Персона в «Либединке». Наш гость – тренер сборной России по олимпиадной робототехнике Лариса Соловьева

Миасские команды под ее руководством неоднократно становились призерами мировых чемпионатов по робототехнике

В конце января в Центральной городской библиотеке в рамках проекта «Персона в «Либединке» состоялась очередная встреча. В этот раз в гости пришла руководитель городского методического объединения «Образовательная робототехника», преподаватель школы № 13, руководитель клуба роботехники «Прометей», тренер сборной России по спортивной образовательной робототехнике Лариса Соловьева. Модератором встречи выступил библиотекарь Владимир Мухин.

Лариса Соловьева 15 лет нанимается образовательной робототехникой. А началось все, когда Лариса Евгеньевна преподавала в 19-ой гимназии. Тогда ее направили на курсы знакомства с робототехническими конструкторами и их возможностями. Эти курсы и дали старт собственным разработкам и методике обучения детей, и как результат – команды юных миасских робототехников под руководством Ларисы Соловьевой неоднократные призеры  мировых чемпионатов.

Учит мыслить самостоятельно

В «Либединке» Лариса Евгеньевна рассказала о том, как готовит ребят к соревнованиям. В первую очередь, поясняет педагог, она учит их мыслить. Именно самостоятельное мышление необходимо при конструировании новых роботов и в решении поставленных задач.

– У нас есть ноутбуки. На них мы пишем программы, которые закачиваем в роботов, – рассказывает Лариса Соловьева. –  Ребенку нужно иметь логическое мышление, учиться мыслить последовательно. И тогда ребята начинают обучаются без помощи учителя. У начинающих робототехников часто «вспыхивает» такой эффект «Вау» – у меня получилось!». Ребенок очень доволен и максимально выкладывается. Замечу, что программирование – достаточно сухой предмет. Но логика в нем потрясающая. Мозг человека хорошо запоминает информацию, которая дается быстро, порциями. У меня на занятии в клубе робототехники на задание дается час для младших и два часа для старших.

– Лариса, расскажите о первом международном турнире.

– В состав сборной РФ мы вошли в 2011 году. В команду входили две девочки: Алина и Аня. Очень продвинутые ребята. Говорили на английском языке. Мы выступали в Абу-Даби. Представляли проект умного дома. Робот резал бананы огурцы, морковку вареную. Работал в этом доме и робот-полотер. Также стоял диван, который определял, кто на нем сидит и в зависимости от этого в телевизоре включались либо взрослые, либо детские каналы. Был сортирователь носков. Девчонки на английском провели презентацию. Мы заняли тогда 9 место.

В 2013 году миасская команда хорошо себя показала в Индонезии. Миасцы стали победителями в младшей категории (правда, уже, в другом составе), а в 2015 году в Китае заняли призовое место.

– В 2019 году в Дании несколько наших команд стали призерами, – продолжает Лариса Евгеньевна. – Команда из 13-ой школы выступила в категории «Виду», заняла третье место. Две другие миасские команды стали лучшими в категориях elementary (<12 лет) и Junior (13-15 лет) – поясняет педагог.

В ноябре 2019 года в Венгрии миасцы заняли первое место на чемпионате мира. Ребята готовились – решали поставленную задачу. Если разложить ее на составляющие, со стороны выглядит так: роботу нужно определить человечка (взрослый или ребенок), где он находится (магазин, дом, школа, зоопарк, кинотеатр), перевезти в новое место, идеально разместив в пределах нужной зоны. Размер поля, по которому ездил робот,  120 на 240 сантиметров.

Наша команда с первой попытки получила 115 баллов из 125, а во второй и третьей попытке ребята набрали максимальное количество баллов. Наша команда стала единственной, кто смог дважды сделать полный балл.

– Из отобранных на чемпионат 93 команд из 74 стран, только наши смогли выполнить эту задачу на максимум в 2 из 3 возможных попыток, – рассказала Лариса Евгеньевна.

Попасть «на Россию» сложнее всего

– Лариса Евгеньевна, сложно ли попасть на мировой чемпионат?

– Сложно попасть в сборную команду страны. При отборе существует сильная конкуренция. Сборы обычно проходят неделю. Ребята занимаются 9 утра до 23 часов с перерывами на прием пищи. А мировой чемпионат проходит всего 2-3 дня. Там выполнил задание и свободен.

Перед поездкой «на мир» миассцы очень много тренируются проходят сборы в Иннополисе под Казанью. Заметим, что это – город будущего. По улицам там ездят роботы-доставщики пиццы, беспилотные Яндекс-такси. Ребята пробовали, создавали им помехи и такси объезжали их. Иннополис начинался с университета, в котором преподают на английском. Там очень важно знание языка. Мировые поездки и пребывание в Иннополисе мотивирует ребят к изучению иностранных языков.

Кстати, на мировом чемпионате детям тоже выдают задание на английском языке. Ты должен написать программу для робота, чтобы он выполнил задачу при любых установках. При этом Bluetooth и Wi-Fi  на аппарате должен быть отключен.

– Все задачи ты должен решать на месте, – объясняет Лариса Евгеньевна. – Помню, на чемпионате в Малайзии получили задание переложить теннисные шарики. Мы готовили технику под наши, российские диаметром 40 мм, а мировой стандарт поменялся на 38 мм. И у нас шарики не держались. И запасных деталей у нас тогда с собой не было и собственные шарики использовать было нельзя. Урок стал для нас очень важный – с тех пор всегда на мировые турниры берем с собой много запасных деталей и всю электронику.

С февраля прошлого года из-за пандемии миасские робототехники никуда не ездят, но в соревнованиях, тем не менее, участвуют в дистанционных. Притом соревнования проходят на более серьезном уровне.

Лариса Евгеньевна, очень интересный вопрос: кто проплачивает расходы на поездки?

– В Данию ездили за свой счет. Потому что это была не бюджетная олимпиада. А вот поездку на чемпионат мира в Венгрию оплачивало Министерство Образования Челябинской области, так эта олимпиада внесена в список рекомендуемых олимпиад.

Где сегодня трудятся ваши бывшие ученики, и насколько помогли им занятия по робототехнике?

– Ребята работают в ведущих предприятиях города: на автомобильном заводе «Урал», в Государственном ракетном центре. Замечу, что многие олимпиады дают преференции детям при поступлении в вузы. Например, Высшая школа экономики принимает победителей московских олимпиад робототехники без вступительных экзаменов.

Полностью диалог в «Лебединке» вы можете посмотреть на ютуб-канале миасских библиотек.

Фотогалерея учеников Ларисы Соловьевой и их побед.

Новости библиотек