Уверенный голос Веры Пановой


20 марта исполняется 120 лет со дня рождения Веры Федоровны Пановой (1905-1973). «Первая вне всякого сравнения писательница Советского Союза«, — говорил о ней Корней Чуковский. Она написала десятки романов, повестей и пьес в жанре социалистического реализма. Ее жизнь, жизнь известной советской писательницы, лауреата трех Сталинских премий, но при этом жены врага народа, и сама похожа на роман: здесь есть драма, любовь до гроба, нищета и богатство, позор и признание, — впору кино снимать. Пьесы Пановой ставили выдающиеся театральные режиссёры — Ю.А. Завадский, А.Д. Попов, Н.П. Охлопков, Г.А. Товстоногов. Фильмы, поставленные по произведениям Веры Пановой (а было снято 14 фильмов), получили мировое признание.

Биография Веры Федоровны Пановой здесь здесь здесь
«Ничто любимое не может быть обузой»: Вера Панова (1905-1973): информационный буклет /составитель О.Б.Шакирова. — Миасс, МКУ ЦБС, 2025. — 2 с. — Текст: электронный.

Цепкая память Веры Пановой сохранила мельчайшие подробности прошедших эпох, (именно эпох, а не эпохи): цвета, запахи, предметный мир, звуки, старинные говоры, анекдоты, специфические выражения. Гимназия, обыватель, домовладелец, уплотнение, совдеп, пролетариат, буржуазия, белогвардеец, контрреволюция, барахолка, коммуналки, карточки. Многообразие характеров, лиц, имен, судеб, голосов. В ее портретной галерее спокойные, благостные лики бабушек и дедушек сменяются аффектированными личинами времен авангардизма, потом лица обретают плакатную чеканность и строгость. Сумбур революции и гражданской войны, безумие тридцатых, лихолетье Отечественной. В конце жизни она с мельчайшими подробностями воспроизвела все это в повести «Мое и только мое». Повесть вышла в 1975 году, уже после смерти писательницы и со значительными купюрами.

Репрессии вошли в ее жизнь в 1934 году, когда ее второго мужа, Бориса Вахтина , обвинили в троцкизме и уволили из газеты «Молот». Произведения Бориса Вахтина и Веры Вельтман (юношеский псевдоним Пановой) были целиком изъяты из общих фондов ростовских библиотек согласно приказу Ростовского Облкрайлита № 2 за 1941 год.

Война застала В.Ф. Панову в городе Пушкин под Ленинградом, где она жила с дочерью Наташей. К этому времени Вера Федоровна уже начинающий автор, чьи пьесы ставят в театре имени Моссовета и ленинградском театре имени А.С. Пушкина. Но на Украине, в деревне Шишаки Полтавской области, у родственников первого мужа (Арсения Старосельского) , оставалась её семья — две бабушки с малолетними сыновьями. В ее жизнь вошли грохот канонады, разбитый снарядом рояль, смерти кругом (однажды ей пришлось голыми руками вытаскивать железный осколок из живота прохожего, раненного на ее глазах), страх за дочь, которая рядом, и еще больший страх неизвестности за маму и сыновей. Проснуться утром, вспомнить: в городе немцы, чужие, враги, всесильные над тобой, и деваться тебе некуда, и негде искать защиты. Каждый день испытывал на прочность, на силу воли. «Она такая маленькая была, с аккуратной прической, — вспоминал писатель Валерий Попов, — но от нее какая-то сила шла. Чувствовалось, что в ней есть ядро«.

Шишаки быстро оказались под немцами. А в конце сентября враг, прорвав линию фронта, вошёл уже в Пушкин. Собрав практически всех беженцев в один эваколагерь, немцы решили погнать женщин с детьми пешком в Гдов и Псков. Панова понимала, что вряд ли осилит весь путь. Неразбериха позволила ей затесаться в ряды прибалтийцев и уехать с ними на автобусе в Нарву, где беженцев бросили в местную синагогу. Здесь был фильтрационный пункт, устроенный немцами в синагоге в Нарве, где Вера с 16-летней дочкой на полу жили беженцами, но где несчастные, завшивленные люди хором красиво пели «Вдоль по улице метелица метет…». Эти события станут потом основой для ее известной пьесы «Метелица». И на театральной премьере в 1960-х она будет отчаянно ждать, что кто-то из тех, кто пел, сидит сейчас в этом зале.

А потом была долгая дорога до Шишаков. В середине сентября 1943 года к Шишакам вплотную подошли наши части. Немцы сильно занервничали. «Александра Яковлевна, дорогая! – сообщала Панова сразу после освобождения Шишаков своей приятельнице, детскому драматургу Брунштейн. – Всё видела своими глазами, написать есть о чём. Наш район выжжен, много людей перебито. В некоторых пунктах немцы жгли людей живьём, давили танками, травили газами. Мы – почти всё село – бежали в лес и жили там до прихода наших. Ну, это всё потом. Наши пришли 22 сентября, а сегодня у нас начала работать почта, и я спешу написать всем«.

В 1944-м Арсений Старосельский, который к тому времени был на Урале, оформил всем Пановым вызов в Молотов (сейчас это город Пермь) и потом даже помог своей первой жене устроиться на работу в железнодорожную газету»«Сталинская путёвка».

«Семья Пирожковых«
В Молотове была проблема обустройства эвакуированных детей, оставшихся без родителей. Областная газета «Звезда» очень хотела, чтобы Панова написала для них на эту тему очерк. Взявшись за сбор материала, она обнаружила одну знаменательную черту. «Наиболее стремились получить ребёнка на воспитание те люди, – вспоминала потом писательница, – у которых было много детей. Помню одного милиционера и его жену, у них было трое собственных детей, жили они в коммунальной квартире, а между тем – как они добивались получить из детдома ещё одного ребёнка. Им отказывали, ссылаясь на неважное их устройство, а они продолжали, что называется, обивать пороги учреждений, пока не добились своего. Помню, как гордо они уводили из детдома сиротку-девочку, держа её за руки, как жена милиционера строила планы, как она оденет девочку (свои дети у неё были мальчики). Всё увиденное показалось мне так важно, что захотелось написать не очерк, а повесть, хотя бы совсем маленькую».

Сначала повесть называлась «Семья Пирожковых» — по фамилии того самого многодетного милиционера из пермской коммуналки. Текст напечатали в журнале «Прикамье», на читку собрался весь коллектив редакции, набившись в маленькую комнатку. Здесь Вера Панова впервые увидела реакцию слушателей: равнодушных глаз не было.

После демобилизации с фронтов Гражданской войны молодой рабочий Евдоким Чернышев решает жениться, мечтая о большой семье. Его напарник старик Авдеев, не откладывая дела в дальний угол, знакомит положительного Евдокима со своей дочерью, Евдокией. Сама судьба свела: даже зовут невесту так же, именно с нею должен он свить своё заветное гнездо. Однако после скорой женитьбы страшное известие свалилось на голову Евдокима: не будет у его ясной красавицы жены детей: нагрешила в ранней молодости, да еще и с иноверцем – татарином Ахметкой. Но дети появились, один за другим, целых пятеро, правда, трое совсем чужих и двое сирот-племянников. Приемные малыши. Подобранный на улице Андрей. Подброшенный на крыльцо Сашка. Дружные дети, работящие, любящие своих родителей.

Спустя годы писательница поняла, что главное драматическое лицо в её повести – не милиционер Пирожков, а Евдокия. Поэтому, когда Татьяна Лиознова взялась за экранизацию, Панова настояла, чтоб фильм получил другое название: «Евдокия».

«Спутники«
После успеха «Семьи Пирожковых» Пановой в декабре 1944 года предложили отправиться на военно-санитарном поезде № 312 на фронт за ранеными. В Главсанупре хотели, чтобы об их передовом госпитале на колёсах появилась брошюра. Четыре месяца В.Ф.Панова провела в санитарном поезде. В итоге была издана брошюра «Новое в работе военно-санитарного поезда № 312«, которая вышла под именем майора медицинской службы Н. П. Даничева. Брошюра была для служебного пользования, все люди и факты в ней реальны. А позднее, уже под своим именем, Панова написала первую часть повести «Санитарный поезд«. В журнале «Знамя» повесть появилась в 1946 году. А через год писательнице дали за неё Сталинскую премию первой степени.

Книга была представлена на пленуме Союза советских писателей в Москве и очень понравилась слушателям. Поэт и общественный деятель Николай Тихонов отмечал: «В. Панова несомненно талантлива. У неё уверенный голос, ясное повествование, она знает своих героев и любит их«. Вторую часть Панова написала чуть ли не в один присест. В процессе работы появилось и новое название: «Спутники».

Первые дни войны. Иван Егорыч Данилов назначен комиссаром санитарного поезда. Правда поезд ещё не готов и команду он должен сформировать с нуля. И он ищет и формирует так, что совершенно разные, не похожие ни чем люди становятся единой сплочённой командой. «Мы должны быть ангелы. Херувимы и серафимы, да. Мы — братья и сёстры милосердия», — говорит комиссар. Эта повесть — о том, как спасали и как жили врачи, санитарки, медсёстры и те, чей повседневный подвиг вообще мало кто замечает — технический персонал. Для раненых они действительно стали херувимами и серафимами. Всё, что описано в книге, мало чем отличается от реалий Военно-санитарного поезда 312. Вера Панова по очереди освещает каждого героя ярким прожектором, они вспыхивают – и уступают место другим. Они становятся живыми под авторским пером, их много, второстепенных и эпизодических, они лечат и страдают от ран, теряют близких и получают награды. Их начинаешь воспринимать почти как родных…

Они оказались спутниками на той дороге, которую указала им самая страшная война, – комиссар Иван Данилов, начальник санитарного поезда доктор Белов, хирургическая медсестра Юлия Дмитриевна, санитарка Лена, прибившаяся к поезду девочка-подросток Васька и все те, кто выполнял подвиг милосердия в лишившемся милосердия мире. Те, кто запасался лекарствами, стирал постельное бельё, готовил еду для раненых и бегал на перрон купить им малины. Те, кто кидал уголь в топку паровоза, налаживал электричество, устанавливал радиоточку в перевязочной, кормил поросят и кур в приспособленном вагоне. 75 человек персонала — спутников, которые за четыре военные года совершили 53 рейса, вывезя в тыл 24625 раненых.

О повести «Спутники» здесь здесь

Повесть «Спутники» экранизирована трижды. В 1965 году вышла снятая на киностудии «Ленфильм» картина «Поезд милосердия«. Но она не так известна, как четырёхсерийный телефильм «На всю оставшуюся жизнь…», поставленный знаменитым в будущем театральным режиссёром Петром Фоменко и показанный в 1975 году. Этот телесериал помнят в том числе и по прекрасной, глубоко трогающей душу песне, строчка из которой дала название всему фильму. Текст писали режиссёр Пётр Фоменко и сценарист Борис Вахтин, сын Веры Пановой, музыку сочинил замечательный композитор Вениамин Баснер.

Песня «На всю оставшуюся жизнь » — здесь

В 2015 году вышел фильм » Спутники». Режиссер сериала Иван Шурховецкий, автор сценария Наталья Назарова. Авторы, в попытках по-новому взглянуть на события советской истории сместили акценты. Поэтому в чистой и светлой истории Веры Пановой появились сексуально озабоченная героиня, кровавые энкведешники; стукача-карьериста, который к тому же насильник, вор и мародер, старый врач-либерал, обличающий проклятый советский тоталитаризм и т.п. Успеха этот сериал не имел.

Могла ли вдова расстрелянного троцкиста подумать о том, что за повесть «Спутники» ее наградят в 1947 году Сталинской премией, да еще и первой степени? Премия была высшей государственной наградой СССР, выше некуда. Первая степень кроме почета давала денег — 100 000 рублей, важную красную «корочку» и бесплатный проезд. Сталинских премий Вера Федоровна получит еще две: в 1948-м за роман «Кружилиха», в 1950-м за повесть «Ясный берег».

«Кружилиха»
Идея написать роман из жизни Мотовилихинского завода возникла у Пановой еще в Молотове. Но вплотную за реализацию этого замысла она взялась уже после переезда в Ленинград. У этой книги непростая судьба. Все первые отзывы в прессе были сплошь негативными. Правда, печатно критики ругали романистку не за художественную беспомощность, а за нечёткость в идейных позициях. Спас романистку от возможных оргвыводов лично Сталин, подписав в 1949 году указ о присуждении ей за «Кружилиху» очередной Сталинской премии.

Действие происходит в последние месяцы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные месяцы на крупном уральском оборонном заводе. Война свела на Кружилихе, так называется завод, людей очень разных, но их объединяет стремление помочь фронту, сделать всё для победы. В основе сюжета лежат производственные дела, но не только они — в романе довольно много личной жизни, внутреннего мира разных людей, быта. Главная тема — стремление главного героя, директора завода Листопада, выполнить производственные задачи и совместить их со своими личными целями в жизни. Герои в романе отнюдь не идеальны: они сомневаются, совершают ошибки. В произведении нет абсолютно безупречного человека, которого можно было бы сделать однозначным героем повествования и образцом для всех прочих. На страницах произведения затронута и тема стахановства. Вера Панова переосмыслила ситуацию, наглядно доказав, как быстро выгорают работники, стремящиеся беспрерывно увеличивать количество сделанного.

О романе «Кружилиха» здесь здесь здесь

«Сережа»
В 40 лет Вера Федоровна стала, как и мечтала, профессиональным литератором. Вообще за свои 67 лет она написала 6 романов и 6 повестей, 12 пьес, 10 сценариев. Но, как это иногда бывает, самым большим ее произведением стала маленькая детская повесть «Сережа», оставшаяся без официальных наград. Первым эту вещь напечатал в 1955 году в «Новом мире» Константин Симонов.

«Вы написали классическую книгу, которая рано или поздно создаст Вам всемирное имя, – писал Пановой после прочтения повести Корней Чуковский. – Не сомневаюсь, что её переведут на все языки, дело не только в том, что впервые в истории русской литературы центральным героем поставлен шестилетний ребёнок, но и в том, что сама эта повесть классически стройна, гармонична, выдержана во всех своих – очень строгих! – (подлинно классических) пропорциях. Это-то и восхищает меня больше всего, – дивная соразмерность частей, подчинённость всех образов и красок единому целому, та самая, что чарует нас в пушкинской и чеховской прозе. Для меня точно так же классичны и «Спутники«.

Повесть адресована в первую очередь взрослым. Несмотря на то, что главный герой книги — 5-летний мальчик, она рассказывает о том, как ребёнок познаёт мир, в нём много непонятного и пугающего. Вера Панова использует метод контраста. Благодаря ему читатель может видеть одну и ту же ситуацию глазами и ребёнка, и взрослого. То, что для старших персонажей «Серёжи» является обыденностью (улицы, дворы, домашние животные), у главного героя вызывает «восторг первооткрывателя».

Ключевой конфликт повести — отъезд семьи на новое место работы отчима в Холмогоры. Мама, Коростелёв и младший брат уезжают, а Серёжу, слабенького после болезни, оставляют. Ощущение отверженности и беспомощности перед чужой волей меняет Серёжу: он становится молчаливым, перестаёт задавать вопросы. Вера Панова не подталкивает читателей ни к каким выводам и не подводит морали. Она приглашает вместе с Серёжей взглянуть на многие вещи глазами ребёнка.


Впоследствии бывший архитектор Георгий Данелия и театральный режиссёр Игорь Таланкин сняли по повести «Серёжа» художественный фильм, который в июле 1960 года получил на Двенадцатом Международном кинофестивале в Карловых Варах главную премию – Хрустальный глобус. Для Георгия Данелии с экранизации повести Пановой началась блистательная режиссёрская карьера. Этому поспособствовала сама писательница, выбравшая для постановки молодого выпускника режиссёрских курсов, а не маститых специалистов.

О повести «Сережа» здесь здесь здесь

С возрастом Вера Федоровна, подобно многим писателям, обратилась к историческому жанру: написала исторические повести «Сказания об Ольге» — о первой русской правительнице, «Сказания о Феодосии» — о Киевской Руси, «Кто умирает» — о конце царствования Василия III и ряд других. Как ни удивительно, несмотря на содержательность и прекрасный слог, исторические сочинения Веры Пановой сейчас мало известны, к сожалению.


В памяти читателей Вера Панова осталась еще и как персонаж историй Сергея Довлатова . Лев Лурье , литературный критик и общественный деятель: «Довлатов прекрасно знал Панову. В конце 60-х он работал у неё литературным секретарем. Со страниц прозы Довлатова Панова предстает воплощением абсолютной нормы. О ней не было сказано ни одного дурного слова. Она единственный положительный персонаж в прозе Довлатова. Такой уж она была человек«.

В. Ф. Панова была советской писательницей, чье творчество специалисты относят к направлению соцреализма. Но в отличие от многих своих современников, она не вмешивалась в политику. Ей были интересны люди, а не большие свершения. Книги Веры Федоровны — значимый элемент в причудливой мозаике нашего прошлого, помогающие увидеть его в многоцветной целостности, а не сквозь черные или розовые очки добросовестных и не добросовестных интерпретаторов.

О творчестве В.Ф.Пановой здесь

Библиотека рекомендует / ПроЧтение