11 октября 2021г. исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Наряду с Толстым и Чеховым он входит в число наиболее известных в мире русских авторов. Его героев (до сих пор!) отождествляют с русским человеком вообще, делая вывод о нашей сложности, мятежности духа, непостижимости для уравновешенного и упорядоченного человека Запада.
Мнения о Ф.М.Достоевском современных читателей порой прямо противоположны: от «Эта книга совершенно не похожа на «Гарри Поттера» и «Голодные игры». И хоть я её прочёл до конца, я не наслаждался чтением (О романе «Братья Карамазовы») — до «По моему скромному мнению, это величайший из когда-либо написанных романов. Я очарован 19 веком русской литературы, который открыла мне эта книга. Мне нравится, что Достоевский не боится пролить свет на самые глубокие и тёмные стороны человеческой души«(о романе «Преступление и наказание»).
Эйнштейн зачитывался Достоевским, Фрейд с ним спорил, Набоков — ненавидел. Режиссер Акира Куросава сделал японцем князя Мышкина – и японцы влюбились в книги великого писателя. Поговаривали, что портрет Достоевского висел в кабинете у Гитлера, а «главный пропагандист» Рейха Йозеф Геббельс зачитывался романами этого русского писателя, как и у него на Родине. Сегодня Достоевский – один из самых цитируемых и один из самых переводимых русских писателей в мире.
Отзывы на произведения Достоевского современных читателей здесь здесь здесь здесь
Многоликий Достоевский
Читая романы и повести Достоевского, мы представляем себе его героев такими, какими он их описал. Помните:
- «Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с острыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, и на плечах, несмотря на жару, болталась истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка»;
- «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен»;
- «… безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое….».
А каким мы представляем себе самого Достоевского? Таким, как его изобразил на известном портрете Василий Перов — сосредоточенным, замкнутым, аскетичным и отстранённым. Справедлива ли такая оценка? Посмотрим на фотографии и портреты Фёдора Достоевского разных лет, чтобы по-новому увидеть писателя.
- Самая загадочная и редкая фотография Достоевского. Это единственное изображение писателя с гладко выбритым лицом: бороды нет, а усы едва различимы. На обороте оригинала, хранящегося в Государственном Литературном музее, вероятно, рукою Анны Достоевской проставлена дата: «1863 г.».. Однако в 1863 г. писатель ещё не был знаком со своей будущей женой. Вероятно, это фото сделано в конце 1840-х гг.
- «Портрет Достоевского в 26 лет». Работа художника К. Трутовского (1847). В 1846 г. вместе с романом «Бедные люди» к Ф. М. Достоевскому пришёл успех. В этом произведении он впервые поднял темы, которые станут ключевыми для его творчества: судьба «маленького человека», двойственность человеческих характеров и Петербург. В том же году начал посещать литературно-философский кружок братьев Бекетовых, где встретился с поэтом и писателем Плещеевым. Именно он через год познакомит Достоевского с Михаилом Петрашевским.
- Фёдор Достоевский и Чокан Валиханов. Фотография С. Лейбин (1858 или 1859). Одно из самых ранних изображений Достоевского, писателю здесь 37 или 38 лет. Портрет снят в фотоателье: стол со скатертью, ковёр, ровный серый фон и заученная поза. Фото сделано в Семипалатинске (в настоящее время г. Семей, Казахстан). Здесь Фёдор Михайлович жил некоторое время после каторги и ссылки, пока ему не разрешили вернуться в Петербург. На фото писатель запечатлён со своим другом — Ч. Валихановым, казахским путешественником и этнографом.
- Фотография Ф. М. Достоевского. Работа И. А. Гоха (1860). Фотография сделана в год возвращения писателя в Петербург: он отбыл каторгу, пожил в ссылке, женился и вернулся к столичной жизни.Интересно сравнить портрет с предыдущим фотоизображением. Внешне Достоевский изменился мало, ведь прошёл всего год, но всё же в его облике появились новые детали. Писатель сменил военную форму на новый дорогой сюртук, отрастил аккуратную бороду. Поза его более расслабленная, рука заложена за жилет, нет жёсткой выправки с предыдущего снимка. В общем, в Семипалатинске мы видели скованного «младшего офицера», а в Петербурге -раскованного столичного денди.
- Фотография Ф. М. Достоевского. Работа М. Б. Тулинова (1860). Единственное фото Фёдора Михайловича в полный рост, размещалось на фронтисписе тома Полного собрания сочинений, где публиковались «Записки из Мёртвого дома». Фото интересно своим внутренним контрастом. С одной стороны, писатель хорошо одет: просторный тёмный сюртук в сочетании с жилетом и широкие брюки в крупную клетку, аккуратная борода. В то же время сама поза — отнюдь не модная и не самодовольная. Писатель несколько сутулится, руки висят безвольно. Весь его облик создаёт ощущение придавленности и какого-то напряжения.
- Фотография Ф. М. Достоевского в Париже (1862). В Музее памяти Ф. М. Достоевского снимок датирован 1862 г., хотя эта дата дискуссионная. Возможно, это 1863 г. — время второго посещения Парижа. Писателя запечатлел модный французский фотограф Э. Бондоно. Фото подкрашено акварелью.
- «Портрет Ф. М. Достоевского». Художник В. Г. Перов (1872). Самый известный портрет писателя живописец В. Перов написал по прямому поручению П. Третьякова. Знаменитый коллекционер неслучайно выбрал Перова: художник увлекался творчеством Достоевского и разделял его жизненные принципы. Композиция построена таким образом, чтобы в центре внимания оказывалось ярко освещённое лицо Достоевского, который, впрочем, не смотрит на зрителя. Взгляд его уходит в сторону. Тёмный фон и минималистичные детали создают образ отстранённого от внешнего мира человека.
- Достоевский под арестом на гауптвахте (1874). В 1874 году Достоевский был арестован на 2 дня: 21–22 марта он провёл на гауптвахте на Сенной площади. Причина ареста — «нарушение порядка публикаций». Подробной информации о данном инциденте нет, но снимок сохранился.
- «Ф. М. Достоевский. Белая ночь».Художник И. С. Глазунов (1983). В творчестве художника Глазунова, одного из самых признанных в России, Фёдор Михайлович Достоевский занимал особое место – он был его любимым писателем. Илья Сергеевич буквально поклонялся классику и поэтому создал целую серию иллюстраций к важнейшим произведениям Ф. Достоевского, а также несколько портретов самого мастера. На этой картине Глазунов запечатлел Достоевского на фоне Петербурга, города мятущейся души и сломленных судеб. Чуть сгорбленная фигура писателя — гармоничная часть общего тёмного городского вида. Он погружён в себя, холодная гамма подчёркивает отстранённость его настроения.
- «Портрет Ф. М. Достоевского». Художник К. А. Васильев (1976). К созданию портрета Константин Васильев подошёл очень серьёзно, он стремился достичь максимальной подлинности. Для этого художник изучил большинство известных фотографий писателя и описания его внешности, собрал информацию о личных вещах и обстановке рабочего кабинета. На портрете Ф. М. Достоевский сосредоточенно о чём-то размышляет, при этом взгляд его исподлобья устремлён вперёд – на зрителя. Композицию дополняет один из любимых «символов» К. А. Васильева — горящая свеча.
Памятники Достоевскому установлены в нашей стране и за рубежом. Но как по-разному видят писателя скульпторы.
Библиографический указатель «Слово, обращенное в будущее» включает в себя : краткую биографическую справку, аннотированный список книг, посвященных творчеству Ф.М. Достоевского, библиографический список периодических изданий (включающий в себя список сценариев массовых мероприятий) и электронных ресурсов.
Все изображения взяты с сайта : https://yandex.ru/images/?utm_source=main_stripe_big
Библиотека рекомендует / ПроЧтение |