Центральная городская библиотека имени Ю.Н. Либединского предлагает вашему вниманию выставку, посвященную Международному дню детской книги.
Международный день детской книги отмечается 2 апреля, в день рождения Х. К. Андерсена.К этому дню во многих странах приурочивают проведение Недели детской и юношеской книги. Инициатива создания Международного Дня детской книги принадлежит известной немецкой писательнице Йелле Лепман.Учредители праздника подчеркнули важную роль детской книги в воспитании и интеллектуальном развитии юных читателей.
Детская литература появилась сравнительно недавно. До середины XVII в. дети читали примерно то же, что и родители. В 1658 г. чешский педагог Я.А. Коменский опубликовал первую книгу с картинками для детей «Мир чувственных вещей в картинках». Но в основном круг детского чтения сводился к Библии. В XVIII в. дети зачитывались «взрослыми» романами «Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта. Были популярны сборники восточных сказок. В XIX в. детям полюбились сказки братьев Гримм.
В России созданию детской литературы тоже уделялось большое внимание. Ещё в XVII в. иеромонах Савватий написал одиннадцать стихотворений для детей. Позднее детские книги создает учитель царевичей Алексея и Фёдора, писец Московского печатного двора, Карион Истомин. В XVIII-XIX вв. для детей писали С. Аксаков, А. Шишков, А. Погорельский и другие. В начале XIX в. появляются первые детские журналы.
Вашему вниманию предлагаются книги:
- Писатели нашего детства. 100 имен: биографический словарь в 3-х частях / под ред. С. И. Самсонова. — Москва: Либерия.
В словаре даны краткие биографические статьи, посвящённые детским писателям, списки их лучших произведений, приведены дополнительные сведения об иллюстраторах, переводчиках, экранизациях и т. д. В статьях представлено творчество писателей: Я. Акима, В. Бианки, Н. Перро, Ю. Олеши, Н. Носова, А. Милна, И. Крылова, Е. Чарушина, В. Короленко, Л. Буссенара, К. Ушинского, С. Михалкова и многих других творцов детской литературы.
- Русские детские писатели XX века: биобиблиографический словарь /ред. кол. И. Н. Арзамасцева и др. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Флинта; Наука, 1997. — 504 с.
Словарь включает 245 статей, посвященных как хорошо известным детским писателям, поэтам и драматургам, так и молодым авторам книг для детей и юношества. В него введены также статьи о крупнейших русских художниках слова XX века , которые внесли значительный вклад в расширение круга детского и юношеского чтения.
Каждая статья содержит важнейшие факты биографии писателя, сведения о проблематике его творчества, основных жанрах и особенностях индивидуального стиля. Названы и проанализированы наиболее значительные произведения автора и указаны даты их первых публикаций.В библиографии приведена литература о писателе.
- Корф, О. Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Н /О. Б. Корф. — Москва: Стрелец, 2006. — 56 с.: ил.
- Корф, О. Б. Детям о писателях. ХХ век. От О до Я /О. Б. Корф. — Москва: Стрелец, 2006. — 56
- с.: ил.
В книгу вошли материалы о самых знаменитых отечественных писателях XX века, авторах произведений для детей: Акиме, Барто, Благининой, Волкове, Ковале, Лагине, Маршаке, Осеевой, Остере, Чарушине, Чуковском и др. Сборник об их жизни и творчестве предназначен библиотекарям, учителям, воспитателям детских садов, родителям.
- Тубельская, Г. Н. Детские писатели России. Сто тридцать имен: биобиблиогр. справочник / Г. Н. Тубельская. — Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. — 492 с.: ил.
В справочник включено сто тридцать имен детских писателей. Материалы расположены по алфавиту фамилий писателей, после каждого очерка об авторе дается перечень самых последних изданий его произведений а если книги важные, но давно не переиздавались, то и за более ранние годы. Имеется перечень наиболее интересных статей о творчестве каждого писателя.
- Кузнецова, Н. И. Детские писатели (справочник для учителй и родителей). Приложение к книгам для чтения серии «Свободный ум» / Н. И. Кузнецова, М. И. Мещерякова, И. Н. Арзамасцева. — Москва: Баллас; С-Инфо, 1995. — 160 с.
Справочник адресован учителям начальных классов и является приложением к книгам для чтения серии «Свободный ум». Ее с интересом прочтут и все, кто хочет узнать много нового о детской литературе и любимых детских русских и зарубежных писателях: Павле Бажове, Викторе Драгунском, Петре Ершове, Борисе Заходере, Астрид Лигрен, Джанни Родари и др. Материал расположен в алфавите авторов.
- Зарубежные детские писатели в России: биобиблиографический словарь / под. ред. И. Г. Минераловой. — Москва: Флинта; Наука, 2005. — 520 с.
Словарь включает более 100 имен зарубежных писателей и поэтов, известных у себя на родине, имеющих всемирную славу и снискавших популярность у читателей в России в разное время. Авторы статей обратили особое внимание на роль, которую сыграло творчество этих писателей в развитии русской словесности для детей и юношества. В словарь включены также статьи о самых «плодовитых» русских переводчиках.
Пособие адресовано широкому кругу читателей и специалистам: руководителям детского и юношеского чтения, учителям, воспитателям, преподавателям педагогических колледжей и вузов, изучающих детскую литературу, библиотекарям и издателям.
- Петровский, М. С. Книги нашего детства / М. С. Петовский. — Москва: Книга, 1986. — 288 с. — (Судьбы книг).
Автор повествует о причудливых путях знаменитых детских книг, о неожиданном пересечении человеческих и книжных судеб, о невидимых на первый взгляд связях между людьми и книгами. Рассказ об удивительных обстоятельствах, которые сопровождали
рождение сказок К. И. Чуковского, В. В. Маяковского, С. Я. Маршака, А. Н. Толстого, А. Н. Волкова, построен на обширном материале, извлеченном из архивов.
- Разумневич, В. Л. С книгой по жизни: о творчестве советских детских писателей. Книга для учащихся / В. Л. Разумневич. — Москва: Просвещение, 1986. — 240 с.: ил.
Автор книги рассказывает о творчестве детских писателей: Аркадия Гайдара, Льва Кассиля, Бориса Житкова, Владимира Беляева, Зои Вознесенской, Сергея Алексеева, Владислава Крапивина и др.
Предназначенная для внеклассного чтения, книга призвана помочь школьникам глубже понять и ближе почувствовать художественное своеобразие произведений, созданных для юных читателей.
- Рассказы о природе / К. Паустовский, Г. Скребицкий, К. Ушинский, В. Бианки; худ. В. Черноглазов. — Москва: Самовар, 2006. — 96 с.: ил. — (Школьная б-ка).
В сборники рассказов вошли произведения писателей, посвятивших свое творчество описанию природы, птиц и животных: В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, Г. Скребицкого, К. Паустовского, К. Ушинского. Прекрасные знатоки природы, талантливые писатели, они так смогли увидеть и описать окружающий нас мир, что каждая их история позволяет узнать юному читателю что-то новое, интересное, порой забавное или смешное.
- Внеклассное чтение (для 3-4 классов) / сост. М. В. Юдаева; худож. В. Черноглазов. — Москва: Самовар, 2008. — 142 с.: ил. — (Школьная б-ка).
В сборники вошли рекомендованные для прочтения в 3 и 4 классах лучшие детские произведения классиков русской л
итературы: М. Пришвина, К. Паустовского, В. Драгунского, А. Чехова, М. Зощенко, Ю. Сотника, А. Платонова и других. Сборник состоит из четырёх тематических частей: «Страна детства» (о детях и их увлечениях), «Мир вокруг нас» (о природе), «Расскажу вам сказку» (сказки и сказочные истории), «Весёлая переменка» (смешные рассказы). Каждый рассказ проиллюстрирован рисунком, что делает прочтение книги полезным и приятным для детей.
- Сказки русских писателей / сост. Н. Сидорина; худож. Е. Монин и др. — Москва: Астрель; АСТ, 2008. — 560 с.: ил. — (Всемирная детская б-ка).
Что вы знаешь о сказках? Когда и кто их сочинил? Значительную часть золотого фонда детской литературы составляют сказки, написанные русскими писателями. Писать специально для детей начали в XIX веке. Читая этот сборник, вы откроете чудесный мир первых сказок русских писателей, с которых и начала развиваться наша детская литература.
В книгу вошли знаменитые сказки А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, В. Ф. Одоевского, А. Погорельского, В. И. Даля, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и многих других русских писателей XIX века. Это «Черная курица, или Подземные жители», «Слепая лошадь», «Генерал Топтыгин», «Премудрый пескарь», «Лягушка-путешественница» и др.
- Спешите делать добрые дела: рассказы / рис. Е. В. Попковой. — Москва: Детская литература, 2013. — 352 с.: ил. — (Школьная б-ка).
Имена авторов, чьи произведения вошли в этот сборник, знакомы и взрослым, и детям: Аркадий Гайдар, Л. Пантелеев, Михаил Зощенко, Борис Житков, Евгений Пермяк, Виктор Драгунский, Валентина Осеева, Владимир Железников, Константин Паустовский, Виктор Астафьев, Юрий Яковлев, Владимир Солоухин. Они дают настоящие уроки нравственности юным читателям и раскрывают перед ними мир добрых дел.
- Ребятам о зверятах: [стихи] / М. Пляцковский и др. — Москва: Самовар, 2015. — 48 с.: ил. — (Для самых маленьких).
В сборник вошли стихи Валентина Берестова, Ирины Пивоваровой, Эдуарда Успенского, Виктора Лунина, Владимира Орлова, Андрея Усачева, Михаила Пляцковского, Сергея Козлова, Сергея Михалкова.
- Хочу в школу: [стихи] /З. А. Александрова и др; худож. Н. В. Кузнецова. — Москва: Самовар, 2011. — 48 с.: ил. — (Для самых маленьких).
В сборник вошли стихи для чтения взрослыми детям: З. Александровой, И. Токмаковой, С. Михалкова, В. Берестова, А. Шибаева, А. Барто и др. Веселые иллюстрации сопровождают каждое стихотворение.
- Сказки народов мира / сост. В. В. Занков, Ю. Н. Оленичева; худож. Т. А. Ляхович. — Москва: Оникс, 2007. — 160 с. — (Библиотека младшего школьника).
В книгу включены самые интересные и увлекательные сказки народов мира, которые знакомят детей с народными представлениями о добре и зле, о долге, справедливости и счастье, позволяют развивать внутренний мир ребенка и его умение правильно себя вести в различных жизненных ситуациях.
ЦГБ им. Ю.Н. Либединского |