
7 сентября, 155 лет назад, родился Александр Иванович Куприн (1870-1938). У него был талант к любви – в разных её проявлениях. Куприн писал: «Любовь одна дороже богатства, славы и мудрости, дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти». А еще Александр Иванович считал: «Для любви нужен особый талант, как для музыки, живописи, скульптуры, пения, стихотворчества».
Сегодня его имя по праву вписано в русскую литературную классику. Его произведения изучают в школе и охотно экранизируют , причем экранизации начались ещё при жизни Куприна, и уже снято около 30 фильмов.






Александр Иванович был жаден до жизни. Он примерил на себя не одну профессию: учитель, актёр, цирковой борец, боксёр, рекламный агент, землемер, рыбак, воздухоплаватель, шарманщик — и это далеко не полный список. Не приняв революцию 1917 года, Куприн уехал из страны. Однако его литературный талант за рубежом оказался никому не нужным. Александр Куприн никогда не был писателем советским, скорее – «дореволюционным». Именно так его назвали в газете «Правда» в 1937 году в заметке о возвращении писателя на родину из эмиграции. Куприн вернулся больным, и всего через год после возвращения, умер.
Биография писателя здесь здесь здесь

Куприн ценил и любил всегда не вымышленную, а настоящую жизнь во всех её проявлениях. Писательская карьера его началась совершенно случайно. Находясь в военном училище, он написал и опубликовал рассказ «Последний дебют» об актрисе, которая покончила с собой прямо на сцене. Для человека, состоящего в «славных рядах будущих героев отечества», подобная проба пера считалась неприемлемой — в тот же день за свой литературный опыт Куприн отправился в карцер на двое суток.
Выпускник престижного Александровского военного училища , он написал повесть «Поединок», где описана армейская жизнь с её непонятными уставами и самодурством высших чинов. Однако автор отнюдь не преувеличивал, повесть во многом автобиографична. В её основе личные впечатления Куприна, который четыре года офицером проходил службу в захолустном городке Подольской губернии. Автор описывает типичный быт российской армии: замордованные солдаты и побаивающиеся офицеров обыватели. А сами офицеры? Пьют, гуляют, играют в карты, скандалят. Несладко приходится и их женам. Выходя за офицера, любая девушка мечтает о счастье, об обожании, о защите, верит в прекрасное будущее. А тут… На фоне пьянства, разврата и недалёкой армейской жизни вырисовывается всего один светлый, романтичный образ — офицера Ромашова. Но Ромашов — трус, не способный защитить любимую женщину от мерзостей быта. Единственное, что может выдумать – погибнуть во имя любви. Как глупо! Или всё же романтично? Повесть встретила восторженные отзывы писателей: М. Горького, К. Паустовского и многих других. Однако большинство современников автора восприняли это произведение как клевету. И больше всего ему досталось от военных. Эта история о безнадежной любви в безнадежной ситуации 6 раз экранизирована, в том числе в 1910 году, ещё при жизни Куприна, режиссером Андре Мэтром




Куприн много пишет о любви – в разных её ипостасях. О вообще считал: «не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!». Как и герой «Поединка», персонаж рассказа «Гранатовый браслет» влюблён в замужнюю женщину. В основе одного из самых известных рассказов Куприна лежит реальная история — любовь скромного телеграфного чиновника к светской даме, матери писателя Льва Любимова. Куприн же добавил в эту историю больше драматизма, дополнив рассказ печальным вариантом концовки — самоубийством героя. Любовь Желткова к Вере Николаевне — чистое, бескорыстное чувство. Он любит её на расстоянии, не надеясь на взаимность. Его любовь становится для него смыслом жизни, а в финале — причиной смерти. В свою очередь, Вера Николаевна, которая сначала воспринимает симпатию Желткова как нечто навязчивое, в конце понимает, что мимо неё прошла редкая, истинная любовь. В результате у автора получилась история любви, которая, как известно, случается «один раз в несколько сот лет». Сила любви – чистой, платонической, оказавшейся сильнее естественной тяги к жизни — придала масштаб фигуре Желткова и отбросила отсвет на однообразное, заурядное в остальном существование княгини Веры. Существуют как советская (1964), так и российская версии (2017).

Поэт Антонин Ладинский обвинял текст в неправдоподобности, Куприн же утверждал, будто история эта произошла на самом деле. Более того, Александр Иванович так рассвирепел от неоправданных претензий, что даже вызвал товарища по перу на дуэль.

А вот в повести «Суламифь» — любовь предстает не менее сильной, но вполне плотской, осязаемой. В основу сюжета легло библейское предание о Суламифи или Суламите, упоминаемой в «Песни песней Соломона». Царь Соломон влюбляется в юную Суламифь, простую девушку из виноградника, и они предаются любви семь дней и шесть ночей. Царица Астис, верховная жрица и ранее любимая супруга Соломона, пылает ревностью и подговаривает Элиава, главу царской стражи, убить Суламифь. Суламифь предчувствует свою гибель, о чём рассказывает Соломону в их седьмую ночь. Элиав убивает её, пронзив мечом. Женская ревность оказывается сильнее счастья. Но пусть Суламифь мертва, любовь к ней сильнее смерти. Эта повесть, наверное, самое поэтичное произведение автора. Это произведение нельзя читать в плохом настроении – оно для по-настоящему влюбленных душ. Но если любовь коснулась своим крылом — её можно даже станцевать : Прозрение. Экранная версия балета-притчи Легенда по повести Куприна Суламифь
В повести «Яма» Куприн снова говорит о любви, но на этот раз – о продажной. Повесть посвящена проституции в России. Критика усмотрела в произведении попытку автора оправдать проституцию. Куприн же утверждал, что в первую очередь мечтал показать читателю драму девушек, вынужденных торговать собственным телом. В 1915 году издательство, опубликовавшее «Яму» Куприна, было привлечено прокуратурой к ответственности «за распространение порнографических изданий». Современникам автора казалось неприемлемым то, что в «Яме» Куприн не только не осуждал, но даже сочувствовал этим женщинам, он пишет реалистично, чтобы максимально точно и достоверно передать жизнь обитателей заведения Анны Марковны Шойбес. Куприн не избегает грубых и шокирующих деталей, чтобы показать всю жестокость и несправедливость существующей системы. Повесть оставила значительный след в русской литературе и стала важным документом своего времени, поднимающим вопросы, актуальные и по сей день. Повесть «Яма» Александра Куприна экранизирована в двух проектах — фильме 1990 года и сериале 2014 года.




«Олеся». Куприн всегда считал «Олесю» одним из лучших своих произведений, хотя и соглашался с Антоном Чеховым, который называл её «юношески-сентиментальной и романтической вещью». У первой публикации повести имелся подзаголовок — «Из воспоминаний о Волыни». Куприн и здесь использовал как основу реальные события. В Полесье он познакомился с местным помещиком Иваном Порошиным. Приятель рассказал о романе с крестьянкой, которую считали ведьмой, — так у писателя и возник замысел «Олеси». Главному герою даже дано имя его прототипа — Ивана Тимофеевича. Возможна ли любовь образованного барина и сельской девушки? Да, говорит Куприн, но на лоне природы, вдали от цивилизации и предрассудков. Повесть «Олеся» — одно из самых известных произведений автора, она вдохновила многих режиссёров, произведение было трижды экранизировано.




А разве не любовью, основанной на дружбе и доверии, проникнуты те рассказы Куприна, которые сейчас изучают в рамках школьной программы и на уроках внеклассного чтения. Детские повести стали отдельным направлением в творчестве литератора. Чаще всего речь в них шла о животных — и все они демонстрируют читателю нежную любовь Куприна к зверям, которые иногда оказываются более приятными, чем люди.





- «Слон» — история о настоящем чуде, благодаря которому выздоровела маленькая девочка. А ещё о том, как важно любить детей, понимать их и прислушиваться к их мечтам.
- «Барбос и Жулька» — трогательная до слёз история дружбы дворовой собаки Барбоса и комнатной собачки Жульки. Маленькая Жулька бесстрашно бросается на защиту друга и погибает. Барбос рвется проститься со своей подругой.
- «Белый пудель» — рассказ о настоящей дружбе между человеком и собакой, которую нельзя купить ни за какие деньги.
- «Чудесный доктор» — трогательный рассказ о добром и неравнодушном докторе Пирогове, который вылечил от тяжелой болезни девочку из бедной семьи. В самом начале писатель упоминает, что этот сюжет вовсе не вымысел, а вполне реальная история, произошедшая с хорошо известными ему людьми.
- «Тапёр» — рассказ о том, что настоящий талант всегда пробьет себе дорогу.
- «Ю-ю»: история о кошке Ю-ю. Это была изящная, умная и горделивая кошка. Она всегда вела себя по-аристократически сдержанно, не выражая бурных эмоций. Но когда в семье тяжело заболел ребёнок, Ю-ю преданно дежурила возле дверей его комнаты, не зная отдыха.

«Слово — искра в движении сердца…»: А.И.Куприн (1870-1938): рекомендательный список / составитель О.Б.Шакирова. — Миасс: МКУ ЦБС, 2025. — 2 с. — Текст: электронный
Куприн был большим жизнелюбцем. Потрясающей энергией заряжены и его произведения. И пусть завершает он их чаще трагично, пусть обнажает самое дно людских пороков, но заодно указывает путь к простому человеческому счастью, которое было совсем близко, просто в него, в это счастье, не верили. Это как наглядный пример: живите, любите, творите! Не повторяйте ошибок героев. И будьте счастливы.

| Библиотека рекомендует / ПроЧтение |

