Октябрь 1917 года: Великий Перелом


Более ста лет в России (тогда еще Российской империи) произошла революция, поделившая историю большой страны на ДО и ПОСЛЕ. И, кажется, 100 лет – достаточный срок, чтоб утихли эмоции, притупилась боль от ран, примирились бывшие враги. Но нет. Историки, политологи, политики до сих пор ломают копья в жарких спорах: была ли это Революция, обновившая страну, или Переворот, погубивший страну.

Подробнее — здесь здесь здесь здесь

Объективный взгляд на ту, уже далекую от нас эпоху, несомненно, будет учитывать:

  • Всемирно-историческое значение. Октябрьская революция открыла новую эпоху — эпоху перехода человечества от капитализма к социализму.
  • Объединение страны. Революция объединила в единое государство разрушенную в феврале 1917 года страну и создала новый социалистический общественно-политический строй.
  • Влияние на мировой исторический процесс. Революция определила тот облик мира, который мы видим сегодня, способствовала мировой эволюции.

Революция оставила след в мировой культуре: песни, стихи, картины, рассказы, повести, романы. Это памятник, которому не страшны ветры перемен и колебания политического курса. Писатели, ставшие участниками великих событий, независимо от того хотели они того или нет, — не только документируют исторические события, но и углубляют понимание человеческой природы в условиях кризиса. Изображая противостояния между белыми и красными, очевидцы великого перелома страны отражают свои личные взгляды на события, балансируя между личными историями героев и более широкими взглядами на происходящие социальные изменения. Взгляд очевидца — необъективен, но наполнен живым чувством, духом эпохи. И потому так важен для нас, даже спустя более, чем столетие…

Отношение к событию, перевернувшему жизнь всей страны и каждого человека было разным. Особенно — в среде творческих людей, к моменту февральской и октябрьской революций уже состоявшихся, Помимо своего (личного, человеческого ) они выражали общественное, глубинное отношение , анализируя и осознавая последствия того, что казалось переворотом, бунтом черни, — не для общества и индивидуальных судеб людей.

Среди писателей, которые наиболее ярко отражают дух и трагедию революции 1917 года, выделяются несколько ключевых фигур.

Александр Блок — русский поэт Серебряного века, публицист, драматург, переводчик и литературный критик. Его поэма «Двенадцать» , написанная всего через два месяца после событий Октябрьской революции, стала символом революционного времени. Блок исследует противоречивые чувства, связанные с революцией, от надежды до страха, показывая, как она изменила человеческую природу и общественные отношения. Поэма воспринималась как прославление Октябрьской революции, чего не простили Блоку многие его современники. Их смутил сюжет: погоня революционного дозора за проституткой Катькой и изменником Ванькой; двенадцать красноармейцев похожи на преступников-грабителей, и возглавляет их почему-то Иисус Христос. В центре произведения – стихия. Идет разгул стихийных сил природы, а для поэта-романтика, поэта-символиста, которым был Александр Блок, этот разгул символизирует собой противостояние самому страшному – обывательскому покою и уюту. Это передано в «Двенадцати» множеством образов: ветер, снег, вьюга. Сквозь вой ветра и пурги поэт услышал музыку революции. «Двенадцать» – дело исторического возмездия над старым миром, Блок не хотел брать под сомнение искренность и силу революционного порыва. Он провозглашает чеканный лозунг, ставший плакатным: «Революционный держите шаг!/ Неугомонный не дремлет враг!»

Зинаида Гиппиус — русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представительниц Серебряного века. Эта талантливая писательница была известна в свое время не менее Александра Блока. Октябрьская революция ее ужаснула: она восприняли её как воцарение «царства Антихриста», торжество «надмирного зла». В октябре Гиппиус писала: «Все, в ком была душа, – и это без различия классов и положений, – ходят, как мертвецы. Мы не возмущаемся, не страдаем, не негодуем, не ожидаем… Встречаясь, мы смотрим друг на друга сонными глазами и мало говорим. Душа в той стадии голода (да и тело!), когда уже нет острого мученья, наступает период сонливости». Дневники Зинаиды Николаевны Гиппиус – выдающийся литературный памятник, создававшийся на протяжении полувека. Дневник 1917 года рисует картину сползания страны в бездну безумия. Поэтическим документом времени, отразившем отношение Гиппиус к происходившему в 1917–1918 годах, стал сборник «Последние стихи. 1914– 1918» (1918 год). В стихотворении «Так есть» она писала:

«Если гаснет свет – я ничего не вижу.
Если человек зверь – я его ненавижу.
Если человек хуже зверя – я его убиваю.
Если кончена моя Россия – я умираю».

Иван Бунин — русский писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года. Его «Окаянные дни» — одно из самых яростных произведений о революции 1917 года. Стремясь как можно точнее передать дух того времени, автор с особой пронзительностью описывает жестокость, смуту и хаос послереволюционной жизни, рассказывает о событиях 1918-1919 годов, свидетелем которых он стал. Книга соединяет в себе черты публицистики и художественное начало, объединяя две грани таланта великого писателя. Это даже не дневник в строгом смысле слова, поскольку писатель восстанавливал записи по памяти, художественно их обрабатывая. Он воспринимал большевистский переворот как разрыв исторического времени. Бунин ощущал себя последним, кто может чувствовать «это прошлое время наших отцов и дедов». Он хотел в «Окаянных днях» столкнуть осеннюю, увядающую красоту прежнего и трагическую бесформенность нынешнего времени. Разверзшаяся геенна революции для Бунина была не только поражением демократии и торжеством тирании, но и в первую очередь невосполнимой утратой строя и лада жизни, победой воинствующей бесформенности.

Алексей Горький — русский советский писатель, поэт, прозаик, драматург, журналист, публицист и общественный деятель. Не менее страстным, чем дневники и заметки Бунина, получился сборник статей «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре». Эти статьи были написаны Горьким в 1917 и 1918 годах — в дни Февральской и Октябрьской революций. Он печатал их в своей газете «Новая жизнь», пока она не была запрещена новой властью. Горький пишет по горячим следам. Пишет, фактически, хронику событий, многие из которых давно забыты. В книге — отражение момента наивысшего обострения противоречий писателя, его напряжённых поисков ответа на вопрос о смысле русской революции, о роли в ней интеллигенции. Главная причина хаоса в стране, по мнению Горького, — необразованность и полное бескультурье большей части населения. Особое внимание писатель обращал на пошлость литературы и средств массовой информации своего времени.

Владимир Маяковский — русский и советский поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник. Восторженное отношение к революции
красной нитью проходит через все творчество поэта. Если старому миру он четырежды крикнул: «Долой», то революции он воскликнул: «Четырежды славься, благословенная

Тебе,
освистанная,
осмеянная батареями,
тебе,
изъязвленная злословием штыков,
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
«О»!
О, звериная!
О, детская!
О, копеечная!
О, великая!
…Тебе обывательское
– о, будь ты проклята трижды! –
и мое,
поэтово
– о, четырежды славься, благословенная!

Однако автор прекрасно осознает, что смена власти – это серьезное общественное потрясение, которое несет в себе не только свободу простому народу, но и разруху, голод, болезни и пьяный разгул. Поэтому в своей оценке событий 1917 года Маяковский беспристрастен, он не возносит дифирамбы и не тешит себя иллюзиями. Однако вместо трагического мироощущения доминирующим пафосом его поэзии становится оптимизм и героика. Основным методом его творчества первых послереволюционных лет явился революционный романтизм, главной темой – борьба за утверждение нового общества. Коммунизм и будущее стали для него практически синонимами. Новый строй оказался его кредо, символом веры, которому поэт посвятил свое творчество и свою жизнь. Поэт сплавляет стихи и публицистику, его язык сжат, емок, афористичен.

Джон Рид — американский журналист, писатель и репортёр. Его «Десять дней, которые потрясли мир» — одна из немногих попыток зарубежных авторов разобраться, что же все-таки произошло в России в 1917 году. Рид описывает Октябрьскую революцию с восторженной точки зрения. Его книга стала одной из самых известных хроник тех событий, в которой главными героями являются Владимир Ленин и Лев Троцкий. Несмотря на то, что в книге описываются реальные события, формально она не носит документального характера и называется романом. Мысли автора настолько близки революционным настроениям, язык перевода книги настолько изобилует революционными русскими оборотами, что возникает чувство, что Джон Рид сам был русским. Революционные события описаны ярко, достоверно, живо. Сама история оживает на страницах его книги.

Борис Пастернак — русский советский поэт, писатель и переводчик. Его роман
«Доктор Живаго» стал известен, и не в последнюю очередь благодаря широкой рекламной компании на Западе. Роман охватывает события начала XX века, революцию 1905-1907 годов, за которой последовала Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции. Однако центральное место в романе занимают роковые события 1917 года. Пастернак показывает, как личные судьбы переплетаются с историческими катастрофами, исследуя темы любви, потерь и поиска смысла в хаосе. В романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» революция предстаёт под разными именами и в разных обличьях. Изначально главный герой Юрий Живаго понимал революцию как событие, с которым он связывал свои мечты и идеалы. Во многом он понимал её «по-блоковски», связывая с поэтическими элементами — музыкой, природой, стихией. Однако по мере происходящих событий в романе сама идея революции для героя начинает терять прежний ореол. И автор, и Живаго воспринимают революцию не просто как совершившийся факт, они видят величие происходящего, сознают его справедливость. Главное заключается в том, что Пастернак даёт понять, какой ценой обошлась революция, какими потерями пришлось оплатить эту «великолепную хирургию».

Борис Пильняк — русский советский писатель, прозаик. Борис Пильняк — один из наиболее ярких советских писателей 20-30-х годов, ставший жертвой Большого террора – в 1938-м он был расстрелян. Именно его перу принадлежит один из первых романов об Октябрьской революции и Гражданской войне, знаменитый «Голый год», в котором автор показал столкновение старого мира с новым. Читается эта книга тяжело в силу ее стилистических особенностей, но писателю удалось передать дух того страшного и противоречивого времени, перемоловшего как жертв, так и палачей. В центре романа – жизнь в страшном и голодном 1919 году условного провинциального города Ордынина, который символически расширяется до общерусских масштабов. При этом временные границы оказываются символичными и прозрачными: сквозь вполне определенный момент прихода революции в городок Ордынин просвечивает бесконечная ретроспектива тысячелетней русской истории.

Валерий Брюсов — русский поэт, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Валерий Яковлевич Брюсов считал революцию неминуемой и верил, что она сможет изменить угнетающий его буржуазный строй. Она покорила Брюсова своими масштабами, своим грандиозным размахом. В противоположность большинству поэтов его круга, он увидел в революции героику, которая прежде являлась ему также в образах истории и мифологии древних цивилизаций. Поэтому отклик его на революцию был понятен. После некоторых колебаний он оценил ее идеи и приветствовал их. Постреволюционные стихи Брюсова являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю». В них он славит революцию (стихотворения сборника «В такие дни» (1923) — «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»).

Октябрь 1917 года
Есть месяцы, отмеченные Роком
В календаре столетий. Кто сотрет
На мировых скрижалях иды марта,
Когда последний римский вольнолюбец
Тирану в грудь направил свой клинок?
………
Но выше всех над датами святыми,
Над декабрем, чем светел пятый год,
Над февралем семнадцатого года,
Сверкаешь ты, слепительный Октябрь,
Преобразивший сумрачную осень
В ликующую силами весну,
Зажегший новый день над дряхлой жизнью
И заревом немеркнущим победно
Нам озаривший правый путь в веках!

Алексей Толстой — русский и советский писатель и общественный деятель.
Эпический роман «Хождение по мукам» создавался на протяжении двадцати лет. Это трилогия, первый том которой был пронизан тоской по Родине – Алексей Николаевич покинул Россию после 1917 года, и тема революции повлияла на его творчество особенно. Второй и третий том писались уже по возвращению в СССР. И, конечно, эта книга о русской интеллигенции. Герои романа – сестры Катя и Даша Булавины – прошли через вихри и пекло мировой войны, двух революций и гражданской войны вместе со всей страной и пережили массу душевных ран. Каждый из них был вынужден либо принять новую действительность, либо отвергнуть и бежать, бросив всё. Как написал сам писатель про свой роман: «это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлётам — ощущение целой огромной эпохи».

Эти и многие другие произведения остаются актуальными и сегодня, предоставляя читателям возможность осмыслить сложные вопросы о свободе, героизме, выборе пути и последствиях исторических изменений. При всем расхождении взглядов на те далекие события 1917 года, невозможно отрицать их значимость для нашей страны. Это история нашей Родины. Ее нужно не только хорошо знать, но и помнить, чувствовать беды людей, попавших в жернова Истории. Помнить уроки прошлого, чтобы предотвратить конфликты в настоящем.

Найти в настоящем мире ответы, куда и зачем мы идём, невозможно без анализа прошлого, в том числе — октябрьских событий 1917 года. Читайте эти книги и размышляйте!

  • Блок, А. А. Стихотворения.Поэмы / Александр Блок. — Москва : Дрофа ; Санкт-Петербург : РЕСПЕКС, 2001. — 224с.; 368с. — (Библиотека русской поэзии).
  • Брюсов, В. Я. Стихотворения / Валерий Брюсов. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1995. — 576 с. — (Всемирная библиотека поэзии).
  • Бунин, И. А. Окаянные дни : Повести. Рассказы. Воспоминания / И.А.Бунин. — Москва : Эксмо, 2003. — 640с. — (Русская классика).
  • Горький, М. Несвоевременные мысли : Заметки о революлии и культуре / М.Горький. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2005. — 224с.
  • Маяковский, В. В. Во весь голос : стихотворения и поэмы / Владимир Маяковский. — Москва : АСТ, 2021. — 192 с. — (Школьное чтение).
  • Мережковский, Д. С. Избранное / Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус. — Санкт-Петербург : Диамант, 1996. — 448 с.
  • Пастернак, Б. Л. Доктор Живаго : роман / Борис Леонидович Пастернакнак. — Москва : АСТ, 2004. — 702 с.
  • Пильняк, Б. А. Роман. Повести. Рассказы / Бор. Пильняк. — Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1991. — 448 с.
  • Рид, Д. 10 дней, которые потрясли мир. Статьи : [сборник] / Джон Рид; составление и предисловия Николая Старикова. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 368 с. — (Николай Стариков рекомендует). — На обложке «Неизвестная революция».
  • Толстой, А.Хождение по мукам : роман / Алексей Толстой. — Москва : ЭКСМО-пресс, 1998. — 832 с.
Библиотека рекомендует / ПроЧтение