагоги, которые отлично делают свою работу, те, кто живет с нами рядом, ходит по нашим миасским улицам:

  • .Безрученко М. Ирина Панфилова : «Я играю в геологию» : И.М.Панфилова, геолог, педагог дополнительного образования ДДТ «Остров» / М. Безрученко // Миасский рабочий. — 2012. — 19 июня. — С. 3.
  • Быстров Е. С пеликаном и ключами от «Приоры» : Победитель городского конкурса «Учитель года — 2010» Н. Казанцева (шк. № 4) / Е. Быстров // Глагол. — 2010. — 10 февраля. . — С. 1. ; Миасский рабочий. — 2010. — 9 февраля. — С. 1.
  • Вирченко А. «Самое святое — это мои ученики» : преподаватель иностранного языка Роман Альтман / А. Вирченко // Глагол. — 2014. — 26 декабря. — С. 13.
  • Всю жизнь огонь в душе хранить… : Галина Ивановна Кулешова. заслуженный учитель России // Миасский рабочий. — 2011. — 30 июля. — С. 7.
  • Гайнуллин М. Счастливая из Смородинки : Алена Идрисова, участница проекта «Энциклопедия сельских школ», учительница математики школы№ 31 села Смородинка / М. Гайнуллин // Южноуральская панорама. — 2018. — 1 марта. — С. 10.
  • Исаева О. Виват Ринат! : педагог гимназии № 26 Ринат Хуснутдинов стал лауреатом областного конкурса «Педагогический дебют — 2013» / О. Исаева // Миасский рабочий. — 2013. — 16 апреля. — С. 3.
  • Калинина Е. Профессия со смыслом : поэт, учитель истории, обществознания, основ религиозных культур и светской этики Юрий Попов / Е. Калинина // Миасский рабочий. — 2014. — 4 октября. — С. 3.
  • Корчагина Н. Все начинается с любви : Учитель начальных классов лицея № 6 Таттер Т.Г. / Н. Корчагина // Миасский рабочий. — 2011. — 1 октября. — С. 7.
  • Корчагина Н. Кто-кто в теремочке живет? : учитель сельской школы с.Смородинка Виктор Пермяков своими руками создал дом-сказку / Н. Корчагина // Миасский рабочий. — 2013. — 8 июня. — С. 3.
  • Корчагина Н. На одной ступеньке с детьми : педагог от Бога Татьяна Голоядова / Н. Корчагина // Миасский рабочий. — 2015. — 1 октября. — С. 6.
  • Корчагина Н. Не расставаясь со школой : почетному работнику образования России Вячеславу Миронову исполняется 60 лет / Н. Корчагина // Миасский рабочий. — 2013. — 15 августа. — С. 6.
  • Корчагина Н. Скалолазка : талантливая спортсменка, Почетный гражданин Миасса Алевтина Цвиренко отметила юбилей / Н. Корчагина // Миасский рабочий. — 2013. — 29 января. — С. 3.
  • Корчагина Н. Третье дыхание : Учитель школы № 53 Флюра Ветлина / Н. Корчагина // Миасский рабочий. — 2010. — 12 октября. — С. 7.
  • Корчагина Н. Школьный век : педагогический стаж супругов Замятиных — 100 лет! / Н. Корчагина // Миасский рабочий. — 2013. — 29 августа. — С. 6.
  • Корюков М. Сменившие указку на винтовку : педагоги Миасса на фронтах Великой Отечественной войны / М. Корюков // Глагол. — 2013. — 10 мая. — С. 13.
  • Кушнова Л. Человек на своем месте : логопед, учитель школы № 22 Тамара Александровна Безуглова / Л. Кушнова // Глагол. — 2012. — 26 октября. — С. 13.
  • Миасский дебютант — в числе лучших начинающих педагогов области : учитель русского языка и литературы школы № 21 Екатерина Патракова вошла в десятку лауреатов областного конкурса молодых дарований «Педагогический дебют» // Глагол. — 2014. — 11 апреля. — С. 2.
  • Корчагина Н. Миасский Макаренко : Василий Маркович Савенко. отличник народного просвещения, учитель / Н. Корчагина // Миасский рабочий. — 2008. — 13 ноября. — С. 3.
  • Мухин В. Вуз-банк поздравляет учителей : о директоре школы № 9 Г.Е.Болтаевой / В. Мухин // Глагол. — 2012. — 5 октября. — С. 1.
  • Мухин В. Обучение под музыку : преподаватель технологии Петр Князев / В. Мухин // Глагол. — 2016. — 29 апреля. — С. 5.
  • Найти ключик к каждому ученику : Грицай Г.Н., засл.учитель школы РСФСР, народный учитель СССР, Почетный гражданин г. Миасса // Миасский рабочий. — 2009. — 28 февраля. — С. 3.
  • Педагогический дебют миасских учителей : учитель русского языка и литературы гимназии № 19 Анна Бухтаренко стала лауреатом областного конкурса молодых педагогов // Глагол. — 2012. — 4 апреля. — С. 1.
  • Получит грант Президента : миасская учительница Любовь Иванова получит грант Президента РФ в 2014 году // Глагол. — 2014. — 6 июня. — С. 2.
  • Разработала интернет-пособие для школьников : педагог школы № 7 Миасса Ирина Шкилева вошла в число победителей областной конференции // Глагол. — 2014. — 28 марта. — С. 2.
  • Родилась в день учителя : Т.В.Голоядова, учитель начальных классов школы № 22 // Миасский рабочий. — 2011. — 11 октября. — С. 7.
  • С юбилеем, Учитель! : директор школы № 7 Е.С.Кузнецова // Миасский рабочий. — 2017. — 30 марта. — С. 5.
  • Савицкая М. Учителя до мозга костей : общий педагогический стаж семьи Зенбицких измеряется сотнями лет / М. Савицкая // Глагол. — 2014. — 4 апреля. — С. 17.
  • Туманов М. Сердце отдает детям : тренер по карате из ДДТ «Юнрость3 П.Колтышев — призер областного педагогического конкурса / М. Туманов // Глагол. — 2015. — 8 апреля. — С. 3.
  • Федорова Н. Учитель с большой буквы : ветеран педагогического труда М.Н.Гурьева, завуч № 27 / Н. Федорова // Глагол. — 2012. — 16 мая. — С. 2.
  • Шмелькова Г. «Лучший урок» Людмилы Золотько : участница Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» — педагог школы № 10 / Г. Шмелькова // Миасский рабочий. — 2014. — 13 марта. — С. 18. ; Глагол. — 2014. — 14 марта. — С. 2.
  • Яковлева М. «Учителем надо родиться и только после этого стать!» : Г.И.Кулешова, засл.учитель России, завуч школы № 18 / М. Яковлева // Глагол. — 2011.- 27 июля. — С. 3.

У каждой эпохи свой идеал учителя. Но есть в личности учителя непреходящие ценности: духовность, доброта, умение увидеть индивидуальность в каждом ученике.Какой он, образ учителя в художественной литературе?

Крапивин, В П. Колыбельная для брата: повесть, роман /В.П. Крапивин. — М.:ЗАО Изд-во Центр-полиграф, 2000. — 524 с.
Семиклассник Кирилл Векшин — мальчик очень искренний, добрый, не терпящий несправедливости.
С некоторых пор он неохотно идёт в школу. Кирилл возмущается манерой директора разговаривать с учениками в неуважительном тоне. Однажды Кирилла обвинили в краже кошелька у студентки-практикантки. Кирилл не позволил обыскать себя: он не допускал мысли, что кто-то может заподозрить его в воровстве. Но более всего его ранила любимая учительница Зоя Алексеевна, которой он доверял. Многих конфликтов могло бы и не быть, если бы взрослые были неравнодушны к проблемам подростков.

Мурашова, Е. Класс коррекции /Е. Мурашова. — М.: Самокат, 2007. — 192 с. — (Встречное движение).
События происходят в стенах питерской гимназии, в которой учеников делят на «чистых» и «нечистых», в зависимости от финансового состояния или должностей родителей. Дети родителей-спонсоров учатся в классах «А» и «Б». Остальные, похуже — в «Д», а совсем «отбросы общества, зачастую умственно неполноценные, инвалиды, социально запущенные» — в классе коррекции «Е». Повествование ведётся от имени Антона Антонова, мальчика абсолютно нормального, переведённого из «А» в «Е» за «непредсказуемую возбудимость». Автор вводит в повествование и полуфантастическую линию сказочного «параллельного мира», где сбываются все мечты и желания детей. Реальный мир наполнен жестокостью.
Мурашова призывает своих читателей — и детей, и взрослых — к совместной душевной и нравственной работе.

Соломко Н.З. «Если бы я был учителем…»: повесть /Н.З. Соломко // Белая лошадь — горе не моё: повести /Н.З. Соломко. — М.: Дет. лит., 1998. — С.169 — 231. — (Опасный возраст).
Главный герой Андрей Митюшкин, от лица которого ведётся повествование, второгодник. Он нелюдим, груб, а в школе вообще, по его собственному признанию, становится «злым, вредным и нахально улыбается». Его поведение — своеобразная форма протеста против бездушия классной руководительницы, которая безнаказанно подвергает унижениям учеников.
Добрый по натуре, Андрей не может слышать постоянных угроз классной руководительницы. В школе ему неуютно и одиноко.
Свой идеал учителя Андрей выразил в сочинении на тему «Если бы я был учителем…». Он считает, что главное качество для учителя — доброта и любовь к своим ученикам.

Быков, В. Обелиск. Сотников: повести /В. Быков; пер. с бел. В. Быкова, Г. Куреневой. — М. Дет. лит., 2004. — 271 с.: ил. — (Школьная б-ка).
В селе Сельцо стоит обелиск в память о пяти школьниках и их учителе А.И. Морозе, совершивших подвиг во время войны. …После окончания педтехникума Алесь Иванович Мороз приехал работать учителем в это село. Чуткий и добрый человек, ученики ему доверяли. Во время войны село заняли немцы. Ребята решили расправиться с одним из полицаев — Каином, но их арестовали. Пригрозив повесить детей, немцы требовали учителя. Алесь Иванович пошёл к ним, чтобы быть рядом со своими учениками. Так мог поступить только настоящий человек и настоящий учитель. Именно таким и был Алесь Иванович Мороз.

Васильев Б.Л. Завтра была война: повесть /Б.Л. Васильев //А зори здесь тихие: повести /Б.Л. Васильев. — М.: Вече, 2004. — С. 329 — 445.
Подлинным учителем, старшим другом, наставником на всю дальнейшую жизнь стал для учащихся 9 «б» класса директор школы и учитель географии Николай Григорьевич Ромахин. Он жил делами и заботами своих учеников. Ребят тянуло к директору, его уважали, хотя и побаивались. А вот свою новую классную руководительницу Валентину Андроновну (Валендру), не просто не любили — презирали. Герои Васильева проявляют себя в сложных обстоятельствах. Беда Вики Люберецкой (арест отца) стала проверкой гражданского мужества для всего класса. Все вышли из этого испытания повзрослевшими. Нравственным идеалом для учеников стал Ромахин, всей своей жизнью учивший их «быть настоящими».

Яковлев, Ю.Я. Зимородок: повесть // Яковлев Ю.Я. Жить нам суждено: Повести и рассказы / Ю.Яковлев. – М.:Мол.гвардия, 1979. – С. 12-101.
Трое школьников узнают о подвиге бойца, который в Великую Отечественную войну взорвал мост на станции Река. Юные следопыты решили найти этого отважного героя. Зимородок — так звали этого хрупкого молоденького паренька, который добровольно пошёл на расстрел, спасая людей. Бойцы партизанского отряда, где он воевал, считали его погибшим. Но бесстрашный Зимородок, награждённый посмертно, оказался жив. Ребята долго искали своего героя, не зная, что он живёт рядом с ними. Им оказался Сергей Иванович Серёгин, их учитель зоологии.

Алексин, А.Г. «Безумная Евдокия»: повести и рассказы /А.Г. Алексин — М.: Дет. лит., 1978. — 447 с.: ил.
В центре повествования образ мудрой, справедливой классной руководительницы 9 «Б» класса Евдокии Савельевны.
Евдокия Савельевна, сторонница коллективизма, не выносила какого-либо проявления индивидуального, не похожего на других характера. Оля, талантливая своенравная девочка, с усмешкой относится ко многим коллективным мероприятиям «безумной Евдокии». Родители, ослеплённые талантливостью дочери, не желают понять классную руководительницу. Евдокия Савельевна и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебрежения к ним. Желание любой ценой быть первым обрекает человека на одиночество.

Лиханов, А.А. Благие намерения: повести /А.А. Лиханов. — М.: Мол. гвардия,1981. — 560 с. — (Б-ка юношества). 
Молоденькая выпускница пединститута Надежда Георгиевна приезжает работать в маленький городок. Она случайно оказывается воспитательницей сирот-первоклассников. Становится для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, доброй и заботливой мамой. Потрясённая бедой этих детишек, сочувствуя им, Надежда Георгиевна пытается хотя бы частично вернуть им утраченное.
Её выбор благороден. Она остаётся с ребятами, у которых не оказалось семьи.

Распутин, В.Г. Уроки французского: рассказ /В.Г. Распутин; рис. Ю. Тризны. — М.: Дет. лит., 1982. — 110 с., ил.
Двенадцатилетний мальчик в послевоенное время приезжает из глухой деревни учиться в районный центр. В городе ему жилось нелегко: голодал и тосковал по дому. Не ладилось с французским языком, да ещё обнаружилось малокровие. Он стал играть с ребятами в «чику» на деньги, чтобы заработать на кружку молока. Его обманывали и жестоко избивали. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба мальчика, если бы не учительница французского языка Лидия Михайловна и её уроки доброты, которые он запомнил на всю жизнь.

Соломко,  Н.З. Белая лошадь — горе не моё…: повести /Н.З. Соломко. — М.: Дет. лит., 1998. — С. 5 — 168. — (Опасный возраст).
Александр Арсеньевич — молодой учитель географии, выросший в учительской среде, увлечённый своей работой. Ребят привлекает его необычная манера преподавания. Неформальное общение, походы, ночёвки в лесу, воспоминания о своих школьных годах сближают его с учениками. Без особого труда он разрешает конфликты между детьми и взрослыми. Чуткий и неравнодушный к бедам своих учеников, он стремится облегчить их жизнь, чем вызывает недовольство большей части коллег.
По его определению, они «живут зажмурившись и всё, что вокруг, — не их горе.… А чьё?» Сам-то он понял, что для него нет чужого горя.

 

 

Библиотека рекомендует