Арт-студия «Дилижанс» продолжает виртуальные экскурсии в историю рукоделия. Сегодня мы расскажем о ткачестве, которому насчитывается столько же лет, сколько и самому человечеству. Впрочем, никто точно не скажет, когда человек догадался переплести между собой стебли растений, жилы и полоски кожи животных. Никто не знает, как выглядели первые инструменты и какой была первая в истории плетеная вещь.
Родоначальницей ткачества можно считать Азию, именно там был обнаружен первый ткацкий станок. Сырьем для нитей служила шерсть животных и волокна различных растений, а также натуральный шелк. Ткачи научились украшать свои изделия узорами, которые сплетались из разноцветных нитей. Одновременно человек стал раскрашивать ткани соком растений. Так ткачество из утилитарного ремесла превратилось в искусство. В Америке его знали ещё древние инки, основы этого искусства сохранилось у индейцев Южной Америки.
Ткачество и ковроделие было широко развито у древних египтян, греков, персов и скифов. В Древнем Египте предпочитали горизонтальную ткацкую раму. Человек у такой рамы работал непременно стоя. От слов «стоять, стать» и произошли слова «стан», «станок». Любопытно, что ткачество считалось в Древней Греции высшим из ремесленных искусств. Им занимались даже знатные дамы. В «Илиада» Гомера упоминается, что Елена, жена царя Спарты Менелая, из-за которой, по преданию, вспыхнула Троянская война, получила в подарок золотое пряслице – грузик для веретена, придававший ему большую инерцию вращения.
В средние века огромное распространение получило искусство тканых шпалер, украшавших стены рыцарских замков, известных нам как гобелены. Слово «гобелен» родилось во Франции в 17 веке от фамилии семейства Гобеленов, перешло сначала к названию фабрики и местности, где фабрика была устроена, а потом и к ее изделиям. Людовик 14 купил ткацкую и красильную мастерскую Гобеленов и создал на их основе Королевскую гобеленовую мануфактуру.
На Руси ткачество было исконно женским занятием. Практически в каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором изготавливали домотканое полотно, из которого шили одежду, простыни, полотенца, скатерти. Фабричных тканей не было и только от умения и мастерства крестьянок зависело наличие текстиля в доме.
Жизнь постепенно улучшалась, необходимость ткать холсты отпала. А вот половички — яркие, пёстрые, нарядные — требовались по-прежнему. Во многих избах полы были некрашеные – не намоешься. С начала их битым кирпичом тёрли, затем несколько раз смывали. Сосновый пол становился белым, словно после циклевки, вот и закрывали его половиками, чтобы не запачкался.
В наше время все чаще, пресыщенные коврами и паласами, горожане скупают в деревнях и провинциальных городках у мастериц самобытные, яркие изделия народного ткачества. Да вот беда: всё меньше остается таких мастериц. Дело это трудоемкое и хлопотное, очень сложно сейчас найти человека, умеющего работать на ткацком стане, да и сами станки можно увидеть лишь в музеях.
Радует, что всё же находятся энтузиасты, которые разыскивают и собирают старинные ткацкие станки, восстанавливают и учатся на них работать. Ткут уже не из льняной пряжи, а из тряпок, окрашенных в разные цвета, нарезанных на тонкие полосы и скрученных. В качестве основы берут простые катушечные нитки. Изменился не только материал, из которого ткут половики, изменились их размеры и рисунок. Половики теперь широкие, до 80 сантиметров. Половики перестали быть только дорожками, которыми застилают пол, их назначение стало более разнообразным — ими покрывают диваны, вешают как предмет декора на стену. Мастерицы изобретают новые рисунки помимо традиционных полосок.
Тканые изделия востребованы в современном доме, они уместны в разных интерьерных стилях.
Домотканое ремесло в наши дни возрождается, появляются кружки и творческие студии, где обучают всех желающих. А это значит, что народная традиция будет жить. И пестрые «бабушкины» половички, так похожие на радугу, по-прежнему будут ассоциироваться с беззаботными летними каникулами, пирожками и парным молоком, купанием в реке, с детством!
Машгородок / Филиал 4 |