Чтение православного человека

Ежегодно, 14 марта мы отмечаем День православной книги. По старому стилю это было 1 марта, день, когда в 1564 году русский первопечатник Иван Федоров издал первую печатную книгу «Апостол» на Московском печатном дворе. «Апостол» — богослужебная книга, и тогда, и сейчас необходимая для совершения церковных служб. Для домашнего чтения она издавалась вместе с Новым Заветом и для многих верующих стала ежедневным чтивом.

Православная книга — это не только жития святых и священное писание, но и личный духовный опыт священников, руководства по участию в церковных таинствах, пособия по воспитанию детей, художественные произведения, проповеди и так далее. Одним словом, православная книга — книга о добре и любви.
Привести человека к Богу — это цель «высокой» православной литературы. К ней относится значительная часть древнерусской литературы: жития, патерики, сочинения отцов Церкви и т. д. Причем эту литературу можно отнести как к литературе православных авторов, так и к литературе, призывающей к любви и добру.
На вопрос, что можно почитать православному, можно ответить: все. Вчера это были «Записки из мертвого дома» Достоевского, сегодня «Как закалялась сталь» Островского, завтра «Белый Бим Черное ухо» Троепольского.

Поговорим о книгах, представляющих разные жанры современной православной книги. Принцип отбора — метод случайной выборки.

Майя Кучерская. «Современный патерик. Чтение для впавших в уныние»
Сама Кучерская пишет в предисловии, что для нее эта книга — возможность общения с читателями разных стран, по роду — художественная проза, в отличие от документальных «патериков» древности, например, Киево-Печерского патерика. Произведение представляет собой сборник небольших рассказов, анекдотов, цитат и биографий полу-вымышленных людей, имеющих прямое отношение к православию: священников, блаженных, монахов и обычных прихожан. Названия некоторых циклов: «Чтение в Рождественский пост», «Чтение для вкусивших сладость истинной веры в недавнее время», «Хороший человек», «Чтение для впавших в уныние», «Приходские истории», «Православные чудеса в XXI веке». Ирония проявляется уже в названиях. Главная тема — критика внешнего Православия, обращение к внутреннему миру человека, который за всем этим православным пафосом прячется и часто в нем весь и растворяется. Каждый рассказ заставляет и посмеяться, и задуматься. В каждом рассказе за смешным стоит что-то серьезное. При этом среди анекдотов встречаются и замаскированные выдержки из житий и изречений святых отцов, что создает некий серьезный каркас, на котором вся схема книги держится, например, «Кому церковь не мать, тому Бог не отец».

Ирина Богданова «Жизнь как на ладони»
Хороший православный роман о петербургском мальчике, который родился перед русско-японской войной, работал во время революции, стал врачом-профессором и сохранил, несмотря на все испытания, чистое сердце и твердую веру. Занимательна линия Досифеи Никандровны, в прошлом купеческой дочери, а в настоящем — юродивой старушки, потерявшей во время войны своего жениха, с горя ставшей юродивой, прозорливой, очень подвижной и веселой.
Это легкий, приятный роман, автор которого симпатизирует белогвардейцам. Главный герой в благодарность за доброе дело был усыновлен врачом, и таким образом вошел в петербургское высшее общество. Автор показывает его стремление и горячее желание сохранить человеческое достоинство даже в условиях гражданской войны, и это ему чудесным образом всегда удается.

Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые»
По форме это собрание историй, связанных рассказчиком, — послушником Псково-Печерского монастыря Георгием, впоследствии архимандритом Тихоном, но все же можно сказать, что это роман, потому что есть в нем объединяющая идея и главный герой, а также глубина и широта, присущие роману.

Дмитрий Мережковский «14 декабря». Это последняя часть трилогии Мережковского «Царство Зверя» (две первые — «Павел I», «Александр I»). Главная тема романа — восстание декабристов, «первый опыт политической революции в России». На этом материале автор пытается понять, каковы отношения христианства и революции, как связаны Христос и свобода, Христос и власть, Христос и насилие. Что такое история — пространство, где встречаются человек и Бог, или непрерывное пролитие крови? Может ли общество жить по Евангелию, а не только болтать о нем? Во время восстания царь все никак не может решить — «картечь или конституция», и все решает — «картечь». Декабристы мечтают: «Господь не покинет России. Только бы с Ним, только бы с Ним – и такая будет революция, какой мир не видал!».

Сюсаку Эндо «Самурай» «Самурай» — один из лучших романов Эндо. История реального исторического персонажа, Хасэкура Цунэнага — первого японца, отправленного в Европу и Южную Америку с дипломатической миссией. Это увлекательная история с глубокой проблематикой: нравственные вопросы, конфликт синтоистского, буддийского и христианского мировоззрений. В «Самурае» Эндо удалось показать действительность XVII века одновременно с европейской и японской точек зрения.

Евгений Водолазкин «Лавр». Роман Евгения Водолазкина — одно из главных событий современной русской литературы и не только: The Guardian например включило «Лавр» в десятку лучших книг о Боге. Древнерусский (впрочем не все так просто) роман о странствующем травнике, юродивом, монахе Лавре. Увлекательная проза с одной стороны, крайне изощренная с филологической точки зрения, но главное: роман о святости («роман-житие»).

Генрик Сенкевич «Камо грядеши» Название романа — Quo vadis, Куда идешь — взято из древнего предания об апостоле Петре: после уничтожения почти всех христиан Рима апостол тайно покидает город. На дороге он встречает Христа и спрашивает: «Куда идешь, Господи?». Христос отвечает: «Раз ты оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие». После этого Петр вернулся в Рим и принял мученическую смерть. «Камо грядеши» — лучшее произведение Сенкевича, роман из жизни ранних христиан. В основном благодаря этому роману Сенкевичу присудили Нобелевскую премию. Сенкевич писал: «Вчитываясь в «Анналы», я не раз чувствовал, что во мне зреет мысль дать художественное противопоставление этих двух миров, один из которых являл собою всемогущую правящую силу административной машины, а другой представлял исключительно духовную силу». Сенкевич вовсе не идеализирует христиан. Он показывает, что и среди них есть люди разного пошиба, есть и фанатики, и добрые, и глупые, и образованные — всякие. Но ведет их Христос. Поэтому они выдерживают самый тяжкий напор империи, они идут навстречу массовым гонениям, погибают, и во главе их погибают апостолы Петр и Павел. Мы находим Евангелие в этой замечательной книге не непосредственно, а через призму апостолов. Апостол Петр рассказывает о Христе, дух Христов живет в этой общине, в самой Церкви».

Лью Уоллес «Бен-Гур» . «Шедевр мировой христианской классики», «книга на все времена», «наиболее влиятельная христианская книга XIX века», «феноменальный бестселлер» — вот несколько отзывов на роман Уоллеса «Бен-Гур. История Христа». Он известен по своей замечательной экранизации. В широкой исторической панораме Римской империи I века показана полная перипетий жизнь иудея Бен-Гура. Тайный центр книги — жизнь и казнь Иисуса Христа.

О книгах православной тематики здесь здесь здесь здесь

Библиотека рекомендует / ПроЧтение