22 апреля исполнятся 125 со дня рождения удивительного писателя — Владимира Владимировича Набокова ( 1899 — 1977). Его судьба — человеческая и писательская — словно соткана из противоречий:
- он покинул Россию в юности, но в творчестве своём все время возвращался к русским героям, русским темам и русской истории;
- не принял советской власти, но и с её противниками дела иметь не хотел;
- был верен одной женщине всю жизнь, но стал автором знаменитой на весь мир «Лолиты», ставшей для многих чуть ли не символом литературной порнографии;
- никогда не хотел вернуться на Родину («Вся Россия, которая мне нужна, всегда со мной…»),
- но став уже признанным англоязычным автором, сказал: «Личная моя трагедия – которая не может и не должна кого-либо касаться – это то, что мне пришлось отказаться от природной речи, от моего ничем не стеснённого, богатого, бесконечно послушного мне русского слога ради второстепенного сорта английского языка».
Биография Владимира Набокова здесь здесь здесь
На самом деле, творчество Владимира Набокова – совершенно особенное явление мировой литературы. Его нельзя назвать русским, немецким или американским писателем, ибо его творчество не вписывается в какие-либо рамки, стилистические или национальные. Проза Набокова пронизана поистине романтическими идеями противопоставления героя серому миру обывателей, трагического случая, мимолетного переживания, хрупкости истинной красоты.
Набоков был остёр на язык и никогда не скрывал своих мыслей. Он был человеком страстным во всем — в творчестве, в преподавании, в критике. Это касалось и литературных дел. Он с открытым презрением рассуждал не только о некоторых современниках, но и о признанных классиках. У Набокова был собственный хейт-лист, в который внезапно оказались включены такие шедевры мировой литературы, как «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя и «Дон Кихот» Сервантеса. Особенно досталось Достоевскому – «любителю дешевых сенсаций», «ничтожеству» Фолкнеру, Пастернаку с его «развратным синтаксисом» и Томасу Манну – «крошечному писателю, писавшему гигантские романы».
Страницы книг Набокова густо населены бабочками различных видов – это и лимонница в романе «Дар», и капустница в «Короле, даме, валете», и индийский шелкопряд в рассказе «Рождество», и грушевая павлиноглазка в «Приглашении на казнь». Отчего такое разнообразие? Дело в том, что у автора скандального романа было удивительно невинное увлечение – ловля бабочек. Конечно же, он не только их ловил, но и изучал и даже открывал новые виды. Всего им было открыто более 20 видов бабочек, среди которых наиболее известна Nabokovia, названная по фамилии писателя.
Кроме того, он написал 25 статей и заметок о бабочках в научные журналы, что говорит о профессионализме Набокова как энтомолога. За всю жизнь ему удалось собрать огромную коллекцию из 4324 бабочек, которую после смерти писателя его жена Вера любезно подарила Лозаннскому университету.
В детстве Набоков готовился к тому, чтобы стать художником. В 13 лет Володе даже наняли преподавателя, художника Добужинского, о котором он потом будет отзываться с благодарностью. А вот сам Добужинский назовет Набокова бездарнейшим из всех его учеников.
«Я мыслю как гений, пишу как выдающийся автор и говорю как дитя», — говорил о себе Набоков.
Его сердце говорило по-русски ….: В. В. Набоков (1899-1977): библиографический очерк / составитель О.Б.Шакирова. – Миасс: МКУ ЦБС, 2024. – 36 с. – Текст: непосредственный, электронный.
Библиографический очерк посвящен русским мотивам в творчестве писателя и включает в себя разделы:
• Американский писатель, рожденный в России – биография В.В.Набокова;
• Писать по-русски – краткий анализ «русских» романов писателя;
• Владимир Набоков – преподаватель и литературный критик;
• Библиография – список литературы о жизни и творчестве В.В.Набокова, в том числе электронный ресурсов.
Библиотека рекомендует / ПроЧтение |