«Я жил, сколь мог, для общего добра…»

14 июля исполняется 280 лет со дня рождения Гавриила Романовича Державина. Современному человеку, далекому от изучения истории русской литературы, этот поэт кажется предшественником Пушкина ( «Старик Державин нас заметил…»), чьи стихи сейчас невозможно читать. Впрочем, многие молодые читатели так думают и о Ломоносове, Тредьяковском, Карамзине…

О Державине можно сказать, что он прожил несколько разных жизней, настолько отличались друг от друга ее отдельные периоды. Гавриил Романович прошел путь от бедного солдата до министра юстиции и первого поэта империи.

Биография Державина здесь здесь здесь

Неудобный вельможа: Г.Р.Державин (1743-1816): информационный буклет / составитель О.Б.Шакирова. — Миасс: МКУ ЦБС, 2023. — 2 с.

В 19 лет Державин поступает в Преображенский полк — солдатом, а не офицером, как это было принято в дворянской среде. Здесь он становится участником исторических событий: дворцового переворота 28 июля 1762 года, а затем подавления крестьянского бунта.

Стихи писать Державин начал в 1772 году, они печатались, но оставались незамеченными. Владислав Ходасевич писал о его первых произведениях: «Выходило коряво и неуклюже; ни стих, ни слог не давались, а показать было некому, спросить совета и руководства — не у кого». Через 10 лет он сочинил одно из своих самых известных произведений — оду «Фелица», посвященную Екатерине II. Название поэт взял из педагогического сочинения императрицы — «Сказки о царевиче Хлоре». В его стихотворении «царевна киргиз-кайсацкия орды» превратилась в идеал просвещенной правительницы, матери народа.Тогда и пришла к нему литературная слава.

Его стихи уже более понятны современному читателю, по сравнению с предшественниками. Они более человечны, в них больше эмоций и жизни, зато меньше выспренности (хотя в «Фелице» градус высокопарности зашкаливает — оно и понятно: все-таки императрице писал и, кстати, получил от нее за это золотую табакерку с 500 червонцами).

Державин пишет и о государстве, и о человеке. Создает лирику и философию. В стихотворении «Снигирь» он оплакивает смерть Александра Суворова (при которой, кстати, присутствовал лично). Его считают представителем русского классицизма, самым сильным и зрелым, продолжателем Ломоносова и Сумарокова.

Гавриил Романович Державин служил одной императрице и двум императорам. В 1773—1775 годах Державин лично участвовал в подавлении пугачевского восстания. При штабе командующего войсками он вел документы, руководил лазутчиками, опрашивал население. Что интересно, он и в условиях непростой боевой обстановки ухитрялся писать. В 1774 написал целых четыре оды и позже смог опубликовать их. Его записи — ценнейший подарок для историков, которые изучали и изучают восстание, поскольку подпоручик Державин собрал подробный материал. Пушкин, кстати, когда писал «Историю Пугачевского бунта» и «Капитанскую дочку», во многом опирался на материалы, собранные Державиным.

Когда Державин ехал в Петербург, его остановили на карантинной заставе — при въезде в столицу. В это время в России свирепствовала чума, и поэта заставили сжечь все его бумаги: «Все, что во всю молодость свою чрез 20 почти лет намарал, как-то: переводы с немецкого языка и свои собственные сочинения в прозе и стихах. Хороши ли они или дурны были, того теперь сказать не можно; но из близких его приятелей кто читал… весьма хвалили». Многие из утраченных стихов Гавриил Державин потом воспроизвел по памяти.

Сенатская должность все же позволила ему жить безбедно, получить целое губернаторство (сначала был губернатором Олонецкой, а потом Тамбовской губернии), а потом стать и личным секретарем императрицы. Правда за борьбу с бюрократией должности губернатора Державина лишили (чиновники слезно умоляли Екатерину II отозвать чересчур ретивого начальника и она их послушала). Но зато никто не мешал ему писать. Его оды пользовались заслуженной популярностью, причем о творчестве поэта говорили не только на Родине, но и за рубежом.

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться,
И философа брать вид…

Он писал философскую лирику — оды «На смерть князя Мещерского» (1799), «Бог» (1784), стихотворение «Осень во время осады Очакова» (1788). Кстати, губернаторство, сытая и вольная жизнь позволили Державину написать лучшее свое произведение – оду «Бог», в которой он пытается определить место человека и его предназначение в мире.

Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества,
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества.
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю;
Я царь, — я раб, — я червь, — я бог! —
Но будучи я столь чудесен,
Отколь я происшел? — Безвестен;
А сам собой я быть не мог.

Человек по Державину — и Бог, и царь, и раб, и червь одновременно. Эта ода так потрясла современников поэта, что ее сразу же признали одним из самых выдающихся произведений века, немедленно перевели на несколько европейских языков и зачитывали в крупнейших салонах Петербурга.

В 1783 году была основана Императорская Российская академия — Державин был ее членом. Вместе с Фонвизиным и другими крупными деятелями науки и образования Гавриил Романович участвовал в составлении и издании первого толкового словаря русского языка.

В 1791 году Державин создал первый гимн России, хоть и неофициальный. Шла война с Турцией, русские войска под предводительством Александра Суворова взяли крепость Измаил. Вдохновленный этой победой, Державин написал стихотворение «Гром победы, раздавайся!». Стихотворение положил на музыку композитор Осип Козловский. Только через 15 лет «Гром победы» сменился официальным гимном «Боже, Царя храни!».

Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся.
Магомета ты потрёс!

Припев:
Славься сим, Екатерина!
Славься, нежная к нам мать!

Уж не могут орды Крыма
Ныне рушить наш покой;
Гордость низится Селима,
И бледнеет он с луной.


В 1803 году Державин уходит в отставку, и полностью посвятил себя литературе. Он писал трагедии, комедии и оперы для театра, создавал поэтические переводы Расина. Также поэт сочинял басни («Жмурки», «Выбор министра»), работал над трактатом «Рассуждение о лирической поэзии или об оде». «Заметки», как называл их автор, содержали теорию стихосложения и примеры — поэзию разных периодов, начиная с древнегреческой. В 1812 году поэт написал сказку «Царь-девица».

Гавриил Державин организовал литературный кружок «Беседа любителей русского слова». В него вошли писатели Дмитрий Хвостов, Александр Шишков, Александр Шаховской, Иван Дмитриев.

Державин присматривался к талантливой молодежи, особенно уже в почтенном возрасте, ближе к смерти. Он продолжал интересоваться образовательными учреждениями, и знаменитая встреча с юным Пушкиным в Царскосельском лицее — не художественный вымысел, а действительно происшедшее событие. 72-летний корифей русской поэзии приехал в лицей принимать экзамены у учеников 8 января 1815 года, и 15-летний Саша Пушкин прочел ему свои стихи. Пушкин позднее так описывал их первую встречу:

«Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвислы; портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом … Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, когда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять… Меня искали, но не нашли…»

Вечером, дома, Гавриил Романович записал в особой тетрадке: «Пушкин на лицейском экзамене». А сам Александр по просьбе Державина переписал для него «Воспоминания в Царском Селе». Этот листок поэт также подшил в тетрадь и всем гостям не уставал говорить: «Пушкин еще в Лицее перещеголял всех писателей».

Знаменитые пушкинские строки: «Старик Державин нас заметил. И, в гроб сходя, благословил» появились на свет гораздо позже, в «Евгении Онегине», когда Гавриила Романовича уже не было на свете.

Последним произведением Гавриила Державина стало неоконченное стихотворение «Река времен в своем стремленьи…». В 1816 году поэт скончался в своем новгородском имении Званка.

Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы!

Интересно, что во второй половине XIX века произведения Державина в России популярны не были — его считали своеобразным «нафталиновым дедушкой». А вот в начале XX поэты Серебряного века обратились к нему вновь.

Изображения с сайтов: Commons.wikimedia.org, realnoevremya.ru

Библиотека рекомендует / ПроЧтение