«Мы все учились понемногу…»

В начале сентября взрослых, даже тех, кто успел стать бабушками и дедушками, накрывает волна ностальгии по школе, учителям, одноклассникам. Школа, как бы она ни называлась (гимназия, лицей, начальное училище), — обязательный этап взросления человека. Учились люди известные и не очень, будущие академики и рабочие, физики и президенты. А как учились писатели — классики?

Писатели-школьники

Николай Гоголь
В 1822 году тринадцатилетний Николай Гоголь поступил в Гимназию высших наук в городе Нежине. Основное внимание в обучении там уделяли философским, юридическим и гуманитарным дисциплинам. По воспоминаниям преподавателей и одноклассников, особых успехов в учебе у Гоголя не было. Комнатный надзиратель Перион говорил, что он был ленивым ребенком, плохо учился, пренебрегал изучением языков, но поведения был прекрасного и «смирнее его не было». Позже Перион вспоминал: «Гоголь любил страстно рисование, литературу, но было бы слишком смешно думать, что Гоголь будет Гоголем».
Особенно тяжело будущему классику давались иностранные языки. Преподаватель латыни Иван Кулжинский говорил, что ставил мальчику «единицу или даже нуль в учении и пять в поведении». Гоголь не любил иностранные языки и даже шутил, что вряд ли Шиллер и Гете творили на немецком.

Антон Чехов
Детские годы будущий писатель провел в Таганроге, там же он посещал уроки в греческой школе при церкви Святых Константина и Елены. Его отец хотел, чтобы сыновья стали маклерами торговой компании — для этого и было необходимо изучение греческого. В приходской школе язык преподавали, но уровень образования был крайне низким. Антону вручили много листов с оценками «прилежный» и «благочестивый», однако знал он только алфавит. К тому же в школе действовала «палочная дисциплина»: учитель Николай Вучин бил детей линейкой, ставил на колени на крупную соль, запирал в классе до вечера.
В 1868 году Антон Чехов вместе с братьями Александром и Николаем поступил в Таганрогскую гимназию. Преподаватель Закона Божьего Федор Покровский говорил его маме: «Из ваших детей не выйдет ровно ничего. Разве только из одного старшего Александра». Другой педагог, Павел Вуков, уже после смерти классика вспоминал: «Девять лет глаза мозолил», и жаловался, что гимназист постоянно подрывал дисциплину: веселил одноклассников и устраивал разные затеи.
В гимназии Чехову плохо давались языки, зато он прекрасно знал Закон Божий, за что получил прозвище Благочестивый Антон. В школе ему прочили сан священника и карьеру церковника. Юный Чехов уважал и любил преподавателя Федора Покровского, поддерживал с ним отношения до самой смерти учителя. Биограф писателя Дональд Рейфилд писал, что «Покровский иной раз забывал о церковной науке и беседовал с гимназистами о войне, о Гете, Шекспире, Пушкине».
Два последних года обучения в Таганрогской гимназии юноша жил отдельно от семьи. Родители, спасаясь от долгов, перебрались в Москву. Чехову приходилось не только учиться, но и самому зарабатывать. Тем не менее, в старших классах его успеваемость улучшилась: он готовился поступать в Московский медицинский университет. Экзаменационное сочинение Чехова отметили за «литературные достоинства», и ему даже присудили 25 рублей стипендии как одному из лучших учеников.

Анна Ахматова
«Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно», — писала поэтесса о своих школьных годах.
Ее знали как Аню Горенко: псевдоним Ахматова появился позже. Анна училась в трех гимназиях: начала учебу в Царском Селе, затем, после развода родителей, год провела в Евпатории, а старший класс окончила в киевской Фундуклеевской гимназии.
Мариинская Царскосельская гимназия считалась престижным учебным заведением для девушек. Но, несмотря на это, Ахматова гимназию невзлюбила. Лидия Чуковская в своей книге «Записки об Ахматовой» сохранила несколько воспоминаний. «Гимназия в Царском, где я училась, была настоящая бурса», — считала повзрослевшая Ахматова. О себе она отзывалась скромно: «Я была самая заурядная, тихая, обыкновенная гимназистка».
Поэзией Ахматова увлекалась с детства и однажды принесла одноклассницам «Стихи о Прекрасной Даме» Блока. «И ты, Горенко, можешь всю эту ерунду прочесть до конца!» — заявила лучшая ученица класса.

Марина Цветаева
Поэтесса Марина Цветаева училась в нескольких школах. В девять лет она поступила в Московскую четвертую женскую гимназию, но в следующем году вместе с семьей уехала в Европу: у матери нашли туберкулез, ей требовалось лечение. Цветаева продолжила обучение в немецком и французском пансионах. В 1906-м, после смерти матери, будущая поэтесса вернулась в Москву и поступила в женскую гимназию имени Веры Павловны фон Дервиз.
Школьная подруга Софья Леперовская вспоминала Цветаеву такой: «Очень живая, экспансивная девочка с пытливым взглядом серых глаз и насмешливой улыбкой тонких губ. Причесана под мальчика, с челкой, закрывающей высокий лоб. Смотрела на всех дерзко, вызывающе, не только на старших по классу, но и на учителей и классных дам».
В гимназии Марина Цветаева училась хорошо, не прилагая особых усилий. «Оставаться долго в одной гимназии ей казалось скучным, и она вела себя так, что педагоги старались от нее избавиться, спешили перевести в другое учебное заведение», — писала Леперовская.
Поэтесса приносила в школу и давала читать девушкам запрещенную литературу — книги Чернышевского, Белинского, Герцена. Марина была бунтарь. Она просто дышала революцией. Однажды юную Цветаеву вызвали к директору и попросили одуматься.
Цветаеву отчислили за свободомыслие, чуть позже из гимназии Александры Самсоновны Алфёровой ее тоже исключили. В 1908 году она стала ученицей частной женской гимназии Марии Густавовны Брюхоненко и там получила аттестат.
Будучи гимназисткой, Цветаева уже писала стихи. В 1910 году опубликовала первый сборник «Вечерний альбом», состоявший из школьных произведений.

Владимир Маяковский
С 1902 года Маяковский стал учеником гимназии в Кутаиси. Он учился успешно, особенно легко давалось рисование. Один из Кутаисских художников считал мальчика настолько способным, что давал бесплатные уроки. Сестра Людмила говорила, что в семье никто не сомневался: «Володя будет художником». В автобиографической книге «Я сам» Маяковский писал о своих успехах в учебе: «Иду первым. Весь в пятерках». Учитель Всеволод Васильев вспоминал, что Маяковский не выделялся бойкостью характера, а был спокойным и скромным мальчиком.
Но уже через три года многое изменилось. В разгар первой русской революции 1905 года будущий поэт писал: «Не до учения. Пошли двойки. Перешел в четвертый только потому, что мне расшибли голову камнем, на переэкзаменовках пожалели».
После переезда в Москву Маяковский поступил в пятую классическую гимназию. В то время она была видным учебным заведением столицы. В разные годы там учились литератор Борис Пастернак, лингвист Дмитрий Ушаков, философ Владимир Соловьев и другие. Но у Маяковского с учебой в столице тоже не складывалось: «Перевелся в 4-й класс пятой гимназии. Единицы, слабо разноображиваемые двойками», — вспоминал он.
Вскоре будущего классика отчислили: семья не могла платить за учебу. Да и Маяковский вступил в социал-демократический кружок и стал участвовать в мятежах. Его даже несколько раз арестовывали. В тюрьмах он занимался самообразованием — читал Байрона, Шекспира, Толстого и пробовал сочинять сам. Желая получить образование, он поступил в Строгановское училище, откуда его также исключили за политическую деятельность. В итоге он стал студентом Училища живописи, ваяния и зодчества — единственного места, где не требовали документ о политической благонадежности.

О том, как учились писатели читайте здесь здесь здесь

Такая разная школа

Школа призвана не только дать человеку объем знаний, который позволит выбрать профессию, школа позволяет выработать свое отношение к жизни и людям, ценностную шкалу, человеческие качества. Какой выглядела школа в книгах писателей разных эпох?

  • Давыдычев, Л. И. Жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника : [повести] / Л. И. Давыдычев. — Москва : АСТ, 2005. — 416 с. — (Внеклассное чтение). — — Текст : непосредственный. Имеются экземпляры в библиотеках: ЦГБ им.Либединского, библиотеках-филиалах №№ 1, 2, 3, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17. Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова,второклассника и второгодника,написанная на основе личных наблюдений автора и рассказов, которые он слышал от участников излагаемых событий,а также некоторой доли фантазии
  • Томин, Ю. Г. А, Б, В, Г, Д и другие : Повесть / Ю. Г. Томин ; худ. Ю. Бочкарев. — Москва : Детская литература, 1982. — 183 с. : ил. — Текст : непосредственный. Имеются экземпляры в библиотеке-филиале № 6. История продолжается – пришельцы со своими таинственными экспериментами не оставляют Землю в покое. Не успел Феликс отбыть на свою планету, как на его место прислали инопланетную девушку Лену, которая выдает себя за инструктора по туризму и идет со школьниками в поход. Конечно, Алексей Палыч и Борька просто так не бросят наших детей на милость инопланетян, и отправляются вместе с ними в странное путешествие с происшествиями…
  • Алешковский, Ю. Кыш, Двапортфеля и целая неделя : Повесть / Ю. Алешковский ; авт. предисл. Н. Богатырёва ; худ. К. Почтенная. — Москва : Астрель ; Москва : АСТ, 2007. — 283 с. : ил. — (Любимое чтение). — Текст : непосредственный. Имеются экземпляры в библиотеке-филиале № 21. Добрая повесть замечательного писателя Юза Алешковского расскажет о захватывающих приключениях первоклассника Алеши Сероглазова, его первого настоящего друга Снежки Соколовой и очаровательного щенка Кыша. Это история о простых, но важных вещах: о преданности и честности, о порядочности и умении прощать, о смелости и справедливости.
  • Алексин, А. Г. Необычайные похождения Севы Котлова : Повесть / А. Г. Алексин ; худ. В. Коркин. — Москва : Стрекоза, 2006. — 72 с. : цв.ил. — (Библиотека школьника). — 36.14 р. — Текст : непосредственный. Имеются экземпляры в библиотеке-филиале № 21. Читая, окунаешься с радостью в быт, реалии Советского периода: читальня, милиционер, выдача паспорта в 16 лет. И сейчас пишут в обилии дневники, помогают ветеранам, наблюдают за спутниками и кометами, но время меняет познание, выбирает иные способы этого. Дети сегодняшних дней кто-то не обратят внимание на детали ушедшего, кто-то задаст вопросы, что будет здорово. Лучше, по-моему, обратить на них внимание, чтобы через интересную историю узнать ту эпоху.
  • Трауб, М. Дневник мамы первоклассника / Маша Трауб. — Москва : АСТ, 2009; 2011. — 285 с. — Текст : непосредственный. Имеются экземпляры в библиотеках: Отдел организации и использования единого фонда, ЦГБ им.Либединского, библиотеках-филиалах №№ 1, 2, 3, 6, 9, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 23.
  • Трауб, М. Второй раз в первый класс / Маша Трауб. — Москва : «Э», 2017. — 320 с. — (Проза Маши Трауб). — — Текст : непосредственный. Имеются экземпляры в библиотеках: Отдел организации и использования единого фонда. Пока эта книга готовилась к выходу,главный герой Вася стал второклассником. Вас все еще беспокоит счет в пределах десятка и каллиграфия в прописях? Тогда отгадайте загадку: «Со звонким мы в нем обитаем, с глухим согласным мы его читаем». Правильный ответ: дом — том. Или еще: напишите названия рыб с мягким знаком на конце из четырех, пяти, шести и семи букв. Мамам-рыболовам и биологам, которые наверняка справятся с этим заданием, предлагаю дополнительное. Даны два слова: «дело» и «безделье». Процитируйте пословицу. Нет, Интернетом пользоваться нельзя. И книгами тоже. Ответ: «Маленькое дело лучше большого безделья». Это проходят дети во втором классе. Говорят, что к третьему классу все родители чувствуют себя клиническими идиотами.

Книги о школьной жизни здесь здесь

Изображения с сайта https://yandex.ru/images/?from=tabbar

Библиотека рекомендует / ПроЧтение