Друзья, арт-студия «Дилижанс» предлагает вам совершить историческое путешествие. Вы узнаете немало интересного о рукоделии русских мастериц начиная с XI века.
Летопись национального рукоделия богата на знаменитые исторические имена. В ней записаны и русские царевны, и великие княгини, и жены, и сёстры русских царей. А все потому, что умение прясть, шить, вязать или вышивать раньше было не только насущной необходимостью. Оно позволяло никогда не оставаться в праздности.
Девочек приучали к рукоделию с самого раннего детства и уже к 8-9 годам, юные боярыни и княжны владели вышивкой, «золотным» шитьем, вязанием и рисованием. Русские царевны умели вышивать самые причудливые узоры шелковыми и парчовыми нитями, с бисером, стеклярусом, монетами, жемчугом и самоцветами. Для них, «заточенных в своих светелках», рукоделие было основным источником времяпрепровождения.
При женских монастырях еще в XI веке появляются вышивальные мастерские. Первой считается мастерская княжны Янки, сестры Владимира Мономаха, которая, помимо шитья, обучала мастериц грамоте и церковному пению.
Соломония Сабурова, жена царя Ивана III основала одну из самых известных в России мастерских церковного шитья.
Соломония родилась в дворянской семье и, по преданию, с детства отличалась добрым нравом. В жены Василию III ее выбрали по византийскому обычаю: перед царскими очами предстали полторы тысячи невест со всей страны, но именно Соломония покорила сердце венценосного жениха. Шли годы счастливого брака, а царица все никак не могла подарить мужу наследника. Не помогали ни многочисленные паломничества к святым местам, ни богатые дары храмам, ни помощь придворных бабок и даже колдунов. И тогда, чтобы сохранить власть, царь решился на отчаянный поступок — Василий III понял, что ему придется расстаться с женой и отправить ее в монастырь. К чести царя, надо сказать, он назначил опальной царице богатое содержание и всячески облагодетельствовал монастырь.
Сама же Соломония в монастыре занялась привычным рукоделием. Под ее руководством в России зародилась одна из самых известных школ церковного шитья. При большинстве богатых домов в то время были свои рукодельные мастерские — светелки, в самых крупных число вышивальщиц могло доходить до 100 человек. Хозяйка мастерской шила вместе со всеми мастерицами и определяла свой индивидуальный стиль, который нередко исчезал с ее кончиной.
Церковное шитье — особенный жанр, подчиненный строгим канонам. Вышитые предметы в церкви играли роль не только украшений — они становились священными реликвиями и мало чем отличались от настоящих икон.
Одной из самых сложных работ была вышивка рук и лиц. От этого вида рукоделия и пошло название «лицевое шитье». Стежки, похожие на гладь, воспроизводили анатомию человека – веки, складки на ладони, глаза. Игра с направлением стежков создавала эффект светотени. Лица и руки вышивали тонким шелком бежевого или песочного оттенков.
Вышитые предметы церковного обихода считались роскошным даром не только потому, что на них уходили месяцы и годы работы. Материалы для работы практически все были привозными и ценились очень дорого. Шелк, золотые и серебряные нити и жемчуг везли из Персии, Индии и Китая.
Замечательной вышивальщицей была первая жена Ивана Грозного Анастасия Романовна. А Ефросинья Старицкая, его родная тетя, создавала истинные шедевры вышивки. А когда царь Иван Грозный насильно заточил ее в Кирилловский монастырь, она создала там изумительную вышивальную мастерскую, в которой разработала объемную и красочную технику рукоделия.
Талантливыми рукодельницами были Ирина и Ксения Годуновы. Их вышивки были удивительно красивы и проникновенны. Все эти замечательные женщины ни одного дня своей жизни не провели в праздности, на весь мир прославив рукодельное искусство России.
В фонде библиотеки-филиала №4 вы найдете множество книг по русской истории и декоративно-прикладному искусству:
- Пушкарева, Н.Л. Женщины Древней Руси. – Москва: Мысль, 1980. – 286с.
- Забелин, И.Е. Как жили в старину русские цари-государи. – Москва: Панорама, 1991. – 48с.
- Еременко, Т.И. Рукоделие. – Москва: Легкая промышленность, 1981. – 105с., ил.
- Иванова, А.А. Вышитые цветы. -Москва: Эксмо, 2007. – 80 с.: ил. – (Азбука рукоделия).
- Школа рукоделия/ сост. С. Иванова. – Москва: Олимп; Смоленск: Русич, 1999. – 656 с., ил.
Новости библиотек / Филиал 4 |